Дидактические игры для младших школьников на уроках изобразительного искусства


Хаустова В.Н
учитель начальных классов.
МАОУ «СПШ №33»,
г. Старый Оскол

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ

«Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
П р а в и л а. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?». Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«Выставка картин». Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом?
П р а в и л а. Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
«Найди ошибку». Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
П р а в и л а. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.


ЗАНЯТИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЙ
Повторное возвращение к ранее просмотренным картинам необходимо для того, чтобы закрепить у дошкольников полученные от первичного восприятия эмоциональные впечатления, углубить осмысление содержания картины, вызвать новые ассоциации и стимулировать повторное их возникновение.
Приобщение детей к искусству в свободное от занятий время осуществляется в разных формах: индивидуально, с дифференцированной подгруппой детей, в дидактических играх и развлечениях, через просмотр слайдов, чтение книг из серии «Встреча с картиной», во время «экскурсий» на выставки репродукций произведений искусства, организуемых в специально созданном «зале искусств» или в холлах, группах детского сада.
Индивидуальная работа проводится с детьми, которые на занятии по изобразительному искусству не усвоили знания о новом произведении, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявляющими никакого интереса к живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. ...с детьми одаренными.
... с первыми детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием 1-2 произведений, со вторыми возможно использовать сочетание восприятия живописи и организации их собственной художественной деятельности или же восприятие живописи, музыки и художественной литературы.
Работа с дифференцированными подгруппами детей. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинаково понимающие содержание картины и включающие свои впечатления в речи. ...мы определили несколько дифференцированных подгрупп детей с высоким, средним, низким уровнем развития представлений о произведениях живописи и эмоционально-личностного отношения к ним.
Показатели уровней представлений детей о произведениях живописи
Высокий – отвечает на вопросы, что изображено, о чем картина, что художник рассказал, подтверждает логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой), точно определяет и обосновывает настроение, чувства, умеет пользоваться образным языком.
Средний – отвечает на вышеуказанные вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.
Низкий – затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи в содержании и выразительные средствах.
Показатели уровней эмоционально-личностного отношения детей к произведениям искусства
Высокий – без затруднений отвечает на вопрос, почему понравилась картина, мотивирует содержательными выразительно-изобразительными ее качествами, высказывает личные ассоциации, привносит свое эмоциональное отношение в восприятие произведения, живые, яркие речь и мимика (желание поделиться своими впечатлениями).
Средний – объясняет, почему понравилось произведение, рассказывает, какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены.
Низкий – выбор понравившейся картины не мотивирует или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» и т.д.
Одной из форм приобщения дошкольников к искусству являются развлечения. Структура: развлечения «Как прекрасен этот мир»; эмоциональный рассказ воспитателя о картине одного художника или о волшебном мире красок (лучше на фоне музыки); выставка репродукций картин и конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине; проведение игры «Музыка и картина», в которой дети упражняются в соотнесении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине; викторина о картинах и художниках, мысленное создание детьми собственной картины по названию, данному картине художником.
В вечернее время с детьми старшего дошкольного возраста нередко рассматривают слайды картин художников. За один такой просмотр дети способны воспринять содержание от 5 до 8 слайдов.
И в этой форме работы используется искусствоведческий рассказ воспитателя или еще лучше рассказ подготовленного заранее ребенка (с высоким уровнем представлений о произведениях живописи) о понравившейся ему картине.
Чтение книг из серии «Встреча с картиной» проводят также в вечернее время. Эту работу целесообразнее проводить после просмотра репродукции картины на занятии, так как первичное ознакомление детей с произведением должно осуществляться через наглядный образ.
Выставки репродукций картин иногда посвящаются одному художнику, с картинами которого дети познакомились на занятиях, а иногда определенному жанру живописи. Эмоциональное воздействие на детей усиливается, если на выставке происходит живой обмен мнениями, звучит музыка.
Экскурсоводами на таких выставках могут быть воспитатели или заранее подготовленные дети, обладающие живым воображением, хорошо развитой эмоциональной и монологической речью, высоким уровнем развития представлений о живописных произведениях.
...несколько вариантов сочетания музыкальных и изобразительных произведений:
В а р и а н т А. Поочередное включение произведений разных видов искусства.
В а р и а н т Б. Попарное включение произведений разных видов искусства.
В а р и а н т В. Одновременное включение в восприятие разных видов искусства.
В а р и а н т Г. Включение контрастных произведений разных видов искусства.

Литература
Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников
с жанровой живописью//Формирование первоначальных основ социальной активности у детей младшего школьного возраста/Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 2004. – С.137-145.



ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ

В проводимом нами исследовании мы поставили цель изучить возможность использования жанровых картин как воспитательного средства в процессе социализации личности. Задачами исследования явилось выяснение предпочтений различным жанрам картин, изучение особенностей понимания детьми социальной значимости картин советских художников.
Из бесед с детьми мы выявили, что дети проявляют интерес к рассматриванию картинок, а не картин художников. Нами выделено несколько групп картинок, к которым дети проявляют интерес: картинки по сказкам - 29,5 %, картинки о животных – 18 %, картинки о неживой природе – 14 %, картинки на военную тему – 11 %, картинки об игрушках – 3,2 %. Выделилась и группа детей без каких-либо определенных интересов к картине. Одни отвечали, что любят рассматривать про все (14,2 %), другие – о чем скажут (3,1 %), а некоторые дети не могли вспомнить, о чем они любят рассматривать картины (7 %).
Из этих данных мы сделали вывод, что дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к картинкам, носящим наглядно-иллюстративный характер. Никто из детей не назвал картины советских или русских художников. Из всех опрошенных лишь один (ребенок) сказал, что картину пишут художники и назвал фамилию И.Е. Репина, но назвать картину, которую написал художник он не смог.
...мы предложили детям из пяти картин различного жанра выбрать одну, им понравившуюся. Из обследуемых детей 29 % выбрали картину, которая отражает общественную деятельность советских людей. Это была картина художника В.Ф. Жемерикина «Серебряные рельсы», отображающая строительство БАМа, то общественное явление, которое непосредственно не воспринимается детьми, но непременно дети слышали от взрослых, по радио и телевидению. Картина была несколько сложна для понимания детей, и сложность заключается в композиционном построении: многоплановость, насыщенность картины разнообразными действиями рабочих, условность изображения. Несмотря на это, дети смогли понять основную мысль данного произведения, мотив выбора обосновывается значимостью картины: «О рабочих», «как строят рельсы», «интересно смотреть, как строить»; или же выделяли эстетическое качество картины: «красивая», «для красоты нарисована».
Интерес дети проявили и к картине художника М.В. Савченко «Семья тракториста», раскрывающая быт взрослых и детей (33 %). На наш взгляд, это обусловлено тем, что детям было понятно содержание картины, оно опосредованно личным опытом ребенка, собственными впечатлениями о взаимоотношениях в семье. Однако, несмотря на доступность содержания картины, дошкольники не смогли конкретно определить свое отношение к понравившейся картине. В основном мотив выбора носил отвлеченный, неадекватный характер: «нравится, потому что тут нарисован котик», «нравится, потому что тут нарисован малыш», а некоторые дети вообще молчали и не смогли обосновать своего выбора. Отношение к картине выражалось в сжатой, неразвернутой форме.
Итак, мы выявили, что старшие дошкольники проявляют интерес к картинам бытового жанра. Остановимся на том, какова же особенность понимания социальной значимости картин данного жанра детьми старшего дошкольного возраста.
...детям предлагалось выбрать из пяти картин бытового жанра одну понравившуюся им картину и одну, которую, по их мнению, должны увидеть все дети, объяснить мотив выбора. В первом случае предполагалось выяснить особенности индивидуального отношения к картине, а во втором случае выяснить особенности оценок дошкольников. Вопрос «Почему должны увидеть все дети картину?» направлен на выяснение понимания социальной значимости картин в жизнедеятельности детей.
Результаты...показали, что у детей...существуют различия в оценках и индивидуальных отношениях к воспринимаемому произведению изобразительного искусства, которые у 77 % детей не совпадают, а у 22 % детей оценки и отношения совпадают. Для мотивировок выбора характерна неадекватность, низкий уровень объяснения, крайне сжатые ответы детей.
Для индивидуальных отношений детей старшего дошкольного возраста характерной особенностью является то, что их можно условно разделить на две группы. Первую группу индивидуальных отношений (55 %) характеризует наличие в мотивах выбора существенных связей изображенных в картине, т.е. отношения адекватные сути картины. При анализе мотивов выбора понравившейся ребенку картины выявили несколько их разновидностей, обоснованных:
эстетическими качествами картины: «красивая» (о картине А.А. Пластова «Лето»), «тут красиво, несут в корзинах картошку» (о картине И.Н. Воробьева «Дела картофельные»);
мечтой ребенка: «мечтаю стать школьницей» (о картине А.С. Григорьева «Вратарь»);
жизненным опытом ребенка: «видел как убирают картошку» (о картине И.Н. Воробьева «Дела картофельные»), «лето, тепло, я люблю лето» (о картине А.А. Пластова «Лето»);
нравственными ценностями картины: «о спорте, спорт может вылечить» (о картине А.С. Григорьева «Вратарь»), «нравится, потому что картофель перевозят в магазины людям», «там добрые люди», «здесь работа» (о картине И.Н. Воробьева «Дела картофельные»);
основной мыслью произведения: «собирают картофель» (о картине И.Н. Воробьева «Дела картофельные», «бабушка прощается» (о картине А.А. Мыльникова «Прощание»).
Вторую группу индивидуальных отношений (40 %) характеризует неадекватность мотивов значимости картины: «картина понравилась, потому что там далеко флаги висят» (о картине А.С. Григорьева «Вратарь»); вычленение одного действия или образа: «тетя наливает молоко» (о картине А.А. Пластова «Ужин тракториста»); или перечислением всего того, что нарисовано на картине.
...они (дошкольники) высказывались крайне сжато, не в развернутой форме, в них отсутствовали объяснения и сравнения. В нашем понимании сравнения, сопоставления увиденного на картине со своими жизненными наблюдениями становятся показателями активного отношения дошкольников к тем социальным ценностям, которые нашли отражения в изобразительном искусстве.
Наше исследование показало, что оценки социальной значимости картин отличаются от отношений дошкольников к ним. Оценки социальной значимости картин дошкольников изучались с помощью метода выбора в двух вариантах: во-первых, детям предлагалось выбрать картину на выставку и объяснить, почему они считают, что эту картину должны увидеть все дети и чему учит эта картина; во-вторых, детям предлагалось выбрать картину для мамы и объяснить, почему она нравится маме и о чем картина расскажет маме.
Эти вопросы направлены на определение особенностей понимания значимости картин для других людей, умение выделить наиболее существенные и важные стороны картины, выделить тот социальный опыт, который необходимо познать каждому.
Исследование показало, что выбор картины для всех отличается от выбора понравившейся картины самому ребенку. Отличие состоит как в выборе различных по содержанию картин, так и в различной их мотивировке. В основу мотивов выбора картин для всех были предложены:
эстетические качества картины: «красивая»;
основная мысль произведения: «доярки доят коров» (о картине А.А. Пластова «Лето).
Данные говорят о том, что мотивы выбора данного произведения для всех менее разнообразны по сравнению с мотивами выбора картины для себя. Это обусловлено, на наш взгляд, сложностью представленной задачи перед детьми старшего дошкольного возраста, т.к. оценка социальной значимости картины в данном случае требует высокого уровня анализа и умения стать на позицию каждого, кто должен увидеть картину, что повышает ответственность ребенка перед коллективом детей.
После вопроса «почему выбранную картину должны увидеть все дети» был задан вопрос «чему учит выбранная картина», направленный на выяснение особенностей понимания социальной значимости картины. ...вопрос «чему учит картина» может быть переходным к вопросу «почему художник написал картину», т.к. первый вопрос более конкретный и понятный детям, а второй – несколько сложнее, предполагает более высокий уровень обобщения, и дети испытывают трудности, отвечая на него.
...с помощью вопроса «чему учит картина», мы выявили, что в картинах бытового жанра дошкольники выделяют социальную значимость картин, в частности их нравственную ценность: «учит добрости», «дружно дружить», «как обращаться с коровами», «чтоб было весело»... На вопрос «почему художник написал картину» дети затруднялись ответить. Ответы были нераспространенные, в них отсутствовали определения, сравнения, объяснения, но, несмотря на это, они позволяют сделать вывод о возможности ознакомления дошкольников с социальным опытом людей, отраженным в картинах, и подвести к пониманию вопроса «почему художник написал картину».
...выбрать картину для мамы... основными мотивами выбора были эстетическая ценность картины и нравственная. ...выбор мотивировался некоторыми детьми на относительно высоком уровне обобщения: «мне нравится картина, потому что она о хлебе»...или «красивая, мама любит красивое». Особенностью мотивировок...явилась их эмоциональная окраска.
...характер выбора...обусловлен любовью детей к маме, желание сделать ей приятное. Эмоциональная основа выбора дала и более адекватные оценки и более углубленный анализ логических связей картины. Этот факт говорит о воздействующем влиянии эмоций на оценку.
...наше исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста существует различие в определении индивидуального отношения к картине и оценки ее социальной значимости. Мотивы индивидуального отношения значительно разнообразнее, носят более эмоциональный характер. ...это обусловлено более близкой и понятной задачей. Мотивы оценки социальной значимости менее разнообразные, но говорят о проникновении ребенка в нравственную суть картины, в ее социальную значимость. Для отношений и оценок дошкольников в процессе познания социального опыта через живопись бытового жанра в основном характерна неадекватность, неумение объяснить логические связи на уровне обобщений, а также крайне бедны и сжаты формулировки мотивов выбора.
...своеобразие мотивировок...обусловлено несколькими причинами. ...у детей мал жизненный опыт. ...дети, имея определенный запас знаний об окружающей действительности, не могут на основе самостоятельного анализа связей изображенных в картине подняться на более высокий уровень абстрагирования. ...словарный запас недостаточен, что обусловлено возрастом, в нем отсутствуют эпитеты и образные сравнения. ...мы объясняем низкий уровень умения высказывать индивидуальное отношение и оценку по картинам общей постановкой воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях по разделу «развитие речи» и по ознакомлению детей с живописью. ...отсутствие специальной методики по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с социальным опытом через живопись советских художников.
Приобщение дошкольников к социальному опыту народа позволит знакомить детей с духовными ценностями нашей страны и оптимально использовать функции искусства во всестороннем развитии личности дошкольника.


Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников
с жанровой живописью
// Формирование первоначальных основ социальной активности
у детей дошкольного возраста
/ Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.



Халезова Н., Чумичева Р.

КАК ПОНИМАЮТ СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ,
ВЫРАЖЕННЫХ В ЖАНРОВЫХ КАРТИНАХ

Наиболее распространенный для дошкольников вид изобразительного искусства – живопись, живописные полотна, отражающие значимый момент из жизни общества, раскрывающие социальный опыт человечества. Суть жанровых картин – всегда человек, его действия, чувства, мысли. Познавая духовный мир человека, ребенок тем самым приобщается к социальному опыту народа, к его эстетическим, нравственным, политическим и другим общественным идеалам.
На наш взгляд, познание и оценка значимости социального опыта, выраженного в искусстве, влияют на изменение личностного отношения к воспринимаемой картине. В свою очередь, личностное отношение углубляет познание значимости искусства.
В нашем исследовании мы поставили такую цель: выяснить, как понимают старшие дошкольники особенности жанровых картин, и разработать методику обучения.
Некоторые общественные явления доступны дошкольникам, более того, они проявляют интерес к ним, способны устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Ф.С. Левин-Щирина, Э.К. Суслова, Л.А. Таллер идр.).
Наше исследование ставило такие задачи: выяснить, понимают ли дошкольники значимость социальных явлениях, выраженных в жанровых картинах советских художников, какие жанры предпочитают. (В эксперименте участвовали дети шестого года жизни).
Беседы с детьми показали: они еще не дифференцируют понятия «картина» и «картинка», не понимают, является ли картина произведением искусства. Их интересы направлены лишь на содержание изображенного. Более всего привлекает сказочная тематика (22,5 %), далее репродукции на темы о животных (18 %), о неживой природе (14 %), на военную тематику (11 %) и об игрушках (3,2 %).Следовательно, дети проявляют интерес к картинкам, носящим наглядно-иллюстративный характер, а не к произведениям искусства.
На занятии мы предложили выбрать из пяти картин различного жанра одну и обосновать мотив. Многие (29 %) остановили внимание на картине художника В.Ф. Жемерикина «Серебряные рельсы». Ее тема – пафос строительства БАМа. Свой выбор дети обосновывали, хотя и примитивно, но довольно правильно: «Понравилась потому, что картина о рабочих»; «Понравилась потому, что интересно смотреть, как строят рельсы»; «Понравилась картина, потому что красивая природа».
Привлекла внимание и картина художника М.В. Савченко «Семья тракториста» (33 %), раскрывающая семейные взаимоотношения. Однако и в этом случае дети конкретно не определяли своего отношения. В основном высказывания носили отвлеченный характер, в сжатой, неразвернутой форме, без эпитетов, сравнений: «Нравится потому, что нарисован котик», «Нравится потому, что нарисован малыш».
Но тот факт, что наши ребята проявили интерес к картинам, тема которых труд советских людей, их героизм, определил дальнейший отбор репродукций, таких, как «Ответственные за жизнь» (художник А.О. Курнаков), «Разведчики» (художник Ф.В. Савостьянов), «Солдатский подвиг» (художник Б.М. Лавренко), «Гости» (художник О.Б. Богаевская), «Дела картофельные» (художник И.Н. Воробьева), «Ужин трактористов» (художник А.А. Пластов), «Вратарь» (художник А.С. Григорьев), «Семья» (художник Б.П. Сорогин), «Первый снег» (художник И.А. Попов).
Беседуя, мы определяли, как понимают дети тему картины, социальную значимость ее содержания. Анализ данных выделил три уровня понимания – средний (20,2 %), низкий (40,6 %) и нулевой (39,2 %). Высокий уровень понимания мы вовсе не смогли отметить. Однако, наши дети, оказывается понимали нравственную ценность картин («Учит доброте», «Учит дружбе» – о картине «Семья»); познавательную («Картина для того, чтобы узнали, как следует убирать картофель» – о картине «Дела картофельные»); эстетическую («Картину написали, чтобы рассказать о красоте» – о картине «Гости»).
Ответы детей показали: оценивая значимость содержания картины, они дифференцируют понятия «хороший» и «красивый», обосновывают первое общепризнанными нормами морали, а второе – эстетическими качествами. Дети выделяют эстетическую ценность картины, не ограничиваясь перечислением, и делают обобщения. На наш взгляд, современные дети значительно отличаются по уровню развития от детей 40-х и 60-х годов. (...)
Относительно высокий уровень обобщения проявляли дети и при определении темы рассматриваемой картины. Отвечая на вопросы «О чем повествует картина? Что хотел художник изобразить?», они обосновывали тему одной логической связью: «Картина о войне» (о картине «Разведчики»), или «Картина о хлебе, здесь землю пашут» (о картине «Ужин тракториста»). Некоторые, очень точно определяя тему, понимая ее основную мысль, тем не менее не могли обосновать ответ ни одной логической связью («Эта картина о дне рождения» – о картине «Гости»), другие ограничивались лишь перечислением увиденных эпизодов.
Беседы по картинам на героическую тему показали: половина ребят правильно определяют тему произведения и его социальную значимость («Тут солдаты с автоматами и убитого человека везут, потому картина о войне»; «Картина написана для того, чтобы все знали, как Советская Армия спасла страну»); более легко устанавливают взаимосвязь между идеей произведения и средствами выразительности, чем на тех картинах, которые раскрывают труд людей. И тому подтверждение – их ответы: «Здесь изображена война», «Поймали преступника, устали уже, и лица темные».
Мы предположили, что краткость ответов обусловлена отсутствием специальной методики, возрастными особенностями детей, т.е. малым жизненным опытом, отсутствием умения обобщать и объяснять отображенные события на более высоком уровне мыслительной деятельности, недостаточно богатым словарным запасом.
Наша методика предусматривала: рассказ педагога; творческий рассказ ребенка о событиях, предшествующих и последующих; игровые элементы; мысленное изменение колорита картины; беседы с постановкой проблемных вопросов.
Первый этап обучения: рассказ педагога о картине в целом и творческий рассказ детей по воссозданию предшествующих и последующих картине событий.
Однако пассивное созерцание картины на основе словесного рассказа педагога не принесло положительных результатов. Чтобы искусство вызвало адекватные эмоции, будило мысль, необходим был активный процесс познания картины в единстве рационального и эмоционального, содержания и формы. Отсюда и вытекал второй этап обучения – игровые элементы, постановка проблемных вопросов, мысленное изменение колорита. К примеру, педагог, закрыв листом бумаги (в тон картины) часть репродукции, спрашивал: «Что изменилось бы в названии картины, если бы художник не написал эту часть?» или «О чем бы нам рассказала картина, если бы художник изобразил героев иначе?». Педагог словесно описывал возможные варианты перестановки художественных образов. (...)
На первых занятиях...полезен рассказ самого педагога. Представляя, скажем картину И.А. Попова «Первый снег», он как бы вслух размышляет: «А мне, кажется, что без этих танцующих в хороводе девочек картину нельзя было бы назвать «Первый снег». Была бы просто улица, просто дома, просто снег. Первый снег...Он выпал ночью, когда все спали, выпал неожиданно. Снег белый, легкий, пушистый, как перина, звездчатый. «Ура! – кричат девочки. – Скоро будем кататься на санках!». Вспомните, ребята, как вы встречали первый снег, почему вам нравится зима».
В эти занятия мы включали и проблемные вопросы с мысленным изменением колорита картины («Как будет выглядеть картина, если изменить цвет?»; «Почему художник выбрал для картины основной красный цвет, а не холодный синий?») и не случайно: тем самым мы подводим детей к пониманию единства колорита картины и основного содержания, к пониманию настроения героев, социальной значимости изображенного события.
Работа показала: дети относительно легче и быстрее устанавливают взаимосвязь между социальной значимостью содержания и колоритом, чем связь между композицией и содержанием. Цвет в художественном произведении они связывают с настроением героев, с эстетическими качествами произведения в целом, с его основной мыслью, особенностями пейзажного фона. (...)
Эффективный метод и сравнение двух картин, сходных или контрастных как по теме, так и по средствам художественного выражения. Сравнение с помощью проблемных вопросов («Найди сходство этих картин», «В чем их различие?», «Почему один художник выбрал для написания светлые, радостные краски, а другой –темные, грустные?» и т.д.) повышает мыслительную активность, развивает умение творчески, самостоятельно мыслить, позволяет видеть разнообразные связи и отношения в изображенном явлении, глубже понимать социальную значимость содержания.
Таким образом, исследование показало: детям старшего дошкольного возраста доступно понимание социальной значимости содержания картины бытового жанра. Разнообразная методика позволит педагогам активнее, оптимальнее использовать функции искусства во всестороннем развитии детей.



Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость
социальных явлений, выраженных в жанровых картинах
// Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415