Отчет по выполненному проекту: Что такое красота и почему по-разному её воспринимают люди?


филиал МБОУ Валгусской ООШ «СКЦ» – Большебакалдская ООШ










Проект на тему:

«Что такое красота и почему по-разному её воспринимают люди?»

(отчет по проекту)





Выполнили обучающиеся 4 класса:
Котов Владимир,
Молева Ирина,
Олейникова Анна,
Олейникова Екатерина
Научный руководитель:
Фырнина Елена Викторовна,
учитель начальных классов







с. Большие Бакалды
2013 год





что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий


1. Обоснование выбора проекта как метода обучения в данном случае:

Дидактические цели проекта
Сбор, оформление и представление информации о том, что такое красота и почему по-разному её воспринимают люди

Методические задачи проекта
- развитие у обучающихся навыков работы с различной информацией;
- развитие умения анализировать тексты;
- развитие умения ранжировать и проверять сведения из различных источников

2. Ожидаемые приращения в компетентностях обучающегося:

Исходный уровень подготовленности обучающегося (что он знает и умеет по проблеме проекта на начало работы)
На начало работы над проектом обучающиеся умеют просто читать текст, первоначально его анализировать (по наводящим вопросам учителя или учебника), работать с книгой, словарями, справочниками, умеют слушать окружающих и воспринимать информацию на слух, умеют задавать вопросы, есть навык работы в сети Интернет, навык общения с окружающими людьми, есть первоначальные навыки по созданию презентации.

Дефициты в уровне подготовленности обучающегося, которые должны быть преодолены в результате работы (чего он ещё не знает и не умеет по проблеме проекта, и чему он должен научиться)
Обучающемуся 4 класса еще трудно осознать учебные задачи и правильно поставить цель своей работы. Ребенок должен научиться планировать свою работу; осмысливать, анализировать и исправлять допущенные ошибки, видеть ближайшую перспективу своей работы, объективно оценивать свои достижения, писать отчет о проделанной работе, совершенствовать навык создания презентаций и навык владения собой в ходе презентации, а также интервьюировать сверстников, педагогов, родственников; проводить соцопрос.

Где и как обучающийся сможет получить необходимую помощь, найти недостающую информацию и другие ресурсы
В ходе работы над проектом обучающиеся использовали ресурсы сельской, домашней, школьной библиотек; информационные ресурсы сети Интернет, полученные данные в ходе соцопроса, помощь учителя.

Какова предполагаемая степень Вашего участия в работе над проектом
Помощь учителя нужна при определении последовательности действий, осмыслении полученной информации, выделении главного, классификации, обобщении и систематизации доказательств, построении высказываний и создании тезисного плана, создании отчета о проделанной работе, итоговой презентации, издании и распространении красочного буклета

3. Проект какого типа вы выбрали для достижения дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетентностей обучающегося. Обоснуйте свой выбор с опорой на возрастные и индивидуальные особенности обучающегося
Обучающимся был предложен информационный проект. Так как доминирующей стороной деятельности при выполнении данного проекта была именно работа с информацией, то у четвероклассников развивалась и совершенствовалась информационная компетентность. Но при работе над проектом дети много общались: со сверстниками, старшеклассниками, учителями, родственниками, с ближайшим социумом. В ходе этого общения, а также самопрезентации и обратной связи от аудитории, безусловно, совершенствовалась и оказывала развивающее воздействие на ребят коммуникативная компетентность четвероклассников. При создании проектного продукта (презентации, красочного буклета) у обучающихся развивалась деятельностная компетентность. На этапе составления отчета, осмысления материала, выделения главного, обобщения и систематизации доказательств, построении рассказа, аргументировании, проверке правильности и прочности своих теоретических знаний и практических навыков формировалась мыслительная компетентность.

4. Какую позицию (роль педагога) вы выбрали для руководства проектной работой обучающегося для решения задач воспитания. Обоснуйте свой выбор с опорой на возрастные и индивидуальные особенности обучающегося
Так как данный проект выполнялся обучающимися 4 класса, то роль учителя, конечно, была ведущей. При работе над проектом ребятам требовался постоянный контроль со стороны учителя (чтобы ученики не потеряли мотива к работе) и тесное взаимодействие с ними (при создании проектного продукта). Учитель был и организатором (руководителем проекта), и вдохновителем (супервизором). Но, выстраивая взаимодействие с обучающимися, учитель должен всегда помнить о том, что все то, что он сделает за ребенка, тот никогда не научится делать сам.

5. Как была представлена обучающемуся проблема проекта, какую неявно сформулированную цель она в себе заключала
Проблема проекта возникла после прочтения, обсуждения и анализа стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанного поэтом в 1948 году. Цель проекта возникла после бурного обсуждения проблемы: «Что такое красота?»

6. Опишите процесс проблематизации:

Как обучающийся «присвоил» проблему проекта, каким личностным смыслом наделил её
Так как все дети, а особенно девочки, хотят быть красивыми, воспринятыми и понятыми окружающими, то нравственная проблема, затронутая в данном стихотворении, всколыхнула души и чувства ребят, и они захотели понять истинный смысл слова «красота» и провести соцопрос среди ближайшего окружения.

Что стало первичным мотивом обучающегося в работе над проектом
Первичным мотивом стало стремление понять, что вкладывают разные люди в понятие «красота» и согласны ли дети сами с подобными утверждениями

7. Опишите процесс целеполагания:

Как была сформулирована обучающимся цель проекта
Обучающиеся захотели найти ответ на вопрос: «Что такое красота и почему по-разному её воспринимают люди?»

Как было доказано, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта
Изучив данную нравственную коллизию и распространив буклет с альтернативным решением вопроса, дети попытаются «достучаться» до сердец современных людей, которые «очерствели» от бесконечной жизненной суеты, показав примеры истинной красоты в окружающем нас мире.

Каков ожидаемый результат работы, какой продукт предполагалось создать
Предполагалось по результатам соцопроса, а также изучения темы по разным источникам создать презентацию на волнующую ребят тему, издать красочный буклет «Что такое красота?» с последующим распространением, чтобы люди задумались об истинных человеческих ценностях.

Соответствует ли данный проектный продукт цели проекта
Четвероклассники в этом очень уверены.

Является ли данный проектный продукт оптимальным способом решения проблемы проекта
Если поставленные цель и задачи будут выполнены, то данный проектный продукт будет являться оптимальным способом решения проблемы проекта

8. Опишите процесс планирования:

Перечислите все этапы работы, которые обучающийся выделил самостоятельно
Постановка проблемы
Целеполагание
Мысленный образ желаемого результата работы
Расширенный поиск информации (домашний, школьный, сельский библиотечный фонд; информационная база сети Интернет)
Социологический опрос обучающихся и педагогов школы, родственников, ближайшего социума.
Анализ полученных результатов

Перечислите все этапы работы (основные и мелкие), которые обучающийся не смог выделить самостоятельно
Планирование
Задачи проекта и способы их решения.
Порядок и сроки выполнения работы.
Внесение изменений в способы работы.
Самооценка и рефлексия

Как (с помощью каких вопросов) вам удалось помочь обучающемуся разработать подробный план и график работы над проектом
-Почему была выбрана именно эта тема проекта?
-Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?
-Что вы создадите, чтобы цель была достигнута?
- Если вы сделаете такой продукт, достигнете ли вы цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема?
-Какие шаги вы должны проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?
-Все ли у вас есть, чтобы проделать эти шаги?
-Когда вы будете осуществлять всё необходимое?

9. Опишите процесс реализации:

Какие этапы работы не вызвали затруднений у обучающегося
Постановка проблемы, целеполагание, мысленный образ желаемого результата работы, расширенный поиск информации (домашний, школьный, сельский библиотечный фонд; информационная база сети Интернет), социологический опрос обучающихся и педагогов школы, родственников, ближайшего социума.

С какими трудностями столкнулся обучающийся
Не все опрашиваемые и не всегда отвечали на вопросы ребят, что их крайне расстраивало. Не все ответы давались в достойной форме: приходилось адаптировать их под нормы языка. Не со всеми ответами дети были согласны, иногда это «уводило» их не в ту сторону.

Как обучающийся преодолевал возникшие трудности
Работая сообща и анализируя все полученные результаты (как соцопроса, так и литературные источники), четвероклассники приходили к общим выводам по проблеме и тезисно их оформляли.

Какую помощь Вы оказывали обучающемуся
Совместная деятельность (учителя и ребят) в ходе работы над проектом дает обучающимся возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. Отношения сотрудничества и равноправия. Так как дети работали сообща, у учителя была больше «наводящая» роль. Значительная организующая, обучающая и стимулирующая помощь на всех этапах работы.

Как колебался у обучающегося мотив к деятельности
Некоторые утверждения опрашиваемых ставили четвероклассников «в тупик», что порой отталкивало от проектной деятельности. Но, в основном, отношение к деятельности обучающихся было приветливое и доброжелательное, поэтому первичный мотив практически не угас у ребят до конца проекта.

Как Вы стимулировали работу обучающегося на различных этапах
Постоянное поощрение, ободрение и поддержка.

10. Опишите процесс рефлексии и самооценки обучающимся своей проектной работы с опорой на критерии оценивания:

Какие трудности возникли у обучающегося при анализе своей работы
Что включить в итоговую презентацию, какие тезисы отразить в информационном буклете?

Смог ли обучающийся самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины и обдумать способы преодоления подобных ошибок в будущем
Обучающиеся пытались самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины и обдумать способы преодоления подобных ошибок в будущем

Какую помощь Вы оказывали обучающемуся в ходе анализа работы
При помощи наводящих вопросов учителя обучающиеся смогли проанализировать свою работу.
-Была ли раскрыта тема проекта?
- Была ли решена данная проблема?
- Была ли достигнута цель проекта при создании проектного продукта?
- Была ли решена проблема проекта при создании проектного продукта?
-Правильно ли были выбраны шаги от проблемы проекта до реализации цели проекта?
-Все ли у вас было, чтобы проделать эти шаги?
-Какие изменения пришлось внести в планирование работы?

Как обучающийся оценил результат своей работы с опорой на критерии оценивания, совпал ли этот результат с Вашей оценкой и оценкой независимых экспертов
Перед написанием проекта обучающимся заранее были предложены критерии, по которым будет оцениваться их проект. Поэтому при оценивании проекта не возникло конфликтной ситуации.

Как были преодолены разногласия в оценке с опорой на критерии оценивания
Больших разногласий в оценке с опорой на критерии оценивания не возникло.

11. Какие трудности возникли у обучающегося при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены
При написании отчета обучающиеся осуществляют рефлексивную оценку всей своей проектной деятельности. Письменная часть проекта связана с самооцениванием. Именно она представляет наибольшую трудность для четвероклассников, ведь у них ещё недостаточно сформировано адекватное представление о себе и своей работе. Поэтому детям был предложен шаблон отчета о работе.

12. Как обучающийся показал результат своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытал он в ходе презентации проекта
Обучающийся, выступающий с презентацией (от группы в составе 4 человек), чувствовал себя вполне комфортно, показал свою коммуникативную компетентность и уверенные знания по заданной теме. После презентации всем присутствующим были розданы красочные буклеты, заставляющие задуматься об истинной красоте.

13. Докажите обоснованность применения проектного метода обучения в данном конкретном случае:

Достигнуты ли запланированные дидактические цели, если нет, то почему
Цели достигнуты

Решены ли запланированные задачи, если нет, то почему
Задачи решены

Возник ли запланированный воспитательный эффект, если нет, то почему
Запланированный воспитательный эффект возник


15