КТП Окружающий мир Перспектива

тематическое планирование
по окружающему миру


Класс: 3

Учитель: Богачевская Е.В.
Количество часов всего – 68ч, в неделю – 2 ч.
Учебная программа: рабочая программа

Учебно – методический комплекс: УМК «Перспектива»
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2013 год.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2013 год.

Дополнительная литература:
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010
Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. и др. «Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс»





ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2 – урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;
3 – урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4- урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
5 – урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;


Тема уроков
Коли-
Тип
Элементы
Требования к
Вид
Универсальные
Дата

п/п

чество
урока
содержания
уровню
контро-
учебные
проведения



часов


подготовки
ля
действия
план
факт












Раздел «Радость познания» 10 часов + 2 ч ПДД






1.
Свет знания.

1
УИПЗЗ
Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил.
Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.
Текущий
Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.
3.09


2.
Как изучают окружающий мир.
1
УИПЗЗ
Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.
Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование
П/р «Наблюдение»
П/р «Опыт»
П/р «Измерение массы»
П/р «Измерение длины»
Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования, виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение, осваивать способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования. Оценивать свои успехи, делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.
5.09


3.
Книга – источник знаний.
1
УИПЗЗ
Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера.
Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название.
Текущий
Определять тип справочной и научно – познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно – популярную книгу: называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.
10.09


4.
ПДД. Основные правила поведения. Детский дорожно-транспортный травматизм.
1
УИПЗЗ
Основные причины дорожно – транспортного детского травматизма.
Иметь представление о причинах дорожно – транспортного детского травматизма.
Текущий
Обсуждать причины дорожно – транспортного детского травматизма.
12.09


5.
Отправимся на экскурсию.
1
УИПЗЗ
Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.
Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представить собственные впечатления от экскурсии
Текущий
Характеризовать различные научно – просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках, участвовать в ролевой игре. Обсуждать правила поведения на экскурсии.
Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы. Оценить экскурсию и мотивировать свою оценку.
17.09


6.
О чём рассказывает план?
1
УИПЗЗ
План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.
Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы.
П/р «Туристические планы».
Сравнивать рисунок и план местности. Изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана.
Различать наиболее распространённые виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни.
Извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.
19.09


7.
Планета на листе бумаги.
1
УИПЗЗ
Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.
Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности.
Текущий
Сравнивать план и карту, глобус и карту мира.
Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира.
Ззаполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам.
Приводить примеры морей, рек, островов.
Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте.
24.09


8.
Страны и народы на политической карте мира.
1
УИПЗЗ
Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры.
Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры.
Игра – путешествие по материкам.
Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. Находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры.
26.09


9.
Путешествуя, познаём мир.
1
УИПЗЗ
Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма.
Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.
Текущий
Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия. Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.
1.10


10.
ПДД. Движение пешеходов по улицам и дорогам
1
УИПЗЗ


Текущий

3.10


11.








Транспорт.





1









УИПЗЗ









Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях.

Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории
одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.
Проект «Любознатель-
ный пассажир»







Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре, определять виды транспорта, рассказывать сюжет из
истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.
8.10



















12.
Средства информации и связи.
1
УИПЗЗ
Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира.
Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.
Текущий
Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжете теле – и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира.
10.10


Раздел «Мир как дом» 19 ч + 3 ч ПДД

13.
Мир природы в народном творчестве.
1
УИПЗЗ
Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества.
Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.
Текущий
Определять образ единого дома – мира в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома – мира в собственном произведении.
15.10


14.






Из чего состоит всё.
1






УИПЗЗ






Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель.




Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.
П/р «Вода - растворитель»






Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы.
Заполнять таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы».
Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.
Работая в группе, проводить опыт «Вода - растворитель».
17.10













15.
Мир небесных тел.
1
УИПЗЗ
Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела.
Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Текущий
Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле.
Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце.
Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей.
Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам, моделировать строение Солнечной системы.
Использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах.
22.10


16.
Невидимое сокровище
1
УИПЗЗ
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;
П/р
«Исследование свойств воздуха»
Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха.
Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их.
Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека.
Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради.
24.10


17.
Самое главное вещество.
1
УИПЗЗ
Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе.








Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать доклады.
Игра «Интервью».
Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете.
Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах.
Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике.
29.10


18.

Свойства воды, круговорот воды в природе.
1
УИПЗЗ

Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.
П/р
«Исследование свойств воды»

12.11


19.
ПДД. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
1
УИПЗЗ


Текущий

14.11


20.
Природные стихии в народном творчестве.
1
УИПЗЗ
Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества.
Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе.
Текущий
Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества, находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий. Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе.
19.11


21.
Кладовые земли.
1
УИПЗЗ
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады.
П/р
«Состав гранита»
Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края.
Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей.
21.11


22.
Чудо под ногами.
1
УИПЗЗ
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.
П/р
«Исследование свойств почвы»
Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах.
Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения.
Определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника.
Извлекать из атласа – определителя информацию о животных почвы.
26.11


23.
ПДД. Сигналы светофора и регулировщика.
1
УИПЗЗ


Текущий

28.11


24.
Мир растений.
1
УИПЗЗ
Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растения в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.
Текущий
Знакомиться с группами растений; классифицировать растения. Узнавать группы растений по описаниям.
Различать виды растений.
Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем – аппликаций.
Определять предложенные растения с помощью атласа – определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам.
3.12


25.
Плодородная земля и растения в народном творчестве.
1
УИПЗЗ
Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.
Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.
Текущий
Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.
5.12


26.
Мир животных.
1
УИПЗЗ
Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края.














Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.
Текущий
Знакомиться с группами животных, классифицировать животных. С помощью атласа – определителя приводить примеры животных разных групп.
Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп».
Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем – аппликаций.
В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа – определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам.
Высказывать аргументируемые суждения о роли животных в природе и жизни людей.
10.12


27.
Образы животных в народном творчестве.
1
УИПЗЗ

Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных.
Текущий
Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры, находить и характеризовать образы животных в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного искусства своего края, использовать приёмы народного словесного и изобразительно – прикладного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.
12.12


28.
Невидимые нити в живой природе.
1
УИПЗЗ
Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания.
Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов.
Текущий
Классифицировать животных по особенностям питания, приводить примеры растительноядных и хищных животных. Прослеживать по схемам цепи питания.
Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем – аппликаций.
Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Участвовать в старинной народной игре, объяснять её связь с темой урока.
17.12


29.
Лес – волшебный дворец.
1
УИПЗЗ
Лес - единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу.
Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Текущий
Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление от восприятия леса.
Знакомится с разнообразием организмов в лесу.
Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами.
Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга.
Прослеживать по схема в учебнике круговорот веществ в лесу.
19.12


30.
Луг – царство цветов и насекомых.
1
УИПЗЗ
Луг - единство живой и неживой природы. Природное сообщество луг, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу.
Научится характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Текущий
Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление от восприятия луга.
Знакомится с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным.
Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами.
Рисовать схему круговорота веществ на лугу.
24.12


31.
Водоём – дом из воды.
1
УИПЗЗ
Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема.
Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Текущий
Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление от восприятия водоёма.
Знакомится с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым.
Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёма, моделировать их освоенными способами.
Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе.
Работая в группах, использовать атлас – определитель для распознавания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради.
26.12


32.
ПДД. Правила перехода улиц и дорог.
1
УИПЗЗ


Текущий

14.01


33.
Как сохранить богатства природы.
1
УИПЗЗ
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.
Текущий
Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране,
рассказывать об охране природных богатств.
Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ.
Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы.
16.01


34
Охрана природы в культуре народов России и мира.
1
УИПЗЗ
Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов о месте человека в природе. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии.
Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.
Текущий
Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам,
Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни.
Использовать приём народного словесного и изобразительно – прикладного творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира.
21.01


Раздел «Дом как мир» 21 ч + 3 ч ПДД






35.
Родной дом – уголок Отчизны.
1
УИПЗЗ
Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников.
Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.
Текущий
Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни.
23.01


36.
Свой дом – свой простор.
1
УИПЗЗ
Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.
Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.
Текущий
Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соответствии с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное.
28.01


37.
ПДД. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
1
УИПЗЗ


Текущий

30.01


38.
В красном углу сесть – великая честь.
1
УИПЗЗ
Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.
Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Текущий
Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства.
4.02


39.
Побываем в гостях.
1
УИПЗЗ
Особое значение порога - центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства.
Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Проект
«Юный краевед»
Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.
6.02


40.
На свет появился – с людьми породнился.
1
УИПЗЗ
Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание.
Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
Текущий
Применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства, использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства.
11.02


41.
Родословное древо.
1
УИПЗЗ
Способы составления родословного древа.Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).
Старинные традиции трудолюбия и мастерства.
Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.
Текущий
Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх – четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.
13.02


42.
Муж и жена – одна душа.
1
УИПЗЗ
Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности.
Текущий
Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодожёнам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.
18.02


43.
Святость отцовства и материнства.
1
УИПЗЗ
Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям; стремиться проявлять уважение к своим родителям.
Текущий
Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.
20.02


44.
ПДД. Дорожные знаки.
1
УИПЗЗ


Текущий

25.02


45.
Добрые дети – дому венец.
1
УИПЗЗ
Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени.
Текущий
Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тёзки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания.
27.02


46.
Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи
1
УКИЗ


Текущий

4.03


47.
Детские игры – школа здоровья.
1
УИПЗЗ
Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие.
Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.

Текущий
Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своём развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать её в среде сверстников.
6.03


48.
Строение тела человека.
1
УИПЗЗ
Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма.
Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.
Текущий
Рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека.
Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме.
Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов.
Высказывать обоснованное суждение о том, почему важно знать строение и работу своего организма.
Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.
11.03


49.
Как работает наш организм.
1
УИПЗЗ
Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем.
Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.
П/р
«Измерение частоты пульса»
Рассказывать о работе опорно – двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы.
Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. Учиться измерять пульс у себя и другого человека, фиксировать результаты измерений.
Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека – единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов.
13.03


50.





Что такое гигиена.
1
УИПЗЗ
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.
Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.
П/р
«Уход за зубами»
Формулировать правила выработки хорошей осанки.
Корректировать собственное поведение с учётом этих правил.
Осваивать приёмы ухода за зубами, оценивать свои успехи.
Классифицировать продукты по происхождению.
Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фасфуда).
Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд.
18.03



51.
Наши органы чувств.
1
УИПЗЗ
Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.
Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
Текущий
Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха.
Характеризовать работу органов чувств.
Формулировать правила гигиены органов чувств.
Оценивать своё отношение к собственному здоровью. Корректировать своё поведение в соответствии с изученными правилами гигиены.
Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.
20.03



52.
Школа первой помощи.
1




УИПЗЗ




Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Номера телефонов экстренной помощи.
Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь,
измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.
П/р
«Измерение температуры тела»


Сравнивать устройство медицинских термометров, учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи.
Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом.
Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приёмы первой помощи.
1.04












ОБЖ. Если хочешь быть здоров










53.
ПДД. Обязанности пассажиров.
1
УИПЗЗ


Текущий

3.04



54.
Здоровью цены нет.
1
УИПЗЗ
Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам.
Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам.
Текущий
Различать социально – нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.
8.04



ОБЖ. Будь здоров!









55.
Дом не велик, а стоять не велит.
1
УИПЗЗ
Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края.
Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.
Рисование по теме «Моя будущая семья, дом и домашнее хозяйство».
Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.
10.04


56.
Семейный бюджет.
1
УИПЗЗ
Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.
Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.
Текущий
Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.
15.04


57.
Мудрость старости.
1
УИПЗЗ
Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.
Текущий
Выражать своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. Представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.
17.04


58
Путешествие к А.С. Пушкину.
1
УИПЗЗ
История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела.
Знать одно - два стихотворения или отрывка из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.
Составление родословного древа А.С.Пушкина.
Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А. С. Пушкина, находить в них общие родовые черты.
Подбирать одно – два стихотворения (или отрывки из сказок) А. С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А. С. Пушкина как его духовных потомках.
22.04


Раздел «В поисках Всемирного наследия» 10 ч + 2 ч ПДД



Мой уголок в родном доме – место, мебель, игрушки, книги и т.д.

59.
Всемирное наследие.
1
УИПЗЗ
Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.
Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Подбирать материал из книг, альбомов, сети Интернет, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святынями своего края. Рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия, оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
24.04


60.
Московский Кремль.
1
УИПЗЗ
Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России.
Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
29.04


61.
ПДД. Правила перехода улиц (дороги) при высадке на специально размеченной площадке или на улице
1



Текущий

1.05


62-63
Озеро Байкал.
2
УИПЗЗ
Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира.
Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
6.05



64.
Путешествие в Египет.
1
УИПЗЗ
Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия.
Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
8.05


65.
Путешествие в Грецию.
1
УИПЗЗ
Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира.
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Показывать на карте местоположение Греции и Афин. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
13.05


66.
ПДД. Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице.






15.05


67.
Путешествие в Иерусалим.
1
УИПЗЗ
Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.
Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
20.05


68.
Путешествие в Китай.
1
УИПЗЗ
Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стен как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира.
Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Текущий
Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.
22.05


69.
Всемирные духовные сокровища.
1
УИПЗЗ
Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.
Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.
Текущий
Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, учёных, исторических деятелях. Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества (по выбору). Воспроизводить пословицу, изречение из Священных текстов. Определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой Список Всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего Списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений.
27.05


70.
Что мы узнали. Чему научились.
Закрепление изученного.
1
УКИЗ
Урок - игра

Текущий


29.05