Технологическая карта к уроку № 8 по географии на тему Открытие Австралии и Антарктиды (5 класс)


Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Урок № 8
Предмет География Класс 5
Тема урока
Открытие Австралии и Антарктиды
Цели Деятелъностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная:. Познакомить обучающихся с информацией об открытии Австралии и Антарктиды, экспедициях А. Тасмана, Дж. Кука, Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, И. Крузенштерна и Ю. Лисянского, раскрыть значение путешествий и открытий
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
знать накопленную географическую информацию; уметь прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий, обсуждать значение путешествий и открытий. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, называть предпосылки наступления эпохи открытий Австралии и Антарктиды, описывать и показывать на карте маршруты экспедиций, наносить их на контурную карту, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию
для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
принять правила поведения на уроке; осознать поэтапность развития географических знаний
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы , методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии Оборудование
http://www.museum.ru/N37569 Гумбольт Александр
http://profilib.com/chtenie/57726/gerbert-skurla-aleksandr-gumboldt.phphttp://discover-history.com/explorers/Livingstone-David.htm Д.Лингвистонhttps://geographyofrussia.com/david-livingston-issledovanie-yuzhnoj-i-centralnoj-afriki/http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/165574/Макензи Учебник География Планета Земля А.А.Лобжанидзе с. 26–27; атлас с. 12–13, 44–45; тетрадь-тренажёр с. 9 (№ 6, 7), с. 14 (№ 4), с. 16 (№ 5); тетрадь-практикум с. 4–5; электронное
приложение к учебнику. Технология смешенного обучения (перевернутый класс), проблемно – диалоговая технология, ТРКМЧП (приемы: «З – Х – У», «Вопрос – ответ»)
Исследовательская деятельность ПК, ЭОР, электронное приложение к учебнику
Интеграция История, биология
Основные понятия Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.
Форма проведения урока Перевернутый класс
Этап урока
(название, время, цели) Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация и актуализация учебной деятельности
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Актуализация необходимых знаний на уроке.
Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность.
Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Какие вопросы остались не решенными и после открытия Америки?
Что хотели доказать своими исследованиями путешественники?
Какое значение имели кругосветные путешествия Ф. Магеллана и Ф Дрейка?
Проверка синквейна у учащихся
Что хотели найти? О каких материках велись разговоры?
Зачем и куда снаряжались экспедиции? Включаются в работу, слушают, принимают правила поведения на уроке, осознают поэтапность развития географических знаний. Отвечают на вопросы
знать накопленную географическую информацию; обсуждать значение путешествий и открытий Личностные:
принять правила поведения на уроке; осознать поэтапность развития географических знаний
II Стадия вызова
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Актуализирует знания по теме. Фиксирует совместно с детьми учебное затруднение, и ищут вместе пути выхода из затруднения.
Какой вопрос можно поставить к теме урока?
- Что там уже известно по теме? (прием «З – Х – У»)
Работать с 1 и 2 колонкой.
Знаю Хочу узнать Узнал
Как и где будем искать информацию?
Какие цели будем решать на уроке? Как будем работать? Сможем индивидуально за короткий период достичь цели?
Давайте составим план работы
План урока.
1. Исследования Абель Тасмана
2.Исследование Дж. Кука. Открытие Австралии
3. Ф.Ф.Беллингаузен и М.П.Лазарев. Открытие Антарктиды
4.Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский)
5.Путешествие вглубь Африки. Давид Ливингстон
6.»Второй Колумб» (Александр Гумбольдт) Отвечают на вопросы
В тетради индивидуально, 1 мин. Обсуждение в группе и классе.
Формулируют учебную проблему через вопрос. Ставят цели урока. Планируют способ достижения цели и план ее достижения. знать накопленную географическую информацию; обсуждать значение путешествий и открытий Р.: излагать собственное мнение
П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока
К.: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
III Стадия осмысления
Цель: осмысление изучаемого материала Организует работу, корректирует выполнение составленного плана и достижения цели урока. (приложение 1)
Задание 1.
Исследования Абель Тасмана
Задание 2
Исследование Дж. Кука. Открытие Австралии
Задание 3
Ф.Ф.Беллингаузен и М.П.Лазарев. Открытие Антарктиды
Задание 4
Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский)
Задание 5
Путешествие вглубь Африки. Давид Ливингстон
Задание 6
«Второй Колумб» (Александр Гумбольдт)
Задание 7
Александр Маккензи
Работают в группах. Проводят исследование. Работают в контурных картах. Работают с Интернет - ресурсами знать накопленную географическую информацию; уметь прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий, обсуждать значение путешествий и открытий. Р.: находить информацию
П.:, называть предпосылки наступления эпохи открытий Австралии и Антарктиды, описывать и показывать на карте маршруты экспедиций, наносить их на контурную карту, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию
для получения необходимого результата.
К.: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
IV Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях. Организует работу в электронном приложении
Выполните тест в электронном приложении к учебнику Работают индивидуально. Проводят проверку по эталону. Первичный контроль и коррекция знаний Р.: учатся адекватно проводить самооценку
V Домашнее задание Объясняет особенность выполнения домашнего задания Прочитайте п.9 и после чтения текста составьте вопросы по содержанию, дайте на них ответы.
Вопрос Ответ
Записывают в дневник. Л.: принять правила выполнения д/з
VI Рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке. Подводит итоги урока. Выставляет отметки за урок. Прием «З – Х – У». Заполнить 3-ю колонку «Узнал» Формулируют свою оценку деятельности на уроке. Обсуждают итоги урока и совместной деятельности. Р.: учатся адекватно проводить самооценку
К.: умение выражать свои мысли.
Приложение 1
Задание 1. Оцените географическое значение экспедиций Абел Тасмана (учебник с.26, ЭФУ, атлас с.12 – 13; 8 -9)
1) Сравните карты и укажите названия крупных островов, которые встречались на маршруте А. Тасмана.
2) Найдите географические объекты, которые носят его имя.
3) Определите, что он открыл.
4) Нанесите на контурную карту маршрут экспедиции А. Тасмана.
5) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Задание 2 . Оцените географическое значение экспедиций Дж. Кука (учебник с.26, рисунок 1.16; ЭФУ, атлас с.12 – 13; 8 -9)
1) Сравните карты и укажите названия крупных островов, которые встречались на маршруте Дж. Кука.
2) Найдите географические объекты , которые носят имя Дж. Кука.
3) Определите , к открытию какого материка был близок Дж. Кук.
4) Нанесите на контурную карту маршрут экспедиции Дж. Кука. (контурная карта 6 – 7)
5) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Задание 3 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. Открытие Антарктиды
Оцените географическое значение экспедиций Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева ( учебник с.27, ЭФУ, атлас с.12 – 13; 8 -9)
1) Сравните карты и укажите, откуда началась экспедиция, до каких широт они смогли дойти до материка.
2) Найдите географические объекты , которые носят их имена.
3) Определите, что они открыли.
4) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Задание 4 Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский)
Оцените географическое значение первого кругосветного путешествия (учебник с.27, ЭФУ, атлас с.12 – 13; 8 -9)
1) Выполните задание № 6 с.9 (тетрадь – тренажер)
2) Найдите географические объекты, которые носят их имена.
3) Нанесите на контурную карту маршрут первой русской кругосветной экспедиции. (контурная карта с.6 – 7)
4) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Задание 5 Путешествие вглубь Африки. Давид Ливингстон
Оцените географическое значение экспедиций Д. Ливингстона (предложенный текст из Интернета, атлас с.12 – 13; 8 -9)
1) Сравните карты и укажите названия городов, крупных природных объектов по пути маршрута Д. Ливингстона.
2) Найдите географические объекты , которые носят его имя.
3) Определите, что он открыл.
4) Нанесите на контурную карту маршрут экспедиции Д. Ливингстона. Подпишите объект, названный его именем
5) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Задание 6 «Второй Колумб» (Александр Гумбольдт)
Оцените географическое значение экспедиций Абел Тасмана ( Интернет (текст), атлас с.12 – 13; 8 -9)
1) Сравните карты и укажите названия крупных природных объектов, которые встречались на маршруте А. Гумбольдта.
2) Найдите географические объекты, которые носят его имя.
3) Определите, что он открыл.
4) Нанесите на контурную карту маршрут экспедиции А. Гумбольдта.
5) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Задание 7
Оцените географическое значение экспедиции Александра Маккензи (атлас с.12 – 13, 8 – 9, Интернет (текст))
1) Сравните карты и укажите названия крупных природных объектов, которые встречались на маршруте А. Маккензи.
2) Найдите географические объекты, которые носят его имя.
3) Определите, в каком направлении пересёк Северную Америку А. Маккензи..4) Нанесите на контурную карту маршрут экспедиции А. Маккензи.
5) Расскажите о результатах своих исследований перед классом.
Приложение 2.
Текст (Источник: https://geographyofrussia.com/david-livingston-issledovanie-yuzhnoj-i-centralnoj-afriki/ )Давид Ливингстон: исследование Южной и Центральной Африки
Давид Ливингстон не был первооткрывателем в широком смысле этого слова. Он был миссионером - убеждённым христианином, борцом за права людей, за отмену рабства и работорговли. . По всей Африке он создавал "агентурную сеть", для обращения африканцев-язычников в христианство. Однако он сотрудничал с британским Королевским географическим обществом, от которого получал денежные гранты на свои путешествия и был награждён медалью за открытие озера Нгами. Это было в июне 1849 года. Он был первым из европейцев пересёк пустыню Калахари и встретил там племена бушменов и бакалахари, жившие в каменном веке. До него никто не знал про них, про их устои и образ жизни.
В экспедиции 1853-1854 годов Ливингстон сделал ещё одно открытие - озеро Дилоло, за что опять был награждён медалью Географического общества.
В 1855 году он и его спутники пристали к берегу реки Замбези, где увидели грандиозный водопад шириной до 1800 м и высотой до 120 м, который африканцы называли «Моси ва Тунья» (грохочущая вода) . Этот водопад Ливингстон, увидевший его первым из европейцев, назвал именем английской королевы Виктории.
Ливингстон первым пришел к правильному представлению об Африке как о материке, имеющем вид плоского блюда с приподнятыми краями к океану и через год после возвращения домой в 1857 году он издал книгу о своих путешествиях «Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке» .
Во время второй экспедиции в Африку он открыл водопады на реке Шире, северном притоке Замбези. В 1863 году экспедиция снова возвратилась к западному берегу Ньясы. На этот раз Ливингстон отправился вглубь страны. Он выяснил, что горы, которые окружают озеро, на самом деле представляют собой широкие плоскогорья, отделяющие Ньясу от низменной области на востоке, насыщенной реками и озёрами.
Лишь на протяжении следующих трёх десятилетий постепенно пришло осознание достижений экспедиции. Она собрала и сделала доступным для учёных Европы впечатляющий объем научных знаний и наблюдений в области ботаники, экологии, геологии и этнографии.
В начале 1867 года он продолжил продвижение вглубь Центральной Африки, что привело в область великих африканских озер, где он открыл два новых больших озера — Бангвеулу и Мверу.
Отправившись на юго-запад, 8 ноября Ливингстон открыл озеро Мверу, а 18 июля 1868 года — озеро Бангвеулу.
29 марта 1871 года Ливингстон достиг притока Конго Луалабы вблизи Ньянгве — крайней северо-западной точки своих африканских странствий. Так далеко на запад в этих краях к этому моменту не заходил ни один европеец.
1 мая 1873 года он умер вблизи селения Читамбо (ныне в Замбии) неподалёку от открытого им озера Бангвеулу. В честь Давида Ливингстона названы города Ливингстония в Малави и Ливингстон (Марамба) в Замбии, а также водопады в нижнем течении Конго и горы на северо-восточном берегу озера Ньяса. Блантайр, крупнейший город Малави с населением более 600 000 человек, был назван так в честь города Ливингстона. В его же честь назван минерал ливингстонит - двойной сульфид ртути и сурьмы.
Приложение 3
Александр Маккензи (путешественник)
В детстве перебрался с семьёй в Нью-Йорк, затем в Монреаль. С 1779 года на службе в Северо-Западной компании, которая являлась главным конкурентом компании Гудзонова залива.
В 1788 году основал торговую факторию на берегу озера Атабаска, откуда на следующий год пустился в длительное путешествие через Большое Невольничье озеро вдоль 4500-километровой реки (впоследствии названной Маккензи) на север до самого Северного Ледовитого океана.
В 1793 году Маккензи двинулся от Атабаски на запад, пересёк Скалистые горы и вышел к Тихому океану. Таким образом, он первым в истории прошёл всю Северную Америку севернее Мексики от одного океана до другого.
В 1801 году составил описание своего путешествия, в 1802 году был возведён в рыцари, в 1808 году вернулся в Шотландию.
Текст 2 Александр Маккензи (http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/165574/Макензи)
Александер (1764, Сторновей, остров Льюис, Шотландия, — 12.3.1820, близ Данкелда, там же), шотландский купец-путешественник, агент канадской Северо-Западной (пушной) компании. В 1788 основал на озере Атабаска торговую факторию. В 1789 спустился по реке Невольничьей, исследовал Большое Невольничье озеро, открыл (от истока до дельты) реку Макензи, горы Макензи и Франклин. В 1792—1793 пересек Северную Америку с востока на запад, от залива Святого Лаврентия до залива Королевы Шарлотты, проследив всё течение реки Пис-Ривер, перевалил Передовой хребет Скалистых гор и Береговой хребет, открыв между ними Внутреннее плато с верхним участком реки Фрейзер. В 1793—94, возвращаясь тем же путём на восток, вторично пересек материк.
Приложение 4
Александр Гумбольдт. Исследование Южной и Центральной Америки. «Второй Колумб».
Александр фон Гумбольдт — барон, немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник, младший брат учёного Вильгельма фон Гумбольдта. Основоположник географии растительности.
...В 1799 году Гумбольдт отправляется в длительное путешествие по Южной Америке и Мексике. Только 3 августа 1804 года, после почти пятилетнего пребывания в Америке, Гумбольдт высадился в Бордо. Результаты путешествия были впечатляющи. До Гумбольдта только один пункт внутри Южной Америки — Кито — был точно определен астрономически, геологическое строение ее было вовсе неизвестно.
Александр Гумбольдт определил широту и долготу многих пунктов, произвел около 700 гипсометрических измерений (измерение высот) , то есть создал географию и орографию местности, исследовал ее геологию, собрал данные о климате страны и уяснил его отличительные черты. Удалось ему собрать и огромные ботанические, зоологические коллекции — одних растений около четырех тысяч видов, в том числе тысячу восемьсот новых для науки.
Было доказано соединение систем Амазонки и Ориноко, исправлены и пополнены карты течения обеих рек, определено направление некоторых горных цепей и открыты новые, дотоле неизвестные, уяснено распределение гор и низменностей, нанесено на карту морское течение вдоль западных берегов Америки, названное Гумбольдтовым. Им не оставлены без внимания и этнография, археология, история, языки, политическое состояние стран: по всем этим предметам собран богатейший материал, разработанный впоследствии частью самим Гумбольдтом, частью его сотрудниками.. .