«Моя Родина – Россия в произведении К.Д. Ушинского «Мое Отечество»

Занятие «Моя Родина – Россия в произведении К.Д. Ушинского
«Мое Отечество»

Цель: Продолжить формирование знаний детей о Родине

Задачи:
- Воспитать любовь и патриотическое отношение к Родине
- Учить размышлять над авторским отношением к Отечеству
- Корректировать и развивать логическое и наглядно-образное мышление
- Развивать целостность восприятия текста
- Прививать навыки осознанного чтения

Оборудование и материалы: портрет К.Д. Ушинского, карточки для словарной работы, магнитная доска, аудиозаписи – гимн РФ, картинки 2 гербов РФ, «От чего так в России березы шумят?», читательские дневники, выставка книг К.Д. Ушинского, толковые словари, конверты с разрезными пословицами, мультимедиа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день ребята. Сегодня мы проводим занятие по семейному чтению. Все ли готовы? Посмотрите на меня, пожалуйста.
Начнем наше занятие, как всегда с речевки.
Прекрасно все на свете,
Прекрасно на земле.
Прекрасно в нашей группе.
Прекрасно все и в нас.
Коррекционно-развивающее упражнение (на развитие внимания и зрительной памяти)
Сейчас посмотрим, на сколько, вы внимательны. Рассмотрите эти картинки и скажите чем они отличаются друг от друга.
Ответы детей
- Молодцы, все справились с заданием и включились в работу.
Проверка домашнего задания.
Теперь проверим как вы приготовили д/з. Вы должны были нарисовать рисунки к рассказу К.Д. Ушинского «Четыре желания» в читательских дневниках. Объясните, почему вы нарисовали это время года. Вы должны помочь Мите решить, какое время года самое лучшее?
Вывод: Каждое время года по своему прекрасно.
2-3 человека объясняют свой рисунок.




II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Вспомните, с какими произведениями К.Д. Ушинского вы познакомились на предыдущих занятиях? Если кто-то забыл, то обратитесь к выставке книг К.Д. Ушинского.
Ответы детей: «4 желания», «Дети в роще», «Спор деревьев», «Пчела и мухи», «Два плуга».
Молодцы! А сегодня друзья мои, у нас очень серьезный и очень важный разговор. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, если разгадаете ребус. Такие ребусы мы с вами уже разгадывали.
Правильно – РОДИНА. А как еще можно ее назвать? Об Вы и узнаете, прочитав рассказ К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Звучит музыка. Воспитатель читает рассказ.
- Так как же автор называет свою Родину?
Работа над содержанием текста.
Теперь сами внимательно прочитайте текст и вдумайтесь в его содержание. Затем мы прочитаем текст по цепочке. Ребята, встретись ли Вам непонятные слова или выражения в тесте?
Какое выражение вам не понятно?
Что значит «испокон века?»
Обратимся к словарю Ожегова. Испокон – издавна, с давних времен.
Найдите в тексте ответ на вопрос «Почему Россию зовут Отечеством?»
Ответы детей.
Прикрепляем карточку ОТЕЧЕСТВО на магнитную доску.
- Как вы думаете от какого слова произошло «Отечество»? (отец, отчий дом, отче)
- Найдите и прочитайте, почему мы называем Россию Родиной?
Ответы детей. Прикрепляем карточку РОДИНА
От какого слова произошло Родина? (от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас является потомком какого-либо старинного рода)
Родина бывает и большая и малая. Какую родину называют большой? (страна) А малая (маленькая) Родина – это какая? (Это там где родился, вырос)
Выставка рисунков
А какой вы представляете свою малую Родину.
Давайте посмотрим на Ваши рисунки.

Почему К.Д. Ушинский сравнивает Родину с мамой? Постарайтесь найти в тексте ответ на этот вопрос. (Прикрепляем карточку со словом мать)
Итак, давайте посмотрим, как называет К.Д. Ушинский Россию
- Отечество
- Родина
- Мать
Как называлась наша страна в древности (Русь) А о каких-нибудь других государствах вы слышали? Как К.Д. Ушинский написал об этом в своем рассказе, обратимся к тексту.
Вывод: Государств много, а Родина мать – одна.
Собери пословицу
Народ всегда любил и защищал свою Родину и прославлял ее в своем творчестве: пословицах, поговорках, былинах.
Ребята, вам нужно из отдельных слов собрать пословицы и объяснить значение.
Работа по группам. Звучит музыка
Родина-мать, умей за нее постоять.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Вывод: Вы правильно поняли и объяснили значение этих пословиц.
Символы государства
Существуют такие слова, которые можно отнести к любому государству. Это его символы. А что такое символы? Символы - условные знаки и изображения.
Конституция - основной документ государства, где прописаны все законы.
Флаг – показать картинку
Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других, на его самостоятельность.
Сообщение воспитанника о флаге.
Герб – картинку на доску
Сообщение воспитанника
Гимн – сообщение 3 ребенка
Собери флаг
Давайте соберем флаг РФ. Перед вами полоски разных цветов. Назовите цвета российского флага и объясните их значение.
Столицей нашего государства является город Москва. А теперь все внимание на экран, давайте еще раз посмотрим на символы государства.
Молодцы, вы как настоящие граждане РФ хорошо запомнили символы государства. Это очень приятно.
Релаксация
Звучит аудиозапись песни «От чего так в России березы шумят»
Давайте мы немного отдохнем и полюбуемся бескрайними просторами нашей прекрасной Родины. Просмотр слайдов.

III. РЕФЛЕКСИЯ. ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

Итак, ребята, давайте вспомним, с каким же произведением К.Д. Ушинского мы познакомились сегодня?
О чем этот рассказ?
Как еще можно назвать Россию в знак любви и уважения?
Наше занятие заканчивается. Вы очень хорошо сегодня поработали. Вы были активными, любознательными и дружными. Ваши ответы были полными и точными. Но на этом мы не заканчиваем изучать творчество К.Д.ю Ушинского. Обязательно продолжим читать цикл его рассказов о Родине.
Спасибо за участие.
15