Урок русского языка по теме Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ШИСОО»

Открытый урок русского языка в 7а классе
Тема. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные перед н и нн», формировать навык правильного словообразования страдательных причастий и умения использовать их в речи.
Задачи:
- обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа; - развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике; - воспитательные: развивать коммуникативные навыки в учебной деятельности, соблюдать этические нормы при описании внешности человека.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Ход урока
Самоопределение к деятельности. (Оргмомент) 1 – 2 мин.
Цель – включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»): учитель высказывает добрые пожелания учащимся, выражает поддержку.
Выделяется содержательная область изучаемого материала, создается ориентировочная основа действий («могу»): в процессе диалога повторяется ранее изученное.
- Что такое причастие как часть речи?
- Какие причастия называются действительными? Страдательными?
Результатом данного этапа является положительное самоопределение уч-ся к учебной деятельности на уроке.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин.)

Макаренко Фаина Дмитриевна
Основная цель данного этапа – подготовка мышления уч-ся и осознание их потребности к построению нового способа действий.
Для этого воспроизводятся знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.п.
1) Чтение стихотворения подготовленным уч-ся (текст лежит на столах. Приложение 1)
Беседа по вопросам:
- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?
- Как бы вы его озаглавили?
- Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
- Назовите ключевое слово.
- Запишем: (Слайд 2)
Тропинка какая? – торопливая
– словно нитка из клубка
– бедняга
Какие действия выполняет?
- держит путь
- вьётся
- оборвалась
- потерялась
- перепрыгнула
- завязалась
- Слова каких частей речи характеризуют слово «тропинка»? (Глаголы движения)
- От глаголов движения образуйте причастия. (слайд 3)
- Какие причастия образовали? (Действительные наст. и прош. времени)

Макаренко Фаина Дмитриевна
- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
- От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени (слайд 4)
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. (4 – 5 мин.)
Основная цель данного этапа – выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока.
Беседа по вопросам:
- Какие гласные перед НН написали? Проверяем. Кто допустил ошибки? (слайд 5). - Почему возникло затруднение?
- Как бы вы назвали тему урока?
- Какую цель для себя поставите?
- Молодцы, кто справился с заданием и выполнил верно.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 – 8 мин.)
Основная цель этапа – построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
1) Подводящий диалог:
- От чего зависит гласная перед суф. –ВШ-, -Н-, -НН- в прош.вр.? А гласная в суф. наст.вр.? (слайды 6,7)
2) Работа с учебником (с.57, орф. №51) – вербальная фиксация нового способа действия.
V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)
- Как будем рассуждать, применяя правило? - с.57, учебник (проговаривание вслух правила – по цепочке) (слайд 8)
Упр. 128 – комментированное письмо (выполняется по цепочке)
- Какие причастия можно использовать при описании внешности человека?
VI. Д/з: c.57 – правило, создать текст-описание внешности человека (черновик)
(Применение новых знаний в нестандартной ситуации)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Макаренко Фаина Дмитриевна
Основная цель – интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Слайд 9, 10
Задание. Пользуясь  таблицей, данной на с. 55 учебника, образуйте страдательные причастия прошедшего времени. выделите суффиксы причастий.
Сломать, поранить, создать, раскалить, прочитать, сдержать, разбить, получить, установить.
VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
Основная цель – включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1) Ребята обмениваются карточками, вставляют пропущенные буквы; составляют два словосочетания «причастие + сущ.», используя словарные слова. Карточки сдают на проверку.
2) Проверка усвоения написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
Учитель диктует по три слова, учащиеся записывают в строчку нужную букву.

1 оклеена, скошенный, изучена
2 получен, засеян, развеян
3 просвечен, услышан, прочитан
4 озарена, описанный, взволнованный
5 выполнен, увиденный, умноженный
6 растерянный, окутанный, остановленный
7 сорванный, посыпанный, обиженный
8 рассчитанный, потерянный, направленный
9 ухоженный, вылепленный, закрученный

Ответ:
е е е
е я я
е а а
е а а
е е е
я а е
а а е
а я е
е е е



IX. Рефлексия деятельности. (2-3 мин.)
Основная цель – самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Что нового узнали?
- Достигнута ли цель урока?


Литература:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2014 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. М., ВАКО, 2006 г.
Шадрина С.Б. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград, изд. «Учитель», 2006 г.


Приложение 1
Торопливая тропинка
Держит путь издалека,
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Вот она оборвалась,
Потерялась
И нашлась.
Перепрыгнула пенек,
Завязалась
В узелок.
Под кустами,
У оврага,
Столько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга,
Еле выпутать смогла.
Вот в клубок
Она свернулась,
Подремала
И проснулась,
Развернулась
В тот же миг
И пустилась напрямик

Через луг,
Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Подбежала тропка
К броду,
Задержаться не смогла,
Впопыхах вбежала
В воду
И нырнула
В чем была.
Ни следа не оставляя,
Пробежала под водой, из воды
Совсем сухая
Вышла на берег другой.
Если речку
Перейдешь,
То опять её найдешь.

(Стихотворение из книги «Планета – наш дом»)







Макаренко Фаина Дмитриевна
Приложение 2
Презентация к уроку
Слайд 2
Тропинка какая? – торопливая
– словно нитка из клубка
– бедняга
Какие действия выполняет?
- держит путь
- вьётся
- оборвалась
- потерялась
- перепрыгнула
- завязалась
Слайд 3 Причастия
Держит – держат – держащая
Вьётся – вьются – вьющаяся
Оборвалась – оборвавшаяся
Потерялась – потерявшаяся
Перепрыгнула – перепрыгнувшая
Завязалась – завязавшаяся
Слайд 4 Глаголы переходные сов.в. и несов.в.
Увенчать
Развеять
Просмотреть
Вытащить
Решить
Слайд 5 Страдательные причастия  прошедшего времени 
Увенчать
Развеять
Просмотреть
Вытащить
Решить
Увенчанный
Развеянный
Просмотрен-ный
Вытащенный
Решённый


Слайд 6 Надо знать:
Написание
личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;
суффиксов причастий настоящего времени


зависит от спряжения глагола



Слайд 7 Надо знать:
Написание
гласной перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени;                     
гласной перед суффиксами причастий        прошедшего времени –вш-, -н-,
-нн- , -енн-



зависит от гласной перед   -ть
в инфинитиве


Слайд 8
выбор гласной перед Н и НН в суффиксе причастия
На -ать,-ять пиши: -а -я
рассчит -ать рассчит -а- нный
засе-ять засе -я- нный
 
На -ить, -еть пиши: -е
замес -ить замеш -е- нный
увид-еть увид -е- нный

Слайд 9
Самостоятельная работа:
Ломать
поранить
создать
раскалить
прочитать
сдержать
получить
установить
Слайд 10 Самопроверка:
Сломать – сломанный
поранить – пораненный
создать – созданный
раскалить – раскаленный
прочитать - прочитанный
сдержать – сдержанный
получить – полученный
установить – установленный