Развитие познавательной деятельности младших школьников через дидактические игры на уроках математики


«Развитие познавательной деятельности младших школьников через дидактические игры и упражнения на уроках математики »
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Решая задачи нашей школы: повышение качества преподаваемых предметов, воспитания в учениках постоянной тяги к знаниям, учителя начальных классов стараются искать пути развития активизации познавательной деятельности у младших школьных школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Актуальность данной темы заключается в том, что активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики – это дидактическая игра, логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа.
Дидактические игры на уроке математики. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».-В.А.Сухомлинский.
Роль дидактических игр. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.
Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Наша задача - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе и в этом нам помогают дидактические игры.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1. дидактическая задача
2. игровая задача;
3. игровые действия;
4. правила игры;
5. результат (подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.
Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
1) Формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
2) Формирование психических новообразований;
3) Формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
4) Формирование навыков самоконтроля и самооценки;
5) Формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры:
1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
2. выразительность проведения игры;
3. необходимость включения педагога в игру.
Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает
-форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к
игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
-между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
-используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т. д.. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
1 Логические задачи, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.
Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.
Ученику понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.
Логические задания могут быть использованы на всех этапах обучения математики. Систематическое выполнение таких задач способствуют развитию математического мышления.
Вместо решений обычных примеров на умножение и деление можно предложить логическое задание такого типа.
Задание. Вставьте пропущенные числа
В теремке, что слева, в центральном окошке записано число 21 , а в боковых - 3 и 7 , поэтому можно записать равенство 21 = 3 х 7 . Тогда по аналогии 12 равно произведению двух чисел. Это могут быть: 3 и 4 или 4 и 3; 6 и 2 или 2 и 6; 12 и 1 или 1 и 12.
Среди задач на смекалку, используемых во внеклассной работе в начальных классах, встречаются логические задачи на раскрашивание. Эти задачи достаточно наглядны. Лист бумаги и цветные карандаши или краски - вот и всё, что надо для их решения. Задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей.
Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов.
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики".
"Придумай рисунок"
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.
Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры.
Например, такие:
Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.
Чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.
1. Ответив на вопрос задачи:
"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя).
2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5).
3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число:
1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа).
4. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок увеличивается.
2.Уроки - путешествия.
Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.
В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Приведем фрагмент одного из уроков - путешествий.
"В цирке" -
Цель:
Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.
Оборудование:
Рисунки артистов цирка, которые вывешиваются в ходе игры.
На доске записи примеров.
У каждого ученика билет в цирк.
На первом ряду - билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но ответы у них одинаковые.
На втором ряду - билеты голубого цвета с ответом 12.
На третьем ряду - билеты желтого цвета с ответом 13.
Ход путешествия:
Учитель обращается к классу, говорит:
Мы приглашены на цирковое представление. У каждого из вас есть входной билет, но входить будем рядами.
Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои пригласительные билеты (примеры) и хором назовите свой ответ. (Дети хором называют свои ответы - 11, 12, 13).
Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее.
Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка. Представление начинается.
Встречайте Зебру!
(Дети хлопают в ладоши)
Где вы ее могли видеть?
(На проезжей части - указатель перехода для пешеходов)
Почему пешеходную дорожку назвали зеброй?
(Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотичного животного)
Для чего нужна такая разметка?
(Для контраста)
Итак, Зебра предлагает вам перейти, а для этого нужно правильно решить примеры.
12 - 5 13 - 9
8 + 3 14 - 8
6 + 7 9 + 5
А сейчас на арену цирка выезжает косолапый Мишка. Хотя его и называют косолапым, посмотрите, как он умеет крутить педали! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начинает свой путь?
13 - 9
13 - 7 13 - 8
14 - 5
8 + 5 14 - 7
8 + 6
Поздравьте Мишутку с успешным выступлением!
(Дети хлопают в ладоши)
Внимание! А сейчас на арене Слоненок! Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружиться с вами, если вы справитесь с заданием.
12 - * = 8
* - 6 = 9
15 - 8 = *
* - 5 = 7
9 + * = 12
Молодцы! Правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг!
А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!
Я узнал, - говорит он, - что вы учитесь в школе и очень хорошо умеете считать, думать, соображать. Так ли это? Я хочу проверить вашу сообразительность:
1. Определите, сколько мне лет. А лет мне столько, сколько изображено на картинке (показывает изображение сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет? (40)
2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках 3кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?
Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.
3, Математические уроки сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Урок-сказка "Гуси-лебеди".
этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10/
Звенит звонок. Учитель сообщает, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди".
Помните, гуси-лебеди унесли братца?
Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.
Но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.
Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела печь стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
Выполни мои задания - скажу.
Некогда мне, я спешу.
Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась.
Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания:
Покажи число, которое меньше 4, но больше 2.
Покажи число, которое больше 4, но меньше 6.
Назови числа от1 до 10 через одно.
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Отгадай, какие числа пропущены, скажу.
4+…=7
... +…=9
Назови числа, которые можно представить в виде двух одинаковых слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4
Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.
А вы ребята, сможете помочь девочке?
Дети выполняют задания.
Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами.
Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое. Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них - скажу.
Боюсь, не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.
А вы сможете, ребята, выполнить это задание?
Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и побежала. Увидали ее гуси-лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к молочной речке с кисельными берегами и просит:
Речка, матушка, спрячь нас от них!
Ответь на вопрос - спрячу.
На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7?
Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 5…6,6…4?
Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7.
Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси-лебеди опять их не увидели и пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди опять догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка дл печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
Ответь на вопрос - спрячу.
Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2?
Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10?
Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем 7.
Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем спрятала.
Гуси-лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.
Я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь, за хорошие знания изучаемого материала.
Организованные таким образом уроки, активизируют детей, способствуют решение. Многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной деятельности.
По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою роль. Если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровой ситуации элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмет целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием. При этом следует все чаще и чаще использовать не явную наглядность. А переходить к более символическим формам (игра "Молчанка").
В первом классе дидактическая игра облегчает работу учителя над математическими понятиями, отличающимися значительной степенью общности и абстракции. Ученики с большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или содержат элементы неожиданности или ожидания. Например, игры "Школа", "Магазин", "Что изменилось?, "Который по счету?".
Подрастая, ученики выбирают уже такие игры, де есть возможность показать свои способности и знания. Их уже увлекает содержание игры, появляется тяга к играм-соревнованиям, таким, как
"Хоккей",
"Кто станет капитаном?",
"Чья ракета быстрее долетит до луны?".
Следует помнить, что основная цель проведения игр га уроке математики - обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего игры следует, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.
4. Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.
Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.
Приведем примеры:
Белка, Ежик и Енот,
Волк, Лиса, Малышка Крот
На пирог пришли к Медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте!
Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку
Сколько у кошек ножек?
И сколько у них сапожек?
Белочка грибы сушила.
Только посчитать забыла.
Белых было 25,Да еще масляток 5.
7 груздей и 2 лисички,
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибков?
Однако следует отметить тот момент, что младшие школьники быстро утомляются на уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения используют различные физминутки. Однако они помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания.
Например:
Сколько раз ногою топнем? (8 - 4)
Сколько раз рукою хлопнем? (10: 2)
Мы присядем сколько раз? (3*2)
Мы наклонимся сейчас (9 + 2)
Мы подпрыгнем ровно столько (10 - 4)
Ай да счет! Игра и только!
5 Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.
Например:
У него четыре лапки,
Лапки цап-царапки.
Пара чутких ушек.
Он гроза для мышек.
(КОТ)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в десять раз умней.
(КНИГА)
При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку:
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(ПОДУШКА)
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы дружков.
(ВОСЕМЬ)
Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее - нет.
(ДВОЙКА)
Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
Например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(ШЕСТЬ)
Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.
После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа.
Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени":
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие вопросы:
Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?
Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших классах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями.
Разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся.
Психологами доказано, что «проблемная ситуация» являете я главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.
Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников.
Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.