Внеклассное мероприятие Детектив идет по следу


Внеклассное мероприятие по химии
«Детектив идет по следу!»
Цель мероприятия: повышение мотивации учащихся к изучению химии, расширение кругозора учащихся.
Задачи мероприятия:
Образовательная: закрепить знания учащихся по темам: качественные реакции, свойства химических элементов
Развивающая: Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием, логическое и химическое мышление, познавательный интерес учащихся.
Воспитательная: воспитывать умение слаженной работы в команде.
Ход мероприятия:
Звучит музыка: увертюра из Шерлока Холмса
Здравствуйте все, кто пришел на наше увлекательное мероприятие «Детектив идет по следу». Нашим гостям я предлагаю сегодня взять на себя еще и почетную роль жюри, а участниками сегодняшнего мероприятия является 10 «А» класс. Все ребята разделились на 3 команды - 3 детективных агентства и сейчас я попрошу их представиться.
Учащиеся сообщают свое название и демонстрируют свою эмблему.
1 конкурс «Изучите улики» 5- 7 минут
Каждой группе учащихся в пластиковом пакете раздается кисточка, вата, лист бумаги с надписью, сделанной фенолфталеином и бутылочка с нашатырным спиртом. Им необходимо прочитать надпись.
2 конкурс «Острый ум» 5-7 минут
«Каждый детектив должен обладать острым умом, развитым интеллектом и большими знаниями, чтобы преступники не смогли обвести его вокруг пальца».
Каждая команда получает по 3 вопроса (интерактивная доска), если команда не знает ответа, то вопрос может «подобрать» любая другая команда.
1. Какое вещество используют для получения слепков отпечатков ног, протекторов шин и т.д.? (Гипс). 2. Какое органическое вещество служит основой взрывчатых веществ и является при этом лекарственным средством? (Нитроглицерин). 3. Каким веществом для устрашения была намазана собака Баскервиллей? (белым фосфором) 1. Как с помощью губной помады можно установить личность человека? (Отпечатки губ, как и отпечатки пальцев не повторяются). 2. Какое химическое соединение используется для приведения человека в чувства? ( раствор аммиака в воде – нашатырный спирт) 3. Этот газ мы с удовольствием используем в пищу, а его родственник – сильнейший яд! ( углекислый газ СО2 и угарный газ СО) 1. Чем был отравлен Наполеон? (Мышьяком). 2. Как получить отпечатки пальцев, если под рукой только спиртовой раствор йода? (Подержать лист с отпечатками над раствором). 3. Любимая наука Шерлока Холмса? (Химия).
3 конкурс «Наблюдательность» 3-5 минут
Командам предлагается 5 стаканчиков, содержащих вещества белого цвета (сахар, соль, мука, крахмал, мел) внимательно исследовав их (НЕ пробуя на вкус) они должны определить содержимое и заполнить таблицу. Таблицы вывешиваются на доску, сравниваются с интерактивной доской.
* Веселая разминка «Атомы и молекулы»
Ребята изображают из себя атомы, учитель дает команду – Водород (дети должны сгруппироваться по 2), Вода – по трое, Аммиак – четверо, Кислород – двое, Углекислый газ – трое, ДНК – все вместе.
4 конкурс «Экспертиза» 5-7 минут
Учащиеся получают 3 пронумерованных пробирки и несколько чистых, в одной из них находится вода, в другой – гидроксид бария, в третьей – фосфорная кислота. Необходимо определить в какой из пробирок находится вода. Результаты проверяются по интерактивной доске. Учащиеся должны догадаться смешать их попарно в чистых пробирках, при смешивании кислоты с щелочью образуется осадок.
5 конкурс «Разгадайте тайну шайтана» 7-10 минут
Самая важная задача детектива – отыскать истину.
«Шайтан». Алхимик и звездочет бухарского эмира однажды сказал, что может показать своему господину «шайтана» («дьявола») пожирающего золото. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид азота (IV) водой. При этом получилась сильная кислота. К этой кислоте алхимик добавил поваренную соль и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом и вовсе исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью и закопать его в землю, а алхимика заключить в подземелье и потом казнить. Объясните химический смысл этой истории. (Была получена «царская водка» - смесь азотной и соляной кислот, которая способна растворять золото).
* Избавиться от улик
Итак, наша игра завершена! Вы все молодцы! Сейчас пока наше жюри подводит итоги, мне хочется заранее наградить всех вас! Итак, посмотрите, на листочках я раздала вам ваши оценки за работу сегодня!
Оххх, кажется я ошиблась! Как же так! Ну ничего, химия и в этом сможет вам помочь! На столы дается инструкция и реактивы. Дети «удаляют» плохие оценки.

Молодцы! Что ж пока больше рисковать не буду! Слово нашему жюри!

Жюри подводит итог и награждает грамотами, распределяя между командами 1, 2, 3 место и присвоив звание 1-2 детям «Лучший химик – детектив»