Конспект урока по окружающему миру на тему Наша Родина — Россия


МБОУ «Кутлу –Букашская СОШ»
Рыбно – Слободского муниципального района РТ
Урок окружающего мира в 1б классе:
"Наша родина - Россия"
(по программе «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Ахметханова М.Ф.,
учитель начальных классов.
2015 – 2016 учебный год
Урок окружающего мира в 1б классе: "Наша Родина - Россия"
(по программе «Перспективная начальная школа»)
Общая информация
Ахметханова Милеуша Фаляховна
Предмет
Окружающий мир
Класс
1-б МБОУ «Кутлу –Букашская СОШ»
Дата проведения: 22.04.2016 г.
Цель урока:формировать  у учащихся представление о том, чем является   для человека  Родина.
Планируемые результаты  данного урока:
основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.
Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока: будут знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на глобусе и карте.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.
 Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве,  о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.Оборудование урока: ноутбук; электронная презентация; глобус, карта России, таблицы с пословицами и поговорками о Родине («Человек без родины, что соловей без песни», «Всякому мила своя сторона», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где кто родился, там и пригодился»); использование приемов ТРИЗ – технологий; индивидуальные карточки-тесты;
Форма проведения урока: урок-исследование.
Учебно – методическое пособие: программа «Перспективная начальная школа», учебник О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация деятельности.
- Урок у нас сегодня необычный, торжественный!
-Давайте улыбнемся друг другу, и пусть нам сопутствует удача. Сегодня на уроке вы узнаете о нашем Отечестве, чем оно богато.
- Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Не может человек выбрать родителей. Не может выбрать Родину. Сначала человек появляется на свет. Потом узнает, что его Родина зовется Россией. Что она - самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей.
- С первых лет жизни человека окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи...
- И однажды приходит понимание, что кроме дома, двора, улицы, района, города, есть еще Страна. Вслушайтесь в имя Родина, Россия, Русь. В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила...
- О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Изучение нового материала.
1. Наша Родина – Россия.
-Сегодня поговорим по нашей Родине. Как она называется? От какого слова произошло название страны? (род)
-Назовите страну в которой мы живём?
- Как ещё можно назвать нашу страну?
Послушайте рассказ. Скажите, как по-другому автор рассказа К. Д. Ушинский называет нашу страну – Россию?
Чтение рассказа К. Д. Ушинского.

Маша и Миша приглашают нас сесть в вертолёт и с вертолёта посмотреть на Россию.

Что вы увидите с вертолёта?
(можно увидеть только, что текут реки, растут хвойные леса и лиственные деревья, а вдали видны горы. А всю страну не увидишь- она очень большая).


2. Работа с картой.
- Что вы знаете о России, о её территории?
- Посмотрите на карту, как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. Найдите у себя в учебнике на карте Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Балтийское море, Тихий океан.
- Давайте разделимся на 4 группы. Определите в группе свои роли (редактор, поисковик, корректор и т.д.)
Учитель заранее расставляет парты для 6 человек в группе. На середину парты он ставит таблички с названием команд: «Города», «Моря», «Океаны», «Горы».
- Первая группа найдет «Города», вторая группа «Моря», третья группа «Океаны», а четвёртая группа «Горы».Физ.минутка.
- Страна наша очень большая, поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие … всего 128 народов. Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы. Смотрим на слайде и в учебнике дети в народных костюмах …
3. Москва – столица России.
Кто скажет, какой город является главным в России?
Да, столицей нашей Родины является – Москва (о Москве мы будем говорить на отдельном уроке).
4. Символы России.
– Родина начинается с символов страны. Что такое символы?
Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”- - - Продолжите ряд: гимн … (флаг, герб).
- Гимн России – торжественная песня о стране, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время государственных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований. Новый год в нашей стране начинается с Государственного гимна России. Автор самой торжественной мелодии – композитор Александр Александров, а автор текста – Сергей Михалков.
- Сергей Михалков написал для вас стихи, рассказы. Посмотрите, кто заинтересовался, может взять эти книги в нашей библиотеке и почитать.
- При исполнении гимна страны люди встают по стойке «смирно» и слушают его молча, мужчины снимают шапки. Так они проявляют уважение к гимну.
Звучит первый куплет гимна, который предлагаю учащимся прослушать стоя).Рассматривание флага России.
- Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный.
С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равных по величине горизонтальных полос: белой, синей и красной ”.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.
Синий – мирное небо, верность, веру. В историческом смысле – распространение госуд. власти на морские просторы.
Красный – символизирует отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге.
Как красивы эти цвета в природе:
Синий – небо над головой, вода в озёрах, реках, морях, океанах;
Красный – цветущие растения, поспевшие плоды, красивые насекомые;
Белый – цвет чистого-пречистого снега.
Чтение стиха на слайде!
III. Практическая работа
Перед каждым из вас стоит на парте баночка с чистой водой, краски, кисточка.
(Учащимся раздаются альбомные листы с разлинованными равновеликими тремя горизонтальными полосками. На нижней полосе листа парафином заранее написано имя ребенка, который получает этот лист).Верхнюю полоску оставляем белой. Закрасьте среднюю полосу аккуратно синей краской. Далее закрасьте нижнюю полоску. 
Учитель: – Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность.
Рассматривание герба России.
- Герб России – отличительный знак нашего государства.
- Каждое государство имеет свой герб. Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – земной шар. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян.
IV. Что вы знаете и символах России?
(тест в системе Proclass)
- Ребята, давайте ещё раз повторим, что вы знаете о символах России?
- Посмотрите на интерактивную доску. Перед вами название темы «Наша Родина - Россия». Мы с вами повторим пройденный материал с помощью теста.
Учитель: – Вы, ребята, должны знать и дорожить символами своей страны. Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

О том, что уже знаю
1. Мой адрес:
город ______________________________________
район ______________________________________
улица ______________________________________
дом___________ квартира _________
2. Адрес моей школы:
улица _________________________ дом _________
3. Моя Родина:
страна ______________________________________
герб ________________________________________
4. Я живу на планете _________________________
V. Итог урока.Учитель. – Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Был ли урок для вас интересен и полезен?
Если да, то чем? Если нет, то почему?
Оцените свою работу на уроке.
(Показывают выбранную мордашку).

4572009525