Разработка урока с презентацией 2 класс Каша из топора. Литературное чтение


русская народная сказка «каша из топора»
Цели. Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст и пересказывать его.
Планируемые образовательные результаты. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера, учатся работать в группах.
Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев
методы и формы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование. Интерактивная доска, компьютер, проектор; домики «Жанры произведений», карточки с заданиями; выставка книг с русскими народными сказками, чугунок, ложка.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Как стало светло и приятно от ваших улыбок.
II. Актуализация знаний.
– Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? («Устное народное творчество»). (Слайд 2)
– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки, загадки…) (Слайд 2)
Работа в группах.
– Прочитайте первый текст и определите его жанр. (Это загадки). Разгадайте их.
Загадки. (на карточках голубого цвета)
1. Желта мала крошка,
А угодья много в ней:
В воде поварят,
Ребята съедят. (угодья – пользы) (Каша) (Слайд 3)
– А из чего варят каши? (из крупы: гречка, манка, пшено, овсянка…)
2. До обеда сгоряча
поработает с плеча
и в итоге будь здоров,
наломает столько дров (топор)
– Это топор.
– Для чего нужен топор? (дрова рубить)
А вы знаете, что топор появился очень давно. (Слайд №4,5) Топор – инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев. Топор сохранился в классическом виде практически неизменным до наших дней.
- Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? ( Про топор, про кашу).
III. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.
На доске запись: Обман – это…
– Прочитайте высказывание на доске. Как вы понимаете его смысл?
– Прочитайте в книге «Литературное чтение» на с.44 название произведения, (На доску прикрепляется табличка: «Каша из топора») рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение. (На доску прикрепляется табличка: Сказка). (Слайд 6)
– Как вы считаете, какая это будет сказка? (волшебная, о животных или бытовая). ( На доске к домику прикрепляется табличка: бытовая)
– Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?
– В каком доме будут происходить события этой сказки? (В избе.)
(В бытовых сказках главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка).
– Что удивило вас в названии сказки?
IV. Первичное восприятие произведения.
Задание перед чтением:
– Что удивило?
– О чем подумали?
Сказку читает ученик.
– Понравилась сказка? Чем понравилась?
– Зачем солдат постучал в избу?
– Кто там жил?
– Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
– Как старуха ответила? (Прочтите)
– Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)
– А потом? (соли, крупы, масла)
– Что получилось у солдата сварить из топора? (кашу)
Словарная работа. (Слайд 7,8)
– Найдите слова, которые нуждаются в объяснении.
– Как вы понимаете значение слов: (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)
Побывка – приезд домой на короткий срок (в учебнике с. 213)
Притомился – устал
Служивый – солдат, военнослужащий
Вдоволь – достаточно, много
Поскупилась – пожалеть отдать (дать) что-нибудь, пожадничать
Прикинулась – притворилась
Котёл – большой металлический круглый сосуд для нагревания воды, варки пищи
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка
Коли (кабы) – если бы
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой (в учебнике с. 213)
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь для вкуса (в учебнике с. 213)
Этакую – такую
Сметка - смекалка
Физминутка
Мы читали и устали
Дружно тихо мы все встали
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покиваем головой.
Дружно руки поднимаем,
А теперь их опускаем.
Мы немножко отдохнём
И опять читать начнём.
V. Проблемный анализ произведения.
Учащиеся читают сказку жужжащим чтением.
Обсуждение в группах. (Вопросы написаны на карточках кремового цвета).
– Как вы считаете, старуха жадный человек или экономная хозяйка?
– Солдат положительный или отрицательный герой?
– Правильно ли он поступил, обманув старуху?
VI. Анализ художественных образов.
1. Работа в группах.
– Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют: (на карточках серого цвета)
– старуху (хозяюшка, сирота, хозяйка).
– солдата (дорожный человек, служивый, добрый человек).
– Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха» (9)? Зачем автор это делает?
2. Характеристика главных героев. (На карточках жёлтого цвета)
– Дайте характеристику главным героям:
1,3 группа – солдату;
2,4группа – старухе.
– Используйте задание 2 и 4 на с. 47 учебника, можете добавить свою версию.
VII. Творческое задание. (на карточках салатового цвета)
1 группа
– Приготовиться к инсценированию сказки
2,3,4 группы
– Восстановить последовательность событий в тексте. ( На карточках салатового цвета написаны предложения)
Шёл солдат на побывку.
Притомился, есть захотел.
В одной деревне постучался в крайнюю избу.
Там жила старуха.
Солдат попросил у неё что-нибудь поесть.
Старуха была скупой и отказала служивому.
А солдат был смекалистым.
Заприметил топор под лавкой и предложил сварить из него кашу.
Старуха удивилась, но согласилась.
Попом солдат выманил у старухи соль, крупу и масло.
Так он сварил кашу.
Славная получилась каша.
VIII. Итоговый анализ урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Чему учит эта сказка?
– Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)
– Каким надо быть, каким нельзя быть?
– Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? (Слайд 9)
– К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)
В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
Пословицы. (Слайд 10)
– Прочитайте пословицы.
– Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
– Догадка и смекалка не хуже разума.
– Глупый киснет, а умный всё промыслит.
– Смётка всего дороже.
– Ответьте на задание, которое мы пытались выполнить в начале урока. Что же такое обман?
Варианты ответов: (Слайд 11)
1. Обман – это хитрость.
2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.
3. Обман – это жульничество.
4. Обман – это смекалка, фантазия.
Обман – 1. Введение в заблуждение, поступить недобросовестно по отношению к кому-нибудь. 2. Ложное представление о чём-нибудь, заблуждение.
Сказка – ложь, да в ней намёк нашим деточкам – урок. (Слайд 12)
Рефлексия.
– Выбери и продолжи любое предложение. (на карточках белого цвета)
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за ……
После урока мне захотелось……
Сегодня я сумел…..
IX. Домашнее задание.
Чтение сказки по ролям.