Образовательная психолого-педагогическая программа ««Семейная гостиная


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеский центр Киренского района «Гармония»»
Утверждаю:
Директор МАОУ ДОД
«Детско – юношеский центр
Киренского района «Гармония»
______________ И.Ю. Кулебякина «______» _______________20 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ »
Педагог - психолог
Косыгина Евгения Михайловна


г. Киренск
2013 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы: проблемы семейного воспитания приобретают в современной социальной ситуации особую актуальность. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. Родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. Родители обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений
Задачи:
Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.
Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Организация и содержание деятельности
Программа “Семейная гостиная” рассчитана на 1 год для родителей детей, занимающихся в «Школе раннего развития» учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в гостиной происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в дошкольных объединениях.
Группы объединяют родителей:
1 группа – родители, имеющие детей четырех и пятилетнего возраста;
2 группа – родители, имеющие детей шестилетнего возраста; родители и дети шестилетнего возраста.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели с каждой группой родителей (10-12 человек), по времени занятия совпадают с занятиями детей в группах. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.
Количество часов, отводимых на изучение данной программы на каждую группу 18 часов.
В программе «Семейная гостиная» сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы «Семейной гостиной»
Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение.
Тренинговое направление.
I этап – тренинги для родителей.
Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях:
- воспитание - это самовоспитание родителей;- воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка; - родители имеют право на равенство и защищённость;- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.
II этап – совместные занятия родителей и детей.
Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями. 2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.
Структура проведения тренингов и совместных занятий детей и родителей.
I часть – Вводная (знакомство и приветствие участников занятия; разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы).
II часть – Основная (обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации; деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме; анализ упражнения: что почувствовали? что узнали? что поняли? ).
III часть – Заключительная (обсуждение – высказывание участников своих впечатлений о занятии и настроении).
Консультативное направление.
Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года.
Методическое направление.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы; - анализ и обработка диагностических данных, оформление схем анализа диагностических данных;- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;- разработка анкет для родителей, планов - конспектов тренингов, лекций, семинаров, совместных занятий родителей и детей.
Изучение литературы.
Прогнозируемые результаты.
Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения.
Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком.
Появление детско-взрослой развивающей общности.
Учебно-тематический план
(родители 4-5-летних детей )№п/пНазвание разделов и тем теория практика всего
1 Вводное занятие. Знакомство и объединение участников в группу. Сделаем решительный шаг 1 1
2 Мир детский и мир взрослый 1 1
3 Личность. Психолого - педагогические особенности ребенка дошкольного возраста (4-5 лет) 1 1
4 Все мы чем-то похожи 1 1
5 Познай своё родительское «Я» 1 1
6 Психологический климат семьи 1 1
7 Конфликты 1 1
8 Агрессия и гнев 1 1
9 Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства 1 1
10 Душевная погода 1 1
11 Почувствуй себя любимым 1 1
12 Путь доверия 1 1
13 Жизнь Земли 1 1
14 Сделай себя счастливей! 1 1
15 Игра в жизни ребенка 1 1
16 Я тебя понимаю! 1 1
17 Легко ли быть родителями 1 1
18 Все вместе! 1 1
итого 6 12 18
Содержание
Вводное занятие. Знакомство и объединение участников в группу. Сделаем решительный шаг (Практика 1 час). Знакомство участников друг с другом, с формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.
Мир детский и мир взрослый (Теория 1 час). Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого. Что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка.
Личность. Психолого - педагогические особенности ребенка дошкольного возраста (4-5 лет) (Теория 1 час). Знакомство с понятием «Личность». Типы личности. Характеристика ребенка дошкольного возраста.
Все мы чем-то похожи (Практика 1 час). Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
Познай своё родительское «Я». (Теория 1 час). Определение своего отношения к процессу воспитания детей. Стили родительского воспитания. Типы родительского отношения.
Психологический климат семьи. (Практика 1 час). Моделирование наиболее комфортного отношения для своей семьи. Цикл упражнений.
Конфликты (Теория 1 час). Понятие «Конфликт». Виды конфликтов. Как избежать конфликты. Влияние конфликтов на взаимоотношение родителей и детей.
Агрессия и гнев (Теория 1 час). Понятие «Агрессия», «Гнев». Осознание этих состояний. Отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоции и состояний.
Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства (Практика 1 час). Цикл упражнений на регуляцию поведения ребенка в семье.
Душевная погода (Практика 1 час). Игры и упражнения, направленные на раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.
Почувствуй себя любимым (Практика 1 час). Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
Путь доверия (Практика 1 час). Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
Жизнь Земли (Практика 1 час). Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.
Сделай себя счастливей! (Практика 1 час). Развитие партнерства и сотрудничества родителя и ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущение счастья.
Игра в жизни ребенка (Теория 1 час). Понятие «игра», ее влияние на жизнь ребенка и взаимоотношения родителей с детьми.
Я тебя понимаю! (Практика 1 час). Цикл упражнений на установление эмоционально-доверительного контакта; развитие эмпатии. Воспитание, понимание и ответственность.
Легко ли быть родителями (Практика 1 час). Осознание всей сложности, важности и ответственности позиции родителя. Разработка рекомендаций «Идеальный родитель».
Все вместе! (Практика 1 час). Заключительное занятие.
Учебно-тематический план
(родители 6-летних детей)
№п/пНазвание разделов и тем теория практика всего
1 Вводное занятие. «Остров знакомств» 1 1
2 «Архипелаг средства общения» 1 1
3 Личность. Психолого - педагогические особенности ребенка дошкольного возраста
(6 лет) 1 1
4 «Волшебный остров» 1 1
5 «Ущелье страхов» 1 1
6 Психологический климат семьи 1 1
7 «Материк конфликтов и ссор» 1 1
8 «Океан человеческих чувств» 1 1
9 Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства 1 1
10 «Остров забытых ощущений» 1 1
11 «Родом из детства» 1 1
12 «Назад или вперед, в прошлое!» 1 1
13 «Я – родитель, а это значит…» 1 1
14 «Я…Я.Я?Я!!!!» 1 1
15 «Я и моя семья» 1 1
16 «Я и мой ребенок!» 1 1
17 «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своим ребенком» 1 1
18 Вечер в семейной гостиной «Дети и родители глазами друг друга» 1 1
итого 3 15 18
Содержание программы
Вводное занятие. «Остров знакомств» (Практика 1 час). Знакомство, сплочение коллектива.
«Архипелаг средства общения» (Практика 1 час).Расширение арсенала средств общения, наработка навыков социального взаимодействия, коррекция личностных проблем.
Личность. Психолого - педагогические особенности ребенка дошкольного возраста (6 лет) (Теория 1 час). Знакомство с понятием «Личность». Типы личности. Характеристика ребенка дошкольного возраста.
«Волшебный остров» (Практика 1 час). Занятие направлено на улучшение взаимоотношений взрослых и детей. Раскрытие мира эмоций и способы их выражения.
«Ущелье страхов» (Практика 1 час). Научиться вербально выражать свои чувства; психотерапевтическое воздействие на различные виды страхов.
Психологический климат семьи (Практика 1 час). Моделирование наиболее комфортного отношения для своей семьи. Цикл упражнений.
«Материк конфликтов и ссор» (Практика 1 час). Обучение выражению негативных чувств социально приемлемыми способами, выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.
«Океан человеческих чувств» (Практика 1 час). Тренировка коммуникативных навыков, эмоциональное сближение членов группы, психотерапевтическое воздействие, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.
Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства (Теория 1 час).
«Остров забытых ощущений» (Практика 1 час). Эмоционально – телесное сближение ребенка и родителя; развитие эмпатии; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие навыков социального взаимодействия.
«Родом из детства» (Практика 1 час). Упражнения на вспоминание и переосмысление детства.
«Назад или вперед, в прошлое!» (Практика 1 час). Упражнения на вспоминание и переосмысление поры взросления.
«Я – родитель, а это значит…» (Теория 1 час). Осознание себя в роли родителя, выяснение приоритетов и ценностей в воспитании ребенка.
«Я…Я.Я?Я!!!!» (Практика 1 час). Упражнения на осмысление собственной жизни, взглядов, стереотипов.
«Я и моя семья» (Практика 1 час). Упражнения на осознание собственной роли в семье.
«Я и мой ребенок!» (Практика 1 час).Сближение родителей и детей.
«Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своим ребенком» (Практика 1 час). Игры и упражнение на тренировку навыков общения.
Вечер в семейной гостиной «Дети и родители глазами друг друга» (Практика 1 час). Заключительное занятие. Рефлексия.

Учебно-методическое обеспечение
Условия реализации программы
а) Материально-технические условия.
Наличие помещения, столов и стульев, ковёр.
Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
б) Организационные условия.
Наполняемость групп:
1 группа – 10-12 человек;
2 группа – 10-12 человек; для совместных занятий детей и родителей - не более 10 пар.
Методы работы
активные методы групповой работы (мини-лекции, беседы, дискуссии);
инновационные (сюжетные и психотехнические игры и упражнения, элементы драмы, проективное рисование, элементы социально-психологического тренинга, коллективные игры на сотрудничество).
Список литературы для педагога-психолога
Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002.
Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.
Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Минск, 1998.
Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996.
Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. М., 1988.
Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб., 2006.
Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987.
Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – с.122 – 148.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (часть1-4) М., 2006.
Список литературы для родителей
Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л. С. Сальникова. М., 1998.
Кейри Э. Учимся владеть чувствами. С.- П.,- 1995.
Лич П. Младенец и ребёнок. От рождения до пяти лет. М.,1988.
Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., - 1987.
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 2002.