Одна планета — одно будущее!. По страницам Красной Книги ЯНАО


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Одна планета - одно будущее! По страницам Красной Книги ЯНАО»

Разработчик: педагог
дополнительного образования
Марыныч Л.С.
Направленнность: естественнонаучная
Целевая аудитория:
учащиеся начальных классов,
воспитанники старшей группы ДОУ
п. Пангоды, 2016г.

«Одна планета – одно будущее! По страницам Красной Книги ЯНАО»
Цель: познакомить обучающихся с Красной книгой ЯНАО, охранными мероприятиями редких видов животных и растений Ямала.
Задачи:
Обучающие - познакомить детей с Красной книгой ЯНАО, дать представление о необходимости аккумулирования усилий по охране животных и растений родного края.
Развивающие - развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Воспитывающие - воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.Оборудование: Красная книга России, Красная книга ЯНАО, видеоролик «Красная Книга России», сравнительная таблица по количеству объектов в Красных книгах ЯНАО, презентация «Флора и фауна Ямала».
Организационный этап.
Обучающийся:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!           (Е. Смирнова)
Педагог:
- Здравствуйте ребята! Наше занятие сегодня мы начали со стихотворения Е. Смирновой «Давайте вместе Землю украшать». Люди всего мира понимают, что природа планеты в опасности, поэтому во многих странах ведутся работы по охране природы. Такая работа проводится и в нашей стране. 
- Какие меры принимает правительство России для сохранения природы?
(Ответы детей: создаются заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки и др.)
- Что мы называем заповедником? 
(Дети: заповедники - это охраняемые природные участки, где запрещена всякая хозяйственная деятельность человека).
- Какие вы знаете заповедники или заказники  в ЯНАО?
(Дети: Гыданский, Верхне -Тазовский, Надымский, Нижне - Обский, Куноватский заповедники).
- Что такое заказник?
(Дети: Заказник - охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко - мемориальные или геологические объекты.)- Ребята, скажите, а чем отличаются заповедники от заказников?
(в заповедниках запрещена всякого рода деятельность человека, а в заказниках разрешены только те виды деятельности, которые не влияют на охраняемые объекты (сенокос, выпас скота и т.д.)- Что такое ботанический сад и национальный парк?
(Ботанический сад - территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются и изучаются растения разных частей света и различных климатических зон. Национа́льный парк — территория, где охраняются ландшафты и уникальные объекты природы).
- Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Какие? 
(Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы).- Ребята, поднимите руки, кто из вас был в национальном парке?
- Дело охраны касается каждого живущего человека на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов, в нашей стране принят ряд законов об охране природы. Люди стали проводить различные праздники, акции, направленные на охрану природы. 
- Скажите, какие вы знаете экологические праздники?
(в России отмечается  Международный день охраны окружающей среды, День заповедников и национальных парков. По решению Организации Объединенных Наций ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды. С 1997 года, 11 января, в России ежегодно отмечается День заповедников и национальных парков). - Но, не смотря на эти меры, каждый год с планеты Земля исчезает один вид животного и растения. Как вы думаете, почему так происходит? Кто в этом виноват?
(Дети: с каждым годом, состояние экологии окружающей среды становится все хуже из - за прогрессивного развития человечества, хозяйственной деятельности, нерационального использования природных ресурсов. Виноват в этом человек). - Верно. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным, люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
- Итак, одни животные и растения навсегда исчезли, а многие другие стали редкими и занесены в Красную Книгу.
-  Сегодня тема нашего занятия «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО». Мы с вами познакомимся с Красной Книгой ЯНАО, узнаем, как с ней работать и поговорим о том, как мы можем помочь в охране окружающей среды и охране животных и растений.
- Как вы думаете, почему книга называется красной?
(Красный цвет – сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных. Красный цвет сигнализирует: Защити!)- Красную Книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морхе.
- Как вы думаете, а что в ней написано, какие данные в нее занесены?
(В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране).
- Многие страны составляют собственные Красные книги. Подобная книга есть и в России: Красная Книга животных, растений.
Демонстрация видеоролика «Красная Книга России». 
- Экологи и краеведы ЯНАО ведут свою «Красную Книгу».
Презентация Красной Книги. Первое издание Красной Книги Ямало-Ненецкого автономного округа вышло в 1997 году. В неё были занесены 63 вида позвоночных животных, 43 вида насекомых, 33 вида растений, 15 видов грибов и 2 вида лишайников.
- Второе издание Красной Книги Ямало-Ненецкого автономного округа было выпущено совсем недавно в 2010 году. Оно перед вами на столе.
- Как вы думаете, почему выпустили второе издание Красной Книги? (Ответ: появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения).
- Обратите внимание, что список содержит 139 видов животных и растений, подлежащих особой охране, в том числе 4 вида млекопитающих, 19 видов птиц, 1 вид рептилий, 4 вида амфибий, 4 вида рыб, 24 вида насекомых, 58 видов цветковых, 2 вида папоротникообразных, 1 вид плаунообразных, 9 видов моховидных, 5 видов лишайников, 8 видов грибов.- А сейчас, я предлагаю вам познакомиться с Красной Книгой ЯНАО. Обратите внимание, что в начале книги есть содержание, в нем вы без всякого труда сможете найти необходимый вам раздел. На последних страницах книги размещен указатель названий видов животных и растений на русском и латинском языках. С помощью этого указателя вы легко найдете то или иное животное, растение по названию, которое вас заинтересовало, и узнаете о нем больше информации.
- Какая информация внесена в Красную Книгу?
(Дети: описание, ареал обитания, численность, экология, причины исчезновения, как решить проблему исчезновения животных и растений). 
- Откройте Красную Книгу на стр… скажите, какое животное, растение вы видите? Это – лебедь кликун, орлан белохвост…и др.
- Ребята, постарайтесь бережно относиться к животным и растениям, чтобы Красная Книга не пополнялась.
-Давайте узнаем подробнее о некоторых животных, занесенных в Красную Книгу ЯНАО.
Демонстрация слайдов, рассказ подготовленных учащихся.
Белый медведь - это самый крупный хищный зверь на планете, длина туловища порой до 3-х метров, вес – не менее 100 кг (самцы иногда достигают 800 кг!). А медвежата рождаются очень маленькими, массой от 500 г до 1 кг, но уже через два месяца весят до 10 кг.
Белые медведи превосходно плавают и ныряют. Косматая шерсть, пропитанная жиром, не намокает в воде. Толстый слой подкожного жира защищает от холода. Жить медведи предпочитают на плавучих льдах и кромке припая, совершают протяжённые круглогодичные миграции, часто перемещаются вместе с дрейфующими льдами, где питаются рыбой, охотятся на тюленей - кольчатую нерпу и морского зайца. Белые медведи относятся к животным, подлежащим полной охране.
• Морошка. На низком стелющемся болотном кустарнике — ягоды-хамелеоны: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно-жёлтыми. Плодом она походит на малину. Народное название — «моховая смородина», «глошина». Это любимая ягода северян в национальных округах. Она душиста в варенье, маринаде, моченье. По северной традиции, хозяйки готовят к проводам и встречам «попутянки» — пироги и ватрушки с морошкой. Настой и отвар растения пьют при отложениях солей, как витаминное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство, при цинге и отёках сердечного происхождения. Плоды едят при кашле и простуде.
Черника. Ветвистый листопадный кустарничек высотой 15-50 см с прямостоящими разветвленными, у основания серыми (в верхней части зелеными) ребристыми стеблями и ползучим укореняющимся корневищем длиной до 2-3 см. Плоды шарообразные, черные с восковым налетом, диаметром 6-8 мм, с множеством мелких семян. Ягода отличается ароматом и приятным вкусом. Ботва кустиков черники ярко краснеет осенью, из ее листьев можно получить лекарственный чай, полезный для желудка, их используют при лечении диабета. Разнообразно пищевое потребление черники: конфеты, компоты, варенье, чай, соки, сиропы, кисель, начинка для пирога.Стерх относится к отряду журавлеобразных.
Обская популяция находится под угрозой исчезновения, В Якутии популяция редка, имеет малую численность и распространена на ограниченной территории. Стерх обской популяции предпочитает гнездиться на открытых переувлажненных участках обширных болот, среди северо-таежных лесов. Численность обской популяции низка и составляет не более 20 особей. Общая численность, по данным зимних учетов, около 3000 особей.
Малый лебедь очень похож на лебедя кликуна, но меньше ростом: длина его тела 115—127 см и 170—195 см размах крыльев. Весит малый лебедь около 5—6 кг. Голос малого лебедя также похож на голос кликуна, только тише и ниже. Кроме этого у малого лебедя клюв имеет больше чёрного цвета, тогда как у кликуна наоборот, чёрный цвет присутствует лишь на кончике клюва. Как и остальные лебеди малый питается растительной пищей, как водными растениями, так и наземными, в частности, травой, ягодами, водными беспозвоночными. Также малый лебедь часто поедает и мелкую рыбу.
Игра: «Друг и недруг природы»
Педагог называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши, а если нет – присаживаются.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Сбор первоцветов.
- Разведение костров в лесу.
- Подкормка животных, птиц.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры.
- Загрязнение вод.
- Создание ботанических садов.
- Порча земли.
- Создание Красной Книги.
- Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
- Беречь надо не только редких животных. Беречь нужно и те животные и растения¸ которые пока не внесены в Красную Книгу.
- Ребята, жизнь животных и растений часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. А как мы с вами, с вашими родителями, учителями можем помочь в охране окружающей среды и охране животных и растений? (Ответы детей).
- А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Экологический светофор».
Ваша задача посмотреть на картинку и рассказать, что вы видите на ней и проанализировать действия и поведение детей (показ презентации).
Правила поведения в природе:
1. Нельзя вырывать с корнями ягоды, грибы и другие растения.  
2. Не разоряй гнезда птиц, шмелей, муравейники.
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
6. Не кричать, не включать громко музыку.
7.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
8. Мусор надо за собою убирать.
9. Нельзя повреждать кору деревьев, а также шуметь в лесу.
10. Не разрушать грибницы.
11. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы -родители могут насовсем покинуть гнездо.
12.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
13. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, не вытаптывая растения, чтобы они не погибли.
14. Не убивай и не причиняй вред животным.         
- Молодцы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти правила и не будете их нарушать.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
(Дети: Об охране животных и растений, о Красной Книге ЯНАО и её предназначении).- Кто такие редкие животные и растения? (Редкими называют те животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и численность которых со временем уменьшается).
- Что такое Красная Книга и для чего она нужна? 
(Дети: Красная Книга информирует нас о том, какие растения и животные в опасности и близки к исчезновению. Красная Книга призывает нас изучать природу).- Как животные и растения попадают в Красную Книгу? (когда животные и растения находятся на грани исчезновения, с целью сохранения видового состава, экологи берут их под охрану и заносят в Красную Книгу).
- Нуждаются ли животные в охране?
- Как люди могут сохранить животных? (не убивать, создавать питомники, заказники и т.д.)
- Нужно ли охранять растения? - Как сохранить растения? (не вырывать их с корнями, ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения, собирать надо рационально, часть оставлять в природе).
- К сожалению, еще не все хотят и не все умеют беречь природу!
Ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ней за себя и свои поступки.
Демонстрация запрещающих знаков (рисунки обучающихся)
1 обучающийся:
Если в лес пришёл гулять,Свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки,Убегут с лесной опушки.Ветки дуба не ломай, Никогда не забывайМусор с травки убирать,Зря цветы не надо рвать!Из рогатки не стрелять:Ты пришёл не убивать!Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?
2 обучающийся:Здесь не нужно всех ловить,Топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу – всего лишь гость.Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги, Ведь они нам не враги!Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки.И тогда любой зверёк –Будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба – Скажет: « Ты – мой друг!Спасибо!»
3-й обучающийся:
Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Звучит песня «Давайте сохраним!»