Изложение Купание медвежат. 4 класс. Школа России


Конспект урока по программе «Школа России». 4 класс
Тема: Изложение по коллективно составленному плану «Купание медвежат». (Упр.82.)
Цель: способствовать формированию навыка написания изложения с элементами сочинения через применение технологии критического мышления.
Задачи урока:
обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;
развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;
воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность
Развивать умение письменно передавать содержание текста в логической последовательности по коллективно составленному плану, применять на практике изученные правила, находить в словах знакомые орфограммы и проверять их.
Оборудование :картинки с медвежатами, картина « Купание медвежат», карточки слов.
I. Орг.Момент. Ход урока и сообщение целей урока.-Сегодня урок развития речи. Мы будем писать изложение текста, к которому необходимо составить планы.
Загадка о медведе
II..Подготовительная работа:
1.Чтение памятки в учебнике с. 150.
2.Подберите однокоренные слова к слову МЕДВЕДЬ,МЕДВЕДИЩЕ,МЕДВЕДИЦА,МЕДВЕЖАТА,МЕДВЕЖОНОК,МЕДВЕЖИЙ.
3.Подберите слова, которые употребляются в речи, вместо слова МЕДВЕДЬ(Косолапый, Топтыгин, Зверь, Лесной хозяин)
4.Объясните значение выражений:» Медведь на ухо наступил».(Нет музыкального слуха)
5. Подберите глаголы к сущ. МЕДВЕДЬ (Рычал, Лизал, Рвал, Сосал, Плавал, Ловил, Брал, Нырял, Барахтался, Спал, Ревел)6.Послушайте небольшое сообщение.
«Бурые медведи водятся в Европе,Азии и Северной Америке.Эти животные-отличные охотники,но часто питаются и лесными ягодами,кореньями,фруктами, жуков и личинок,ловят лягушек и рыбу.Медведь большой любитель мёда.Уж очень велик зверь,зимой ему трудно прокормиться,но если медведь не накопит осенью достаточно жира, он не ляжет в берлогу - ходит всю зиму злой и голодный. Медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами. Они помогают ей следить за новыми малышами. До двух лет ходят медвежата с матерью. А малыши - обычно их бывает двое - появляются на свет в январе-феврале.
-Что нового вы узнали из этого сообщения?
III. Работа с содержанием текста.
1.Знакомство с текстом: » Купание медвежат». (Читает учитель или подготовленный ученик.)
2.Беседа по содержанию текста.
-Где произошла внезапная встреча охотника с медвежьим семейством?
-Как вёл себя человек? Почему?
-Опишите купание первого медвежонка. Как он себя ведёт?
-Что скажете о поведении второго медвежонка? Почему мать медведица наказала его?
-Как чувствовали себя медвежата после купания?
-Какой момент рассказа вам показался более интересным?
-Сколько частей в тексте? А сколько абзацев?
2.Выяснение главной мысли каждой части.
Учащиеся повторно читают каждую часть текста. План обсуждается.
1ч .-О чём говорится в первой части?
(Встреча охотника у реки)
- Как озаглавили 1 часть? (Встреча с медведем)
2ч.О чём рассказывается во 2 части? ( Как медведица купала первого медвежонка).
-Как присоединяется вторая часть к первой? (При помощи слова «Медведица» и показе её действий. -Выделите основные действия медведицы.Обратите внимание на их последовательность, на то,как из одного вытекает другое.
-Как называется в тексте Медведица (Мать, Бурая, Большая)
-Чем являются эти слова в данном тексте? (Синонимами)
-Для чего они используются? ( Для избежания повторов)
-Как озаглавили 2 часть? (Купание в реке)
3 ч. О чём говорится в 3 части? (Как и за что наказали другого медвежонка)
-Назовите слова, с помощью которых 3 часть присоединяется ко 2 части.(Другой медвежонок)
-Как озаглавили 3 часть? (Побег)
4 ч. Заключительная часть. ( Медвежата остались довольны купанием).
- Как озаглавили 4 часть? (Медвежата довольны купанием).
- Физ. минутка . -Пересказ по плану.
-Словарно-орфографическая работа.
Объясните написание данных слов (Лесной,реки,сучъев,залез,дерево,весёлых,схватила,шиворот,речку,визжал,не выпускала, холодной ,воды, догнала, шлепков, очутившись, на земле, из чащи.
3.Разбор слова с непроверяемыми и неизученными орфогр. Написать на доске. Охотник,шёл,услышал,испугался,медвежонка,осторожно,барахтался,хорошенько,выполоскала,удирать,первого,снова,купанием.
IV. Повторное чтение текста.
V. Написание изложения.(Прочитать 1 или 2 работы).VI. Итог урока. Узнали ли вы что-то новое? Какие трудности были в работе?
VII.Рефлексия.