Тема урока: «Мамин Платок. Павловопосадский платок». 3 класс.

3 класс. Тема урока: «Мамин Платок. Павловопосадский платок».

Цель урока:  дать понятия о ритме, композиции в квадрате, умение подбирать гармоничное сочетание цвета, прививать любовь к народному творчеству.
Задачи:
1. Познакомиться с историей Павловопосадского набивного платка.
2. Изучить схемы орнамента в квадрате, характерные для Павловопосадского платка.
3. Изучить орнаментальные мотивы Павловопосадских платков.
4. Изучить цветовую гамму Павловопосадского платка.
5. Изображение орнамента в квадрате по одной из выбранных схем.

Зрительный ряд: презентация, картинки с Павловопосадскими платками, схемы узоров платков.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: платки с растительным орнаментом, образцы работ учителя по этой теме, схемы композиций платков, иллюстрации с изображением Павловопосадских платков.
Оборудование для учащихся:
Лист формата А4, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка
Содержание урока.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Творческая часть.
Практическая работа.
Итог занятия.
Ход занятия:
Организационный момент. Проверка рабочего места.

Учитель - Неотъемлемой частью русского костюма является –
головной убор.
Какие головные уборы вы знаете? (кокошник, кичка, платок и т.д.)
А какие бывают платки?
- Платки бывают праздничные, будничные и скорбные.
- Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский)
- Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, скромный)
- Какой платок нужен женщине, когда у нее горе? (темный, черный)
- платки есть на разные случаи жизни и даже на любой возраст. Можно ли один и тот же платок одеть молодой девушке или пожилой женщине? (Нет) А почему, как вы думаете?
Если одеть старушке яркий, броский платок девушки, такой платок сильно подчеркнет возраст, выделит морщинки и бледность лица. Нежели в этом платке девушка будет выглядеть молодо, ярко, красиво. Так что правильно подобранный платок, подчеркнет женскую красоту.
Русские платки были не только как одежда, но и как украшения.
Сообщение темы занятия. Беседа по теме:
На шелка легли узоры всей земли: Небеса, поля и горы зацвели. Яркой выдумкой и цветом, и каймой Ткань соперничает с летом и зимой. И равнины из сатина напоказ, Пламя клена и рябины манит глаз. Если мы платок расстелем на поля, То еще красивей станет вся земля.
- Сегодня мы с вами будем украшать платки.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. Убрус набрасывали наверх головного убора. Платки не прятались под одежду, а выставлялись напоказ и носились, как шаль. В 18 веке в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма, как завершение головного убора или украшение повседневного так и праздничного наряда. Большое внимание уделялось платкам в то время, считалось дорогим подарком, когда парень дарил платок девушке, этим выражал свое внимание и уважение. Возвращаясь с ярмарки подарком от отца дочерям и жене был тоже знаменитый Павловопосадский платок. Самый знаменитый на весь мир Павловопосадский платок отличался своей колористикой и декоративностью, в них были отображены крупные цветы и узоры на контрастном фоне. Шали и платки - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.
Рассмотрение зрительного ряда: Картины художников с изображением девушек , женщин в платках и фотографии Павловопосадских платков.
Творческая часть:
А теперь давайте посмотрим на платок, как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных). – Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами (вместо букета цветов- кружки, вместо листьев - овалы, – схема).
Рисунок проходит по вертикальным линиям, самый крупный узор находится в центре.
Букет проходит по центру, а другие узоры по краям.

В центре крупный узор и по углам букеты, по все сторонам гирлянды из мелких цветов.

По углам крупные цветы, а мелкие выстроены по бокам в одну линию, центр занимают мелкие цветочки.
– Понятна ли вам закономерность?   – Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию. Точно так же и вам предстоит это сделать. А потом эту схему заполните конкретными природными элементами.
Какие основные цвета использовались для фона платка?
Основные фоновые цвета были: белый, черный, малиновый, красный, синий, фиолетовый и т. д.
Изображение каких цветов вы видели в платках?
Лилии, розы, незабудки, георгины и многие другие цветы.










Георгины – второй по частоте изображения цветок на Павлово - Посадских платках, шалях и палантинах.  Они могут быть совершенно разных оттенков.

Художниками еще используется цветок -  лилии.
 

И многие другие цветы

4. Практическая работа:
Ваша задача из листа А4 сделать квадрат, на котором вы сначала карандашом создадите понравившуюся композицию. После, выполняете работу в цвете красками.
Приступайте к работе.
5. Итог занятия:
Работы детей .