Урок ИЗО Орнамент народов Севера (1 класс)


Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по изобразительному искусству
В 1 классе
«Орнамент народов Севера»
31388051320800083947013208000
20935957810500

Автор-составитель:
Монастырная Елена Евгеньевна учитель начальных классов
1 квалификационной категории НРМОБУ «Лемпинская СОШ»
ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

с. Лемпино
2013 год

Тема урока: Орнамент народов Севера. 1 класс.
Цель Познакомить детей с национальным орнаментом народов ханты и манси, и его практическим применением на примере украшения сувенира-кулона. Осуществить преемственность детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
Задачи 1) Обучающие: знать коренные народы, населяющие Югру и их обычаи; различать национальные орнаменты народов ханты и манси; уметь подбирать орнамент и выполнять работу в цвете;
2) Воспитывающие: формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию народов Севера; развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, усидчивости, аккуратности и трудолюбия.
3) Развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
Планируемый результат Предметные
умения УУД
Различать изобразительные мотивы в орнаменте народов Севера; подбирать орнамент и украшать сувенир-кулон. Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру народов Севера.Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.Познавательные:логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатовКоммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Основные понятия Орнамент; национальный орнамент; шаблон
Оборудование:
Для педагога: экран, проектор, ноутбук, презентация, мини-выставка изделий национальной одежды, изделий по северной тематике, готовая поделка.
Для детей 1 класса: карточки с разными видами хантыйских орнаментов, шаблоны орнаментов, заготовки сувенира-кулона с тесьмой, простой карандаш, краски (гуашь), кисти, баночки с водой, салфетка.
Для детей детского сада: раскраска «Одежда народов Севера», цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова. На прошлом уроке мы с вами ходили на экскурсию в этнокраеведческий музей нашей школы, где вам рассказывали о быте, традициях и обычаях коренных жителей нашего края. Сегодня мы продолжим знакомство с культурой этих народов.
Тема нашего урока: «Орнаменты народов Севера». На занятии Вы познакомитесь с народами, населяющими Югру, услышите их песни и узнаете некоторые обычаи. А также познакомитесь с разнообразными национальными орнаментами народов ханты и манси. Вам предстоит украсить небольшой сувенир-кулон орнаментом Югры.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний (вводная беседа).
Звучит музыка народов севера. Слайды 2-7.
Есть такой волшебный дом –Вся тайга вместилась в нем:Птицы, звери – вся природа…Вся история народа.Будто след былых времен,Бережно хранится в нем:Иглы, стрелы, топорыНезапамятной поры…
- Ребята, как называется край, где мы с вами живем? Ответы детей.
- Правильно, это Югорский край – край белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок пятисотлетнего красавца тайги кедра.
Югорский край – заветный край России,Земля легенд и сказок старины.
Слайды 8-12.  Звучит мелодия ханты-мансийской песни.
Есть такая легенда. Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим белым вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака – и в путь. Молча, летел вещий ворон, упорно, а Птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил черные крылья. А Птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – времени добрых надежд и озарения разума.
Интересная и своеобразная песня народов севера, не правда ли?
Как называются коренные жители нашего Югорского края?
Ответы детей: ханты, манси.
2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами коренных народов Югры).
Слайд 13.
- Обратите внимание, в каких красивых национальных костюмах они ходят.
- Ханты и манси издавна являются истинными знатоками и ценителями природы и красоты. Они имеют свою богатую историю, культуру, традиции и обычаи. Сегодня мы поговорим об одежде этих народов, а точнее об орнаментах, которыми они украшали и украшают свою национальную одежду. Орнаменты эти вышиваются бисером и каждый имеет свое значение и что-то символизирует. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народов, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувства ритма, понимания цвета и формы.
Слайд 14.
- Что означает слово «орнамент»? Ответы детей.
Орнамент – означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов.
Слайд 15.
Основные мотивы для орнамента человек находил в природе. Посмотрите на рисунки. На кого из представителей животного мира они похожи?
Слайд 16
На слайде орнаменты, изображающие птиц: вы можете узнать лебедя, глухаря.
Слайд 17
На слайде орнаменты предметов живой и неживой природы. Можно узнать дом, солнце.
Слайд 18
На слайде орнамент растения. Орнаментов, изображающих растения много. Это один из них – шишка.
Ребята, на каких деревьях растут шишки?
3. Физкультминутка. Слайд 19.
- Выполним физкультминутку «Ёлочка»
4. Практическая работа в парах.
- На столе у вас лежит по одному конверту. Это значит работать будете в паре. В конверте находятся карточки с изображением орнаментов народов Севера
Задание для первой пары.
Первая группа из всех орнаментов должна выбрать растительные орнаменты народов Севера.
Задание для второй пары.
Вторая группа из всех орнаментов должна выбрать животные орнаменты народов Севера.
Задание для третьей пары.
Третья группа из всех орнаментов должна выбрать орнаменты с изображением птиц.
Задание для четвертой пары.
Четвёртая группа из всех орнаментов должна выбрать орнаменты с изображением предметов неживой природы.
Задание для пятой пары.
Найти орнамент, на котором изображён человек.
Учитель: Побеждает та группа, которая быстро и правильно справиться с заданием.
Слайд 20- 25.
Мы познакомились с разнообразными видами орнаментов и узнали, что они могут изображать растения, животных, птиц, одушевленные и неодушевленные предметы.
Давайте посмотрим, какие красивые изделия создавали мастерицы народов ханты и манси. 
Обратите внимание на выставку изделий и игрушек.
Посмотрите на их одежду, головные уборы – в их оформлении использованы национальные орнаменты. Некоторые из этих игрушек выполнены жителями нашего посёлка Лемпино.
Слайд 26. Обратите внимание на цвета. 
Ребята, как Вы думаете, что символизирует эти четыре цвета для Югорского края?
Синий цвет – это реки и озера.
Белый цвет – это снег.
Зеленый цвет – это тайга.
Красный цвет символизирует мужество и волю.
5. Организация самостоятельной работы.
На ваших столах лежат шаблоны с орнаментом, изображающим солнце и медведя.
Слайд 27. Солнце у народов ханты и манси символизирует удачу, счастье и созидание, благополучие.
Слайд 28. Медведь – символизировал добродушие и богатырскую силу. Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда охотники убивают его, они устраивают обрядовый медвежий праздник. По преданию сила убитого медведя переходит к охотнику. Вам осталось выбрать с каким орнаментом будет ваш кулон.
6. Последовательность выполнения и оформления сувенира-кулона.
Слайд 29.  
Педагог показывает этапы работы и образец готового сувенира-кулона.
1. Выберите шаблон орнамента.3. Расположите шаблон на заготовке кулона и обведите;
4. Вспомните, что символизируют 4 цвета в орнаменте народов Севера и раскрасьте орнамент.
5. Помним, что вы должны осторожно и аккуратно работать с кистью.
6. После работы не оставляем кисти в воде;
7. Вытираем кисти о салфетку;
8. После работы убираем свое рабочее место.
7. Практическая работа. Слайд 30.
Самостоятельная работа.
Тихо, фоном звучит музыка народов севера.
III. Заключительная часть. Слайд 31.
1. Рефлексия. Подведение итога занятия. Закрепление пройденного материала.
Занятие наше подходит к концу. Возьмите все свои сувениры-кулоны, оденьте на себя и встаньте со мной в круг. Посмотрите на работы друг друга, какие прекрасные изделия у Вас получились. Вы молодцы.
left1053100 Если вам урок понравился, и вы считаете, что у вас все получилось, и вы узнали много интересного, то встаньте так как стоит первый человечек.

-6337216783200
Если вам урок понравился, вы узнали много интересного, но испытывали затруднения в работе, то встаньте так как стоит второй человечек.
left1053100Если вам кажется, что у вас получилось не так, как вам хотелось. Может быть, остались непонятными какие – то моменты урока, то встаньте вот так.
17335530543500 Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок. До свидания! Слайд 32861514370985100