Дидактические игры при работе с текстовыми материалами на уроках русского языка

Дидактические игры при работе с текстовыми материалами
на уроках русского языка
учитель русского языка и литературы Глухов Николай Игоревич
ГБОУ СОШ с. Тимофеевка

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и активных форм обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относится дидактическая игра.
Дидактическая игра, на наш взгляд, позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка (мобилизует внимание, заставляет работать мышление и различные виды памяти). Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. СМИ в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать полученную информацию. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра.
Изучение состояния игровой деятельности на уроках русского языка в современной школе позволило сделать вывод, что игра применяется достаточно редко. Среди причин этой ситуации: отсутствие традиции применения игр в рамках классно-урочной системы, недостаточное количество и качество существующих в практике игр, неразработанность важных для учителя вопросов методики организации игр в рамках школьного курса. В результате применение игр на уроках русского языка значительно осложняло труд учителя.
Таким образом, изучение реальной ситуации в современной школьной практике показало необходимость поиска и разработки таких игр, которые способствовали бы организации познавательной деятельности при изучении нового материала и являлись бы удобными для применения в рамках урока русского языка, эффективно и успешно решая разнообразные педагогические задачи.
Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях.
Для применения игр в школе важно учитывать принципы, на которых строится использование игр в обучении: активность, условность игровой ситуации, эмоциональность, непредсказуемость результата игры, добровольность участия, познавательность.
Анализ методической литературы и практики использования различных дидактических игр позволили выделить следующие структурные элементы их организации:
Выбор игры
Подготовка игры
Введение в игру
Ход игры
Подведение итогов (оценка и поощрение участников)
Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния участников).
Рассмотрим дидактические игры, которые можно применять на уроках русского языка при работе с текстовыми материалами.
«Три предложения»
В этой игре ученики должны внимательно прочитать тестовый материал и передать его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.
Это несложная игра с правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного в тексте – это содержание деятельностного компонента в игре. Условный компонент достигается посредством правила уложить это «главное» в три простых предложения. Условный компонент делает игру занимательной. Без этого нет игры, есть обычное учебное задание. Выполнение правила ложится в основу небольшого соревнования: кому удается точнее и короче уложить содержание прочитанного в трех предложениях, и, быть может, отстоять свой вариант с другими вариантами. Надо отметить, что школьники, выполняя это задание, допускают некоторые типичные просчеты, которые отдаляют их от победы: кто-то переписывает готовые предложения; кто-то выбирает интересное, а не главное; кто-то делает предложения слишком сложными и длинными. Этого можно избежать, если учитель предупредит школьников о возможности подобных просчетов.
В целом эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект и др.
«Древо познания»
В этой игре учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу работы с текстом записать на 5 листочках 5 разных заданий и вопросов к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного древа, на ветках которого прикрепляются листочки). А на следующем уроке при проверке знаний по изученному материалу используется это «древо познания» с уже прикрепленными к нему листочками с вопросами и заданиями. Вызываемые ученики снимают любой листок, читают вопрос и отвечают на него.
«Переводчик»
Эта игра хороша при работе с терминологическим материалом. Трудность в усвоении различных определений определяется во многом сложностью научного языка. Зачастую школьники просто «зазубривают» определения, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать какую-либо фразу другими словами, перевести с научного языка на доступный. Учитель предлагает высказать разные варианты всех желающих.
«Ошибки»
Ученики читают правило, записывают и специально допускают ошибки. Потом обмениваются текстами с ошибками с другими учениками и пытаются их обнаружить.
Эта игра развивает навыки критического мышления и умения составления конспекта.
Результаты проверочных работ проводившихся сразу же после изучения темы показывает, что использование игровой деятельности увеличивает эффективность усвоения нового материала по русскому языку в среднем на 10%. Гораздо больший эффект наблюдается при проверке знаний, отсроченной на 6 месяцев после изучения темы. Это объясняется тем, что в игре органически сочетаются занимательность, делающая процесс познания более доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря которой усвоение знаний делается более качественным и прочным.
Полученные результаты свидетельствуют, что усвоение правил русского языка прочнее и качественнее, интенсивнее и разностороннее. Оперирование знаниями в играх (когда изучение нового материала сочетается с его первичным закреплением в учебно-игровой деятельности) как раз является такой разносторонней деятельностью, которая оптимальным образом решает задачу прочного усвоения нового материала.
15