Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с применением элементов наглядного моделирования «Путешествие в сказку»


Приложение №7
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
с применением элементов
наглядного моделирования
«Путешествие в сказку»


Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 г.
 
Цель:
Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
Обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
Воспитывать  отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
Интеграция образовательных областей:
Социально − коммуникативное  развитие.
Познавательное.
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие.
Физкультурное развитие.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Словарная работа:  обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).
Оборудование и материалы: конверты с моделями на каждого ребенка, мышки, собаки, лисы, медведя-маски, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.
Ход ООД
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Воспитатель: Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)
 Пальчиковая игра “Замок”
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. 
(С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)Хоть замочек очень крепкий – 
(сложить ладони в замок)Металлический и цепкий, 
(развести ладони и потянуть замок)Мы его покрутим, 
(крутим “замочек”)А потом три раза дунем, 
(вдох через нос 3 раза дунем)Покачаем – раз, два, три.Дверь, замочек, отопри!
(Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)Двери открываются, сказка начинается.
2. Сюрпризный момент.
Появляется волшебный  рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.
 Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.
Беседа. 
Воспитатель: А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка?
Дети: У него короткий хвост, длинные ушки.
Воспитатель: Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки. Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках?
Дети: Трусишка, боязливый.
Воспитатель: А как в сказках называют зайца?
Дети: Зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Зайчик  прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца?
Дети: «Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».
Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость  прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика.
Дети: Заюшкина избушка.
4. Игра с загадками.
Воспитатель: Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и  потом говорим отгадку.
Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка?  
Дети: Лиса.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать лису ласково?  
Дети: Лиска, лисонька, лисичка.
Кто, большой и косолапый,Мед достал из бочки лапой?Скушал сладость и реветь.А зовут его?
Дети: Медведь.
Назовите медведя ласково  
Дети: Мишка, мишенька, медвежонок.
«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,Крыльями хлопает громко.Курочек верный пастух,Как зовут его?
Дети: Петух.
Воспитатель: Настя, назови петуха ласково  
Дети: Петушок, петенька.
У меня отличный слух,Острый взгляд и тонкий нюх.Сразу лезу с кошкой в драку,Потому что я…
Дети: Собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково  
Дети: Собачка, собачонка.
Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.  
Дети: Мышка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»?
Дети: Нет, мышка из другой сказки.
 5. Физкультминутка.
Воспитатель: Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним?  Тогда встаем в круг.
- Эй, ребята, что вы спите,Нам животных покажите.У лисички острый нос,У нее пушистый хвост.Шуба рыжая лисыНесказанной красоты.Лиса по лесу похаживает,Шубу рыжую поглаживает.
- Заяц по лесу скакал,Заяц корм себе искал.Вдруг у зайца на макушке,Поднялись, как стрелки, ушки.Зайчик прыгнул, повернулся,И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,Разминает Миша ноги,На носочках он пошел,И на пяточках потом.
6. Моделирование сказки.
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы. У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами?
Дети: Круги.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета. 
Дети: Белый, серый, оранжевый,  красный,  коричневый.
Воспитатель: Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям − заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему?  Оранжевый круг для…(лисы). Почему?  (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах - избушки. Они  разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего). Правильно ребята. А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители.  Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны (рассказываю сказку, дети раскладывают модели).
Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
Воспитатель: Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?
Дети: Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка. 
Воспитатель: А какой зайчик?
Дети: Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка.
Воспитатель: Почему не помогли зайцу волк и медведь?
Дети: Волк и медведь струсили и убежали.
Воспитатель: Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он?
Дети: Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый.
Воспитатель: Что же победило в сказке, добро или зло?
Дети: Добро.
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и  помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?  
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
Воспитатель: Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.
По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.
По второй пойдем - к Бабе-Яге придем.
По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.
Воспитатель: Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!
Дыхательное упражнение
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)
Воспитатель: А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? (угощение для детей)
7. Рефлексия.
Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.
Со сказкой расставаться.
 И в детский сад возвращаться.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.