План-конспект по литературному чтению на тему Русская народная сказка. Каша из топора (2 класс, Школа России)


Тема СКАЗКИ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ . «Каша из топора» Дата
29.09.16 г.
День недели:
четверг
Цели Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст Страницы:
Учебник с.44-47
Наглядность Признаки сказки о животных 29 сентября.
Классная работа.
Служивый
Побывка
Изба
Вдоволь
Варево
Чулан
Сдобрить
Котёл
Коли
Этакую
Смётка Признаки бытовой сказки Оборудование
Презентация
аудиозапись
таблица
Х О Д У Р О К А
этапы
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)
1.Проверка готовности к уроку.
Проверьте наличие учебника, пенала, дневника, сигнальных карт на парте.
2. Психологический настрой.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
3. Разминка.
а) Работа над скороговоркой.
- Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на СЛАЙДЕ:
- Вспомним, как работаем со скороговоркой.
- Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.
- Самое главное, правильно произносить все слова.
- Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.
Проворонила ворона воронёнка.
Б) Развитие угла зрения. Использование таблиц Шульте /30 секунд/

В) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения.
летом одним и зимой цветом
- Дети коллективно зачитывают слова.
“Мы с вами прочитали предложение?”
Восстановите предложение. Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Ответ : “Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу”.
регулятивные – принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения;
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Беседа по пройденной теме
С каким произведением познакомились на прошлом уроке литературного чтения?
Что нового узнали? (Мы узнали, какие признаки сказки о животных существуют).
Достигли ли цели урока? Проверим ваши знания.

Учитель заполняет таблицу по ответам детей.
Признаки сказки о животных
Главные герои Литературный приём Построение сказки Побеждает В сказке о животных главные герои – это …
Какими качествами наделены животные в сказке? (Человеческими, умеют говорить, мыслить, совершают поступки).
Как называется литературный приём, при котором существа наделяются качествами человека?
Перечислите части сказки.
Что или кто побеждает в конце? (Умный и добрый над глупым и злым).
Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.
а) Вот вздумала лиса…
б) А лиса наварила…
в) Журавль стук-стук…
г) А лисица лижет…
д) На другой день…
е) И так зайдёт…
ж) Думала, что наестся…
Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?
Давайте придумаем, как помирить наших героев? Сказка «Лиса и журавль»
Сказка о животных
К устному народному творчеству
Животные
Олицетворение
Зачин, действие, конец
Дети зачитывают предложения полностью
не умеют дружить, обидели друг друга
извиниться и простить
познавательные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и 1интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета
коммуникативные –адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач
Постановка цели урока
Подведение к цели урока.
Мы продолжаем работать по разделу «Устное народное творчество» и знакомиться со сказками. Я предлагаю вам самостоятельно определить тему урока и найти название следующего произведения.
Как оно называется? На какой странице находится?
Откройте учебник на с. 42.
Предположите цель нашей учебной деятельности.
Мы познакомимся со сказкой «каша из топора», узнаем к какому виду сказок можно её отнести и почему.
Что нужно каждому из вас для достижения цели урока? Дети называют тему урока.
Выделяют задачи и цель урока
Стр.
Нужно быть внимательным, соблюдать правила поведения на уроке. Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;
регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решений учебных задач
Вводная беседа.
Посмотрите, есть ли автор у этой сказки? Почему нет?
Что удивило вас в названии сказки?
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
Рассмотрите иллюстрацию.
Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне. Предположите, кто герои этой сказки?
Где происходит действие?
Кто знаком со сказкой?
– Прочитаем сказку и узнаем, бывает ли каша из топора.
1. Первичное восприятие текста. Использование аудиозаписи.
Проверка первичного восприятия.
Выразите своё мнение о произведении, одним словом.
Что вам особенно понравилось в этой сказке?
Какое место в рассказе захотелось перечитать?
Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
Словарная работа.
Какие слова нуждаются в объяснении?
– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь.
К какому источнику обратимся за толкованием значения слов?
Работа в ПАРАХ.
Найдите толкование слова…
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка. Нет фамилии автора, значит создал народ.
Солдат и старушка
В избе, доме
Аудиозапись
Ответы уч-ся
Дети называют слова, учитель прикрепляет их на доску.
Словарь 213-214
РАБОТА В ПАРЕ
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта, дополняют и расширяют имеющиеся знания о роли окончаний в русском языке; коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют простые выводы, выбирают правильную интонацию речи в общении
Анализ художественного произведения
Вторичное восприятие. Вопросы по содержанию.
Чтение вслух по смысловым отрывкам.
1) Читают до слов «… дай-ка котёл».
Где остановился солдат?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
Что приметил солдат под лавкой?
Что придумал солдат?
2) Читают до конца сказку.
Как солдат начал варить кашу?
Как солдату удалось выпросить соль?
Как старуха следила за солдатом?
Что он сначала попросил у старухи?
А потом? Затем?
Где хранила старуха крупу?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Что говорила старуха, когда ела кашу?
Проблемный анализ произведения.
Понравился ли вам солдат? Какой он: находчивый, смелый, смекалистый, рассеянный?
Как по-разному называют солдата в сказке?
Почему не стал возражать старухе, спорить с ней?
Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Она какая: добрая, жадная, весёлая умная?
Как по-разному называют солдата в сказке?
Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?
Синтетическая (обобщающая) работа с текстом
Как вы понимаете смысл предложения: А солдат ест, да посмеивается?
Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
(Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку).
(Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху).Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
(Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность).Прав ли солдат?
(Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер).
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
(Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю).Прочитайте шифрограмму.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)
– Объясните смысл этой пословицы.
Чему учит эта сказка?
Какова ее идея? Чтение текста учащимися вслух
В крайней избе
Захотел покушать
Старуха
Перекусить чего-нибудь
Притворилась сиротой
Топор без топорища
Сварить кашу без топора
дорожный, служивый, добрый человек
сирота, хозяйка
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Обобщение усвоенного и включение нового знания в систему знаний и повторений (сравнение нового знания с алгоритмом в учебнике)
Выясним, к какому виду сказок относится данная сказка?
Кто главный герой сказки?
Где происходит действие?
Построение сказки?
Что побеждает? (Ум, доброта, смекалка)
Учитель заполняет таблицу.
Люди
В обычных домах, деревнях личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться.
Познавательные: составление алгоритма, поиск информации в учебнике.
Рефлексия
Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся…
Оцените свою работу на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, жёлтый Домашнее задание: У. с. 42-44 чтение по ролям КАРТОЧКА для работы в ПАРЕ
Признаки сказки
1. Главные герои 2. Литературный прием 3. Построение сказки 4. Побеждает Слова для справок: 1. Люди, животные, предметы.
2. Олицетворение, сравнение, звукоподражание.
3. Основная часть, действие, зачин, начало, конец,. 4. Добро над злом, добрый и умный над злым и глупым.
КАРТОЧКА для работы в ПАРЕ
Признаки сказки
1. Главные герои 2. Литературный прием 3. Построение сказки 4. Побеждает Слова для справок: 1. Люди, животные, предметы.
2. Олицетворение, сравнение, звукоподражание.
3. Основная часть, действие, зачин, начало, конец,.
4. Добро над злом, добрый и умный над злым и глупым.
КАРТОЧКА для работы в ПАРЕ
Признаки сказки
1. Главные герои 2. Литературный прием 3. Построение сказки 4. Побеждает Слова для справок: 1. Люди, животные, предметы.
2. Олицетворение, сравнение, звукоподражание.
3. Основная часть, действие, зачин, начало, конец,.
4. Добро над злом, добрый и умный над злым и глупым.
КАРТОЧКА для работы в ПАРЕ
Признаки сказки
1. Главные герои 2. Литературный прием 3. Построение сказки 4. Побеждает Слова для справок: 1. Люди, животные, предметы.
2. Олицетворение, сравнение, звукоподражание.
3. Основная часть, действие, зачин, начало, конец,.
4. Добро над злом, добрый и умный над злым и глупым.
51968405130800099631564643000 СКАЗКА - произведение устного народного творчество с вымышленными героями и событиями.
322516510731500
о животных бытовыеволшебные
Строение сказки
1 часть 2 часть 3 часть
Зачин
присказка Действие
(встречаются повторы) Конец
(может заканчиваться пословицей или поучением)
51968405130800099631564643000 СКАЗКА - произведение устного народного творчество с вымышленными героями и событиями.
322516510731500
о животных бытовыеволшебные
Строение сказки
1 часть 2 часть 3 часть
Зачин
присказка Действие
(встречаются повторы) Конец
(может заканчиваться пословицей или поучением)