Программа курса внеурочной деятельности Этическая грамматика 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Бытошь
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
__________ Рязанцева Е. В.
Протокол № ___
от«____»_____________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по ВР
____________ Ионец С. А.
«____»_______________2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________ Серегин А. П.
Приказ № ______
от «___»_______________2016 г.
Программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Этическая грамматика»
для обучающихся 4-а класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Кибальчич Е. В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
Аннотация.
Программа составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Программа адресована учащимся 4 класса и рассчитана на 34 часа . Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно- нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Факультатив предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Кружок «Этическая грамматика» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Этическая грамматика» для 4 класса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),
развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие
поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися
организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу
учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации. (Приложение 1)
Анкетирование учащихся и родителей
Формы и виды деятельности
игры;
ситуативные беседы;
сюжетно - ролевые игры;
заочные путешествия;
сказкотерапия;
творческие работы;
просмотр мультфильмов;
посещение музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Содержание курса внеурочной деятельности «Этическая грамматика» 4 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.
Тема 5. Праздник школьного вальса.
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.
Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.
Тема 11. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Тема 12. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Тема 13. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема 14. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема 15. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»
Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.
Тема 18. Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.
Тема 19. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Тема 20. «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема 22. Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 23. Праздник благодарности.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 24. Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 25. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 26. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 27. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 28. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 30. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема 31. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 32. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
Тема 33-34. Проекты. 2часа
Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела(темы), тема урока Кол-во часов Дата
По плану Фактически
Этика общения. 7 1 Оглянись внимательно вокруг. 1 02.09 2 Умение быть самим собой. 1 09.09 3 Что достойно гражданина. 1 16.09 4 Даже будни может труд сделать праздничными днями. 1 23.09 5 Праздник школьного вальса. 1 30.09 6 - 7 Приглашение к зеркалу. 2 07.10 14.10 Этикет. 8 8 «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин. 1 21.10 9 -10 Твой стиль поведения. 2 28.10 11.11 11 Мальчики. Девочки. 1 18.11 12 Поиграем и подумаем. 1 25.11 13 Когда какое слово молвить. 1 02.12 14 За общим столом. 1 09.12 15 Доброта и доброжелательность. 1 16.12 Этические нормы отношений с окружающими. 9 16 «Поспешай делать добро» (народная мудрость). 1 23.12 17 «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой). 1 13.01 18 Родительский дом. 1 20.01 19 Любите ваших матерей. 1 27.01 20 «Поздравляем наших мам». 1 03.02 21 О тех, кто сердце отдал людям. 1 10.02 22 Умей быть щедрым. 1 17.02 23 Праздник благодарности. 1 24.02 24 Добрыми делами славен человек. 1 03.03 Этика отношений в коллективе. 8 25 Расскажи мне обо мне. 1 10.03 26 Присмотритесь друг к другу. 1 17.03 27 Подарок коллективу. 1 31.03 28 Я, ты, мы. 1 07.04 29 О дружбе мальчиков и девочек. 1 14.04 30 Не хуже других. 1 21.04 31 «Скажи себе сам». 1 28.04 32 Храни достоинство свое повсюду, человек! 1 05.05 33-34 Проекты. 12.05
19.05