Технологическая карта урока МХК Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики (10 класс)


Тема урока № 13 Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления МотивированностьВозможность проверить
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классикиКуросы и коры. Поликлет.Дорифор.
Фидий. Торс богини.
Скопас. Менада Особенности монументальной греческой скульптуры. Образ героя
Архаика. Куросы, коры. Единство - в многообразии
Поликлет. Реализм классических образов. Дорифор (Копьеносец) (начало V в. до н.э.)
Круглая скульптура как вершина мастерства. Фидий. Фронтоны Парфенона
Поздняя классика. Новый лик красоты. Скопас. Менада 1. Понимание, что профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2. Продолжение гармонического анализа мира чувственным способом, т.е. через искусство Древней Греции – путь к высокой культуре.
3.Устанавление даже несложных реальных связей и зависимостей; оценивание, сопоставление и классификация феноменов культуры и искусства - это интересно!
4.Определение собственного отношения к произведениям классики и современного искусства; - ведем диалоги;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- рисуем схемы в тетради;
- записываем определения;
- подводим результаты работы с заданиями учебника и учителя;
- все оцениваем работу всех;
Технологическая карта урока № 13 – 10 класс
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя 79946519875500Задания для учащихся УУД Дидактическая структура урока
Организационный момент Напоминает, что
- продолжение гармонического анализа мира чувственным способом, т.е. через искусство Древней Греции – путь к высокой культуре.
- установление даже несложных реальных связей и зависимостей; оценивание, сопоставление и классификация феноменов культуры и искусства - это интересно! Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Определяют собственное отношение к скульптурным изображениям Расставляет акценты
Особенности монументальной греческой скульптуры это - антропоморфизм; естественная пластика; проявление радостного мироощущения.
Куросы - обнаженные шагающие юноши - трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.
Коры - юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой, охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и «вызывали у богини» особую радость.
Однообразные, на первый взгляд, скульптуры куросов и кор по деталям, чертам и выражению лиц неповторимо индивидуальны.
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельный реализм и ощущение скрытого движения достиг Поликлет (вторая половина V века до н.э.). Дорифор - это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры, разработанных скульптором
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона.
В период поздней классики в скульптуре появляется новый лик красоты – это Менада. Скопасом используются небывалые для греческой пластики приемы: нет и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», перед нами полное самозабвение в танце, нагнетание страсти. Задание 1 «Единство – в многообразии»
Задание 2 Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.
Метапредметные - адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных познавательных задач
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Закрепление нового материала Выполняют Задание 3 учителя и проверяют ответы на Задания 1 и 2 Задание 3 Контроль Сдают тетради и задания 1,2,3 на проверку Проводит фронтальный опрос:
1.В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры?
2.Какую роль играет одежда в трактовке образов кор?
3.Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней классики?
4. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху высокой классики?
5. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху поздней классики?
Собирает задания 1,2,3 на проверку. Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока;
осуществляют рефлексию школьных способов и
умений действовать; Направляет рефлексию Метапредметные- оценивают свою готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 1 - Единство - в многообразии
Перед вами – коры периода архаики. Внимательно посмотрите на изображения.
Что объединяет эти изображения?
Благодаря чему достигается неповторимая индивидуальность скульптур?
Запишите ваши размышления на тему « Единство - в многообразии», ответив на вопросы 2 и 3.

Задание 2
Посмотрите на изобразительный ряд.
Внимательно прочитайте текст.
Постарайтесь ответить на вопрос, почему у всех найденных при археологических раскопках кор, не было рук?
А если бы руки были, как бы выглядели коры?
Коры охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Что они могли бы держать в руках? Сделайте зарисовку-реконструкцию коры в тетради.
Одеяния кор составляли, как и ионический хитон, так и более плотный пеплос. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками. Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немного меньше его. Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края хитона и накидки – зелеными. Мажорная цветовая гамма усиливала и без того свежесть и душевную ясность этого образа.

Задание 3
Напишите мини-эссе (не более 50 слов) об эволюции скульптуры в Древней Греции, используя некоторые из приведенных слов и словосочетаний:
Монументальная скульптура, поздняя классика, Скопас, куросы, фронтоны Парфенона, круглая скульптура как вершина мастерства, реализм классических образов, коры, образ героя, Менада, Фидий, новый лик красоты. Скопас. Поликлет.
В помощь вам предлагается видеоряд, выстроенный в хронологическом порядке: