Технологическая карта урока литературого чтения по теме «сказка « Каша из топора» 2 класс.

Технологическая карта урока литературого чтения по теме «сказка « Каша из топора» 2 класс.
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №22 Семайкина Т.М.
Предмет:литературное чтение 2 класс.
Цели:
познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
Личностные результаты:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану
Оборудование: Карточки с зашифрованными пословицами.

Ход урока.
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Орг.момент
2 мин.
Жили-были Старик и старуха... Любишь ты сказки? Так слушай, молчи. Добрая сказка, Тёплая, Только, что из печи. А что может быть Правдивее хлеба? Отрежешь ломоть - И сразу тепло.
В сказках, как в жизни, Земля и небо, Солнце и тучи, Добро и зло. Добрую сказку Помню с детства. Хочу, чтобы сказку Послушал и ты. Чтобы подкралась К самому сердцу И заронила зерно доброты.
-Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.
Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.


2. Проверка домашнего задания
3 мин.
Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.
Ребята, оцените работы друг друга.
-Какие работы вам понравились и почему?
Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.
Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.
2 мин.
- Прочитайте текст на доске и определите его жанр.
Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
-Отгадайте её.
-Научитесь читать её скороговоркой.
-Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

- Это загадка.
- Это топор.
Дети читают.

- Это была сказка.



4. Введение в тему.
4 мин.
- Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.
- А что вы знаете о сказках?


- На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок
-К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?








А сейчас поработаем со словарем.
- Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

- Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?

- По предложенным картинкам определите, как называется сказка.
- Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?
- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы , поработав в группах, объяснить значение этих слов.
Служивый
Побывка
Вдоволь
Варево
Чулан
Сдобрить
Котел
Коли
Этакую
Сметка
- Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.




- Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.



- Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»
Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.
- Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»
- Это был топор.


«Каша из топора»
- Это не реально, но в сказках такое возможно.
Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.
Вдоволь - достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Сметка – смекалка.
Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.


5. Первичное чтение текста
3 мин.
-Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,
- А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?
- Физкультминутка.
Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.
Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.


Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки»


6.Вторичное чтение текста
4 мин.
- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята , где происходили события этой сказки?
- Кто является главным героем сказки?
-Вы без труда дадите правильные ответы , если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.
Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.
2 мин.
Хорошо мы пожужжали и ,конечно, всё узнали.
- Где происходили события сказки?

- А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.

-Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе.
- Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.
5мин.
-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

-Почему он постучался именно в эту избу?

-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

- Как обратился он к старухе?
-С какой интонацией надо это прочитать?( Прочитайте)
- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте)


- Как вы понимаете слово сирота?

- Что придумал солдат?
- Как он это сделал?



-Какой был солдат, что вы можете про него сказать?
- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?
- А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.

-Шёл солдат на побывку.( Выборочное чтение.)
-Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.
- А нет ли у тебя ,хозяюшка, перекусить чего?
-Он назвал её хозяюшкой.
-С уважением ,почитанием.
- У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Человека, который живёт один и никто ему не помогает , называют сиротой.
- Он решил сам сварить кашу.
-Он видел ,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.
-Он внимательный, сообразительный.
-Она жадная, скупая.
Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке)

9.Обобщение прочитанного
3 мин.
- Подведите итог: назовите основные черты характера героев.
- Кто вам больше нравится и почему?
-Как вы относитесь к старухе, к солдату?




- Что бы вы посоветовали героям сказки?

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей.


- А сейчас прочитайте пословицу.
Как понимаете слово «сметка»?
Как вы ее понимаете?
Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность.
-Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.
Старуха мне не нравиться. Она жадная , умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

- Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку , а завтра помогут тебе.
Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.
Дают свои ответы.
Метка дороже богатства.
Сметка – это смекалка.
Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-
тельное чтение
10 мин.
- А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией , жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 ( на слайд) . Каким способом удобно читать сказку?
Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.
- Сколько человек для этого нужно?

- С какой интонацией читает каждый герой сказки?


Аналогично ведётся работа по странице 45.
- Чтение по ролям.





- Три . Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата.
- Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки.
- Слова солдата приветливо , с просьбой?
- Слова старухи спокойно, без эмоции.
- Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.
2 мин.
Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?
- Чему учились на уроке?
- Чему научились?
- Что у вас получились? А что нет?
- С какой сказкой познакомились?
– К какому виду сказок она относится?
– Что вы узнали о бытовой сказке?
- А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.
Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.
-Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.


Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»
- Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка
Ребята показывают карточки.
Ребята выходят из класса под музыку.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15