План-конспект урока «Изготовление открытки в технике металлопластики»


План-конспект занятия по технологии для мальчиков в 7 классе на тему: «Изготовление открытки в технике металлопластики»
Автор: Джуринский Владимир Дмитриевич
Тема: «Изготовление открытки в технике металлопластики»
Цели:
Образовательная – научить детей приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу, культуру общения, аккуратность, трудолюбие.
Развивающая– развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творческое мышление, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:образцы тонколистового металла, скотч, давилки разной толщины, рабочие доски, заготовки фольги, ножницы, эскизы рисунков, наждачная бумага, компьютер с мультимедиа проектором.
Учебник: А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко «Технология 7 класс», 2013 год.
Планируемые результаты
Предметные – учащиеся знакомятся с видами технической и графической докуметации.
Метапредметные (УУД): регулятивные – пробразовать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и однокласниками.
Познавательные – разбираться в чертежа, эскизах, технических рисунках, наглядных изображениях.
Личностные – умение проведения самоанализа выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество проделанной работы.
Планурока:
Технологическая карта урока
I. Организационная часть
Проверка готовности к уроку;
Повторение пройденных тем;
Игра «Крестики - нолики».
Условия игры
• Ответить на 9 вопросов по ранее изученному материалу.
• Учащимся раздаются схемы на листочках:
• Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный -нолик.
• Схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать ее можно только в конце игры, для проверки правильности выполнения задания.
Вопросы для игры:
Резьба- это винтовая канавка на стержне или в отверстии. (да)
Фрезерный станок служит для точения. (нет)
Из инструментальной стали делают напильники, сверла, фрезы и токарные резцы. (да)
После закалки твердость стали уменьшается. (нет)
Болты и гайки, валы и оси точат на токарном станке. (да)
Резьбу в отверстии нарезают напильником. (нет)
Из конструкционной стали делают детали машин. (да)
Резьбовые соединения нельзя разбирать. (нет)
Метчик служит для нарезания резьбы в отверстии. (да)  
Сообщение темы и цели урока:
– Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из видов художественной обработки металла – тиснением по фольге. Видов художественной обработки много и некоторые из них вы знаете или слышали о них. Например – чеканка (слайд 1), литье (слайд 2), ковка (слайд 3), мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки (слайд 4) и другие виды обработки. Сегодня на уроке мы не только познакомимся со свойствами фольги, но и изготовим с вами методом тиснения – художественную открытку.
– Кто мне скажет, что такое тиснение? (Один из видов обработки металла.)
– Назовите виды художественной обработки? (Чеканка, литье и т.д.)
II. Теоретическая часть
–Фольга– это тонколистовой металл. Что еще относится к тонколистовому металлу? Правильно – жесть. Жесть(слайд 5) – тонкий листовой металл, толщиной до 0,5 мм. Какая бывает жесть? Бывает белая и черная. Белая отличается отчерной тем, что ее покрывают тонким слоем олова. А что изготавливают из жести? (Банки, крышки, трубы и т.д.)
– А кто из вас любит шоколад? А ведь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщиной до 0,01 мм.металл. Называется он – станиоль.(слайд 6) Из золотойстаниоли изготавливают сусальное золото, которым покрывают купола церквей. (слайд 7)
– Сегодня же нас интересует фольга– тонкий, толщиной до 0,2 мм листовой металл. Применяется в радио и электропромышленности, для упаковки продуктов, изготовления крышек, банок для напитков и т.п.
– Фольга (слайд 8) (от латинского – folium– лист) получила широкое распространение в XIX веке, когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продуктов, а так же в технических и декоративных целях. Широкому распространению фольги, в декоративно– прикладном искусстве в конце XIX, начале XX веков, способствовала мода на металлические оклады для икон. (слайд 9) Для окладов использовали золото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов.
В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое. Рельефное тиснение выполняют специальным инструментом – давилкой
Кто мне скажет что такое – жесть? Что изготавливают из жести? Чем отличается белая жесть от черной? Что такое – фольга? Для чего ее применяют? Чем покрывают купола церквей? Как называется инструмент для рельефного тиснения?
Сейчас мы посмотрим презентацию по чеканке.
III. Практическая часть
Вводный инструктаж:
Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественную открытку.
Заготовкамидля работы нам послужат банки из–под напитков, с которыми мы обычно, что делаем? Правильно – выбрасываем. Рабочая доскаиз ДВП обклеена искусственной кожей. Давилкимы сделали сами. Все необходимое для работы имеется на ваших столах.
Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению открытки.
Сейчас я объясню вам последовательность изготовления открытки, а затем вы приступите к самостоятельной работе. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовил для вас эскиз изделия (приложение 1) и рисунок (приложение 2) с которым вы будете работать. Всю последовательность выполнения операций вы увидите на экране (презентация). Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты (приложение 3) в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем:
– готовый рисунок с помощью скотча закрепляют на заготовке с лицевой стороны;
– давилкой выдавливают контуры рисунка;
– с помощью наждачной бумаги проявляют рисунок на внутренней стороне заготовки;
– применяя давилки различной толщины, производим тиснение (можно также нанести фон рисунка в виде точек, кругов, черточек и т.п.);
– закрепляем открытку в рамке и лакируем.
Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности(последний слайд ) при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Категорически запрещено использовать банки от аэрозолей и бытовых отравляющих веществ – дихлофоса, карбофоса, лака для волос и тому подобного.Ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь!
Как вы думаете, почему нельзя разбирать банки от аэрозолей и почему их нельзя бросать в огонь?
И так инструменты готовы, заготовки и рисунки под рукой – приступаем к работе.
Текущий инструктаж:
Проводится по обходу рабочих мест и вызову учащихся.
Физкультминутка:
– Ребята, вы наверное немного устали? Давайте с вами прервемся и сделаем небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих рабочих мест.
Для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, повращаем глазами по часовой стрелке и против;
Для шеи: наклон головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну сторону и в другую;
Для плечевого пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;
Для кистей рук: круговые движения руками, сгибание – разгибание пальцев в кулак;
Для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад и наклон вперед с касанием пальцами рук носков обуви;
Для мышц ног: приседание 5–8 раз.
Теперь можно продолжить работу.
IV. Заключительная часть
Проверка выполнения практической работы.
Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
Что такое тиснение?
Какой материал использовали для тиснения?
Как называется инструмент для тиснения?
Заключительный инструктаж (показ лучших работ, ошибки и недостатки в работе).
Домашнее задание: совершенствование навыков тиснения.
Провести тиснение рисунка с символом года - змеёй.