Технологическая карта урока географии по ФГОС по теме: Методы географических исследований


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №4
Тип урока: комбинированный урок
1 2
Тема «Методы географических исследований»
Цель Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с методами географических исследований.
Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – умение выделять главное в изучаемом материале.
Задачи Образовательные: сформировать понятия методов географических исследований.
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты Предметные:
- учащийся научится: различать методы географических исследований;
- учащийся получит возможность научиться: использовать методы географических исследований для решения учебных задач по организации изучения природы.
Метапредметные:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2) Познавательные:
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
Методы географических исследований: географическое описание (метод наблюдения), картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.Межпредметные связи
География, история, обществознание.
Ресурсы:
основные
дополнительные ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.
Форма урока
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, игровые (географическая почта).
Технология
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Этапы урока Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы) УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.
Включает музыку от песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот».
Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
1. Прием «Географическая почта».
На прошлом уроке мы изучили географические науки.
Захар Загадкин, герой повести Михаила Ильина «Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина», получил портфель почтальона и должен разложить открытки:
- с изображением географических объектов по трем почтовым ящикам: «Географические объекты нашего региона», «Географические объекты России» и «Географические объекты мира». Но он не знает, что такое «географический объект». Назовите существенные признаки «географический объект» и дайте определение.
Распределите географические объекты по трем ящикам (заполняют таблицу в три колонки);
- в почтовый ящик «Физическая география» географические науки, изучающие природу земной поверхности, в почтовый ящик «Социально-экономическая география» географические науки, изучающие разнообразие мира людей и хозяйства.
2. Проверим правильность ответов. Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Заполняют таблицы:
«Географические объекты»
«Географические объекты России» «Географические объекты мира» «Географические объекты нашего региона»
Русская равнина, горы Кавказ, озеро Байкал, море Лаптевых, Московский кремль. Пирамида Хеопса, река Нил, Тибет, пустыня Сахара, Великая Китайская стена. Вулкан Ключевская Сопка, вулкан Вилючинский, река Камчатка, Курильское озеро, Авачинский залив.
«География – наука о Земле»
Физическая география Социально-экономическая география
Геоморфология Биогеография
Геология
Климатология Океанология Демография
Медицинская география Историческая география Инженерная география Картография
Сравнение ответов с эталоном и коррекция своих ответов, выставление баллов: цена правильного ответа 1 балл.
«Географические объекты»
«География – наука о Земле»
Тест
«Методы географических исследований»
Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умение вести беседу, кратко формулировать мысли в устной форме.
Познавательные: общеучебные - работа с ресурсами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. Молодцы! В начале урока мы с вами окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха в «Долину Гейзеров». Ваш отдых начинается через две недели.
За это время вы должны выполнить некоторую задачу. Какую именно?
Проводить исследование помогают различные способы и приемы, т.е. методы.
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая тема урока?
3. Сегодня мы познакомимся с методами географических исследований.
Упражнение на целеполагание.
Учитель просит записать вопросы:
Каким образом шло накопление географических знаний?
Какими методами осуществлялось познание Земли?
Какие методы изучения местности вам известны?
Поставьте слова «Да» или «Нет» напротив каждого вопроса, в зависимости от того, знаете ответ или нет.
Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать?
В течение урока мы должны ответить на эти вопросы.
4. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
5. Какой ожидаете результат?
Высказывают свои предположения (узнать как можно больше об этом географическом объекте – где находятся, каковы природа, климат, т.е. провести исследование).
Выходят с помощью учителя на
тему «Методы географических исследований», записывают в тетрадь.
Используя § 4 (с.22), учащиеся записывают определение «метод» - (греческое слово «методос») – путь исследования, теория, учение.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации 1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, необходимо:
- рассмотреть методы географических исследований;
- дать характеристику методам географических исследований.

Определяют цель урока – познакомиться с методами географических исследований.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания. Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала) Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.
1. География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.
- Какие наблюдения за природой вы проводили на уроках окружающего мира? Какие опыты вы ставили?
Ходили ли вы в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.
- Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований –географическое описание. Используя учебник, охарактеризуйте этот метод и заполните таблицу.
- Вспомните дорогу домой. Опишите ее. (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).
- Следующий метод географического исследования – картографический.  В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.
 - На летних каникулах многие из вас выезжали за пределы нашего региона. Расскажите, какова там природа? (Обсуждение).
- Чем мы сейчас занимались? Сравнивали природу, т.е. проводили исследование.
- Следующий метод географического исследования –сравнительно-географический. 
- Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение).
- Значит, один из методов географического исследования –аэрокосмический. 
- Как вы думаете, сколько обучается учеников в нашей школе? А сколько в соседней школе? Чтобы сравнить показатели, как их удобнее записать? (Обсуждение).
Географический материал в цифрах называется статистическим, а метод соответственно Статистический.
  - Поработаем со статистическим материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25).
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку. Физкультминутка. Высказывают свои предположения. Читают учебник, отвечают на вопросы, заполняют таблицу:
«Методы географических исследований»
Методы Характеристика Применение
Географическое описание (Описательный) описание географического положения, особенностей местности. В полевых исследованиях и экспедициях.
Картографический Отражает и систематизирует информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Применение карт для научного и практического познания изображенных на них объектов и явлений.
Сравнительно-географический С помощью сравнения выявляет общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах. При изучении географических объектов, явлений, процессов.
Аэрокосмический Наблюдения с самолетов, спутников, космических станций за географическими объектами, процессами и явлениями природы. В научных исследованиях.
Статистический Анализ количественных и качественных данных (представлен в виде диаграмм, графиков, таблиц). Во всех отраслях экономики.
Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
Личностные: взаимопомощь, профориентация
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные:
- осознанно строить речевое и
письменное высказывание;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала 1. Как древние люди изучали Землю?
2. В чем заключается метод географического описания?
3. Какую роль играет в наше время картографический метод?
4. Что дает современной географии аэрокосмический метод?
Отвечают устно на вопросы. Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений) Организует индивидуальную работу – тестирование.
1. При рассказе друзьям о своем путешествии вы используете:
описательный метод
картографический метод
космический метод
2. Примером картографического источника географических знаний является:
картина
чертеж участка
научная статья
3. Причиной расцвета картографии в XV веке являлось:
проведение завоевательных походов
проведение географических экспедиций
создание первого космического снимка.
4. Выберите картографические источники географической информации. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке:
а) план местности
б) географическая карта
в) рассказ друга
г) путешествие
5. Расставьте методы географических исследований в хронологическом порядке (по времени их возникновения от самого современного до самого древнего)
а) описательный
б) картографический
в) космический (В,Б,А). Использование индивидуальной формы работы:
• самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового
способа действия;
• осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
• оценивание своей самостоятельной работы.
Сравнение ответов с эталоном и коррекция своих ответов, выставление баллов: цена правильного ответа 1 балл.
«Географические объекты»
«География – наука о Земле»
Тест
«Методы географических исследований»
Регулятивные: умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знаний в систему
и повторение
(рефлексия содержательня) Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Начинает работать «Школа географа-следопыта».
«Следопыт» - так называют людей, отыскивающих «следы» прошедших событий. Следопыты умеют подмечать существенные свойства предметов и явлений, которые другие могут и не увидеть. Наблюдательность развивается в течение жизни человека, но для этого нужно быть любознательным, целеустремленным и пытливым.
Мы проведем наблюдение.
Перед вами комнатное растение. Опираясь на порядок действий при наблюдении, опишите растение.
Какие использовали методы при наблюдении? 1. Включение новых знаний в систему знаний.
Групповая работа – проведение наблюдений по плану:
- назвать вид растения, его основные признаки;
- сравнить с другими растениями, находящимися в классной комнате;
- отмечают особенности данного растения по сравнению с другими.
Методы – описательный, сравнительный. Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
Оцените свою работу на уроке, подсчитывая баллы.
3. На уроке Я…(+ или -)1. Своей работой на уроке в целом я доволен
2. Своей работой в группе (паре) я доволен
3. Для меня не было подходящего задания
4. Урок для меня показался коротким
5. За урок я устал
6. Мое настроение улучшилось
7. Материал урока мне был интересен
8. Материал урока мне был полезен
9. Сегодня на уроке мне было комфортно
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. Ответы обучающихся.
«Естественные науки»
Проверка раннее полученных знаний «География – наука о Земле»
Тест «География – наука о Земле»
30 баллов - «5»;
23 – 29 баллов – «4»;
15 – 22 баллов – «3».
Располагают каравеллы на настенной карте. Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание 1. Обязательное для всех:
- §4, вопросы после § «Проверьте свои знания»;
- повторить основные понятия и термины раздела.
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
А) вопросы после § «Подумайте».
В) Задания электронного приложения и рабочей тетради. Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.