Конспект на тему Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы.


КОНСПЕКТ 2
ТЕМА УРОКА: Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с уровнями организации живой природы, сформировать у учащихся знания об уровнях организации живой природы, рассмотреть молекулярный уровень. Изучить его общую характеристику.
ЗАДАЧИ: Образовательные - сформировать у учащихся знания об уровнях организации живой природы, рассмотреть молекулярный уровень. Изучить его общую характеристику.
Воспитательные: - продолжить формирование опыта эмоционально – ценностного отношения к миру по средствам развития данной темы. Сформировать бережное отношение ко всему живому.
Развивающие: - развить умения и навыки наблюдения, учиться делать выводы, развивать у учащихся познавательный интерес. Развивать умение работать с учебником, тетрадью, дополнительной и научно - популярной литературой.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: объяснительно - иллюстративный; объяснение с элементами беседы, частично – поисковый.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Экология, природоведение, естествознание.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Химия.
ОБОРУДОВАНИЕ:1) учебник «Биология. Введение в общую биологию и
экологию». 9 класс: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник.
2) рабочая тетрадь.
3) компьютер и проектор.
4) мультимедиапрезентация.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Биология.Введение в обущую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент (2 мин.)
- Приветствие учащихся.
Учитель: - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
- Проверка готовности к уроку.
Учитель: - Проверьте чтобы на столах у вас лежали учебные принадлежности.
2.Проверка знаний и умений (10 мин.)
-Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант 1.
Задание № 1. Выберите один правильный ответ:
1) Кем был введен термин биология?
А) Ф. Энгельс;
Б) Л. К. Тревиранус;
В) Ж.Б. Ламарк;
Г) Ч. Дарвин.
2)Биология - это …
А) наука о разнообразии животных на Земле;
Б) наука о разнообразии микроорганизмов;
В) наука о живых организмах;
Г) наука о живой и неживой природе.
3)Научный метод – это…
А) это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний;
Б) один из способов изучения и познания окружающего мира;
Г) это совокупность выдвинутых гипотез.
В) это метод, который помогает осмыслить полученные факты.
4) В каком году был введен термин биология?
А) 1830 г.
Б) 1797 г.
Г) 1841 г.
В) 1802 г.
5) Наука это…
А) один из способов изучения и познания окружающего мира;
Б) это способ изучения научных фактов;
В) это совокупность выдвинутых гипотез;
Г) это метод, который помогает осмыслить полученные факты.

6) Наследственность это…
А) способность, которая характерна для живой и неживой материи передавать свои признаки по наследству;
Б) способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение;
В) свойство, обеспечивающее постоянство химического состава;
Г) способность живых организмов к образованию энергии.
7) Из каких основных химических элементов состоят живые организмы?
А) углерод, водород, марганец, азот;
Б) водород, азот, кислород, свинец;
В) кислород, азот, сера, углерод;
Г) азот, кислород, углерод, водород.
Задание № 2. Перечислите признаки живых организмов и кратко их охарактеризуйте.
Задание № 3. Перечислите основные методы исследования биологии.
Вариант 2.
1)Биология - это …
А) наука о живых организмах;
Б) наука о разнообразии микроорганизмов;
В) наука о разнообразии животных на Земле;
Г) наука о живой и неживой природе.
2) Наука это…
А) это совокупность выдвинутых гипотез;
Б) это способ изучения научных фактов;
В) один из способов изучения и познания окружающего мира;
Г) это метод, который помогает осмыслить полученные факты.
3) В каком году был введен термин биология?
А) 1802 г.
Б) 1797 г.
Г) 1841 г.
В) 1830 г.
4)Научный метод – это…
А) это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний;
Б) один из способов изучения и познания окружающего мира;
Г) это совокупность выдвинутых гипотез.
В) это метод, который помогает осмыслить полученные факты.
5) Кем был введен термин биология?
А) Ф. Энгельс;
Б) Л. К. Тревиранус;
В) Ж.Б. Ламарк;
Г) Ч. Дарвин.
6) Из каких основных химических элементов состоят живые организмы?
А) углерод, водород, марганец, азот;
Б) водород, азот, кислород, свинец;
В) кислород, азот, сера, углерод;
Г) азот, кислород, углерод, водород.
7) Наследственность это…
А) способность, которая характерна для живой и неживой материи передавать свои признаки по наследству;
Б) способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение;
В) свойство, обеспечивающее постоянство химического состава;
Г) способность живых организмов к образованию энергии.
Задание № 2. Перечислите признаки живых организмов и кратко их охарактеризуйте.
Задание № 3. Перечислите основные методы исследования биологии.
ОТВЕТЫ: 1 вариант – 1)В; 2)В; 3)А; 4)В; 5)А; 6)Б; 7)Г.
2 вариант – 1)А; 2) В; 3)А; 4)А; 5)В; 6)Г; 7)Б.
3.Изучение нового материала (20 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с уровнями организации живой природы и общей характеристикой молекулярного уровня. Записываем число и тему урока.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Учитель:
В: Ребята, какие уровни организации живой природы вы знаете?
О: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоцинотический (экосистемный), биосферный.
В: А как вы думаете с какой целью выделили эти уровни? И почему их нужно изучать?
О: Изучение уровней организации живой природы дает возможность представить, как могли возникнуть первые живые организмы, как происходила эволюция на Земле, от простейших систем к более сложным и высокоорганизованным. Для того чтобы понять это, необходимо познакомиться с особенностями живых систем на каждом уровне организации.
Учитель: и не случайно начнем наше изучение с молекулярного уровня, т к его можно назвать начальным, наиболее глубинным уровнем организации живого.
В: Ответьте на вопрос, из каких органических веществ состоят живые организмы?
О:Белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды).
Эти органические вещества находятся в клетках и получили название биологических молекул.
В: Влияют ли как – либо биологические молекулы на процессы, которые происходят в организме?
О: Биологи исследуют роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках.
Учитель: Изучая живые организмы, вы узнали, что они состоят из тех же химических элементов, что и неживые. В н. в. Известно более 100 элементов, большинство из них встречается в живых организмах.В: Какие самые известные элементы вы знаете, которые встречаются в живых организмах?
О: углерод, кислород, водород, азот.
Учитель: основой всех органических соединений является углерод. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по химическому составу, строению, длине и форме. Из групп атомов образуются молекулы, а из молекул сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, получили название биологические полимеры, или биополимеры.
Полимеры - цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров, каждый из которых устроен относительно просто. Молекула полимера может состоять из многих тысяч соединенных между собой мономеров, которые могут быть одинаковыми или разными.
Объяснения рис. 1 стр. 17
Свойства биополимеров зависят от строения их молекул: от числа и разнообразия мономерных звеньев, образующих полимер. Все они универсальны, т. к. построены по одному плану у всех живых организмов, независимо от видовой принадлежности.
Для каждого вида биополимера характерны определенное строение и функции. Так, молекулы белков являются основными структурными элементами клеток и регулируют протекающие в них процессы.
Нуклеиновые кислоты участвуют в передаче генетической информации от клетки к клетке, от организма к организму. Изучая основы генетики, вы узнаете, что генетический код универсален, т. е. одинаков для всех живых организмов.
Углероды и жиры это важнейшие источники энергии, необходимой для жизнедеятельности организмов. На молекулярном уровне происходит превращение всех видов энергии и обмена веществ в клетке. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов.
Разнообразные св-ва биополимеров, входящих в состав всех организмов, обусловлено различными сочетаниями всего лишь нескольких типов мономеров, образующих множество вариантов длинных полимерных цепей. Этот принцип лежит в основе многообразия жизни на нашей планете.Специфические св-ва биополимеров проявляются только в живой колетке. В изолированном виде молекулы биополимеров являются неживыми.
Только изучив молекулярный уровень можно понять, как протекали процессы зарождения и эволюции жизни »на нашей планете, каковы молекулярные основы наследственности и процессов обмена веществ в живом организме. Преемственность между молекулярным и следующим за ним клеточным уровнем обеспечивается тем, что биологические молекулы – это тот материал, из которого образуются надмолекулярные – клеточные – структуры.
Как мы сказали ранее, все живые организмы состоят из молекул органических веществ таких как – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Сейчас мы с вами поговорим о углеводах.
Углеводы, или сахариды, - одна из основных групп органических соединений. Они входят в состав клеток всех живых организмов.
Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода.

Название «углеводы» они получили потому, что у большинства из них соотношение водорода и кислорода в молекуле такое же, как и в молекуле воды.
Общая формула углеводов Сп (Н2О)m. Примерами углеводов могут служить глюкоза_________и сахароза, или тросниковый сахар___________. Все углеводы деляться на простые (моносахариды) и сложные (ди– и полисахариды).
Из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.
Ди- и полисахариды образуются путем соединения 2-х или более молекул моносахаридов. Так, сахароза (тростниковый сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар) – дисахара, образовавшиеся в результате слияния двух молекул моносахаридов. Дисахариды по своим свойствам близки к моносахаридам. Например, и те и другие хорошо растворимы в воде и имеют сладкий вкус.
Полисахариды состоят из большого числа моносахаридов. К ним относится крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин и др. С количеством увеличения мономеров растворимость полисахаридов уменьшается и сладкий вкус исчезает.
Функции:
Энергетическая. При расщеплении и окислении молекул углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организмов.
Запасающая. При избытке углеводов они накапливаются в клетке в качестве запасных веществ (крахмал, гликоген) и при необходимости используются организмом в качестве источника энергии. Усиленное расщепление углеводов в клетках можно наблюдать, например, при прорастании семян, интенсивной мышечной работе, длительном голодании.
Строительная. Целлюлоза является важным структурным компонентом клеточных стенок многих одноклеточных, грибов и растений. Благодаря особому строению целлюлоза не растворима в воде и обладает высокой прочностью. В среднем 20 – 40 % материала клеточных стенок растений составляет целлюлоза, волокна хлопка практически чистая целлюлоза.
Хитин входит в состав клеточных стенок нек. Простейших и грибов, встреч. у членистоногих, в качестве важного компонента их наружного скелета.
Известны так же сложные полисахариды, состоящие из двух типов простых сахаров, которые регулярно чередуются в длинных цепях. Такие полисахариды выполняют структурные функции в опорных тканях животных. Они входят в состав межклеточного вещества кожи, сухожилий, хрящей, придавая им прочность и эластичность
Некот. Полисахариды входят в состав клеточных мембран и служат рецепторами, обеспечивая узнавание клетками др. друга и их взаимодействие.
Беседа
4. Закрепление изученного материала. (6 мин.)
1) Из каких молекул органических веществ состоит каждый живой организм?
О: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
2) Что такое полимер?
О: цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров.
3) Перечислите функции углеводов
4) Что такое моносахариды? полисахариды?
5.Д/з. (2 мин.)
& 1.1