Урок по Основам православной культуры Россия -наша Родина 4класс

МБОУ «Моховская основная общеобразовательная школа»
Кунгурский район Пермского края


Разработка урока по теме
«Россия – наша Родина».








Скачкова Ольга Васильевна – учитель начальных классов

2012 – 2013 уч. год














Урок 1 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Россия – наша Родина
Цель: Формирование представлений о Родине и знакомство с понятиями  ценность и духовные традиции.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
- формирование учебно-познавательного интереса к курсу данного предмета, эмоционального настроя.
- воспитание чувства гордости за свою Родину;
- формирование важнейших ценностей.
метопредметных результатов:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
предметных результатов:
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- формирование первоначальных представлений о духовных традициях;
Тип урока: первичного изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация; карта; листы с заданиями для групп; аудиозапись (песня «С чего начинается Родина»); выставка книг о Родине; учебник «Основы православной культуры».
Формы и виды деятельности: беседа, чтение с заданием, участие в учебном диалоге, игра, самостоятельная работа с источниками информации (работа в группах), творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи
Место проведения: классная комната.
Предварительная подготовка: дети получают задание: найти книги, стихотворения, пословицы и поговорки о Родине. Нарисовать рисунки о родине.
Основные термины и понятия: Россия. Родина. Отечество. Столица. Ценности. Духовные традиции.



Основные вопросы урока:
-Чем богато наше Отечество;
- Что такое традиции и для чего они существуют.
План урока.
Организационный момент.
Создание мотивационного поля.
Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Самостоятельная творческая работа.
Групповая работа «Собери пословицу»
Физминутка.
Решаем проблему, открываем новые знания.
Сравниваем свой вывод с авторским.
Рефлексия.
Итог урока.
Домашнее задание.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Создание мотивационного поля. Слайд 2.
Начнем наш урок с игры «Чем мы похожи?». Если вы согласны с моим высказыванием - поднимите руку.
Я люблю апельсины.
У меня светлые волосы.
Я умею читать.
Я быстро бегаю.
Я хорошо учусь.
Я люблю драться.
Я люблю каникулы
Я хороший друг.
Мне нравится лето.
Я люблю свою школу.
Посмотрите, ребята, мы все оказались чем-то похожи друг на друга. А еще – мы друзья, которые живут в одной большой стране.
С сегодняшнего дня мы вместе с вами отправляемся в необычное путешествие – мы начинаем изучение курса «Основы православной культуры». Эти занятия помогут вам осознать «Кто я?», «Для чего я живу?», понять, какие ценности являются главными в жизни человека. Рассмотрите учебник, который будет сопровождать нас в нашем путешествии.
III. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Слайд 3.
Диалог учитель – ученики:
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? (возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина).
- Что можно увидеть на этой карте?
- По-вашему мнению, с чего начинается Родина? (варианты ответов)
2. Слушание песни «С чего начинается Родина». Слайд 4 - 14
Вопросы учащимся:
- О чем поется в этой песне?
- Какая она наша Родина? (прекрасная, любимая, великая, могучая, единственная, необъятная). Слайд 15
-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация) Слайд 16
-Какой город является столицей нашей Родины? Слайд 17
- Как вы понимаете, о чем будет наш урок? Слайд 18.
- Что для вас значит Родина? ( Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Наша Родина – это леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов. Родина – это наш край, город, поселок. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это место, где стоит, наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.) Слайд 19
-От какого слова оно произошло? (Родина – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством).
- Какие родственные слова вам известны? ( Род, родители, родиться, родной, родня, родственники, родич, родом, родство, родоначальник, родненький, породниться, родимый, рождение, рождество, рождественский,  зарождение, народ, народный,  природа, родник, родниковый, родинка, родословная, зародыш)
3. Слово учителя
-Но не всё в своей жизни человек может выбрать сам при рождении. Как вы считаете, что мы не можем выбрать сами?
своих родителей
язык
Родину Слайд 20
Основной вопрос урока
- Что объединяет всех граждан нашей страны – России?  Слайд 21
Родина – это страна, где мы родились. Родное для нас место, где мы живем, где стоит отцовский дом. Это может быть небольшое село, поселок или большой город – место, которое называют малой родиной. Из множемства таких маленьких частей состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. Вспомним рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:
«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких враговМного есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.»
Задание. Найдите соответствующее объяснение понятий родина, отечество, мать. Слайд 22.
IV. Творческая работа. Написать мини-сочинение «Моя Родина»
Проверка. Зачитывание по 1- 2 предложения, самых главных, значимых.
V. Групповая работа «Собери и объясни пословицу».
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. Вот и вы тоже в своих рисунках выразили свое понимание этого слова. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки.
Я предлагаю вам в паре выполнить задание, которое называется «Собери пословицу». (Собрать по одной пословице)
Человек без родины - соловей без песни
Где родился – там и сгодился.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Своя земля и в горсти мила.
От Родины теплом веет.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Дети собирают пословицы, а затем зачитывают их и объясняют смысл Слайд 23.
-Ребята, о чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке? (О Родине, о любви к Родине).
VI. Физминутка. Слайд 24
Дружно встали – раз, два, три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
Наклонились влево вправо
Получается на славу.
VII. Решаем проблему, открываем новые знания.
1.Беседа
- Что нас объединяет?
единая Родина.
общая земля
общая история
общие законы
общий язык
общие ценности
духовные традиции. Слайд 25.
И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Без них жизнь человека обесценивается и теряет смысл.
Вопрос для обсуждения.
Что такое ценности?
Ценности – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Это образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Слайд 26.
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Слайд 27.
Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония. Слайд 28.
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определённую духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Вопрос для обсуждения:
- Что такое, по-вашему, духовные традиции?
        Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. Слайд 29.
Что можно передать через традиции? (То, что не имеет зримого образа, а распознается и чувствуется через действия: правила поведения, знания и умения, образ жизни, идеи, ценности). Слайд 30
VIII . Сравниваем свой вывод с авторским:
Работа в парах
Задание:
Прочитать текст в учебнике (подчеркнуть в тексте учебника основные мысли темы) 
Обсудить, какие важные вопросы темы ещё не прозвучали на уроке.
Слайд 31.
Коллективное обсуждение результатов работы
Вывод:  Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и традиции, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом.
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции. 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.
IX Итог урока:
Что объединяет всех граждан нашей страны – России? (Людей, живущих в нашей стране, объединяют ценности и  традиции, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами) Слайд 32
X. Рефлексия. Слайд 33.
Сегодня я узнал
Мне было интересно
Я хочу узнать
XI. Домашнее задание. Слайд 34.
Посоветоваться с родителями, вспомнить, какие традиции существуют в вашей семье.
Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи?



15