Открытый урок по литературе на тему Истинные и ложные ценности в произведении О.Генри Дары волхвов

Открытый урок по литературе.
Учитель. Питченкова Анна Николаевна.
Класс. 7 «А»
Дата проведения: март 2016года
Тема. О. Генри «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности в произведении.
Цели : 1) образовательная: дать понятие о внутреннем и внешнем в образе литературного героя; совершенствовать навыки анализа текста, выявить значение истинных и ложных ценностей в жизни каждого человека.
2) воспитательная: воспитывать любовь к слову, к литературе,
3) развивающая: развивать устную и письменную речь, логическое мышление, память,
4) развивать ключевые компетентности.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: круглый стол.
Методы и приемы работы: инсценирование, аналитическая беседа, словарная работа, ассоциативное восприятие.
Оборудование: музыкальная опера «Иисус Христос- суперзвезда», Библия, репродукции картин, таблицы.


Ход урока.
Учитель
Ученик

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами заключительный урок по новелле О.Генри «Дары волхвов». Мы с вами сегодня будем говорить о важных и серьезных сторонах нашей жизни. Тема урока – истинные и ложные ценности в новелле. Задумайтесь над этими словами, имеют ли они какое-то отношение к нам?

-Цель нашего урока выявить значение истинных и ложных ценностей в жизни героев новеллы и каждого человека через подробный анализ текста, а также раскрыть внутренний и внешний мир главных героев.
-Скажите, пожалуйста, к какому виду рассказа относятся «Дары волхвов»? Назовите особенности этих рассказов?




- Хорошо, спасибо, а теперь мы с вами отправимся в небольшое путешествие, окунемся в далекое прошлое.
Инсценировка отрывка из Библии «Поклонение волхвов»
(см. Приложение)
- Какой отрывок из Библии был представлен вашему вниманию? Расскажите сжато о этом событии.





- Кто такие волхвы?






-В многочисленных источниках указывается разное количество мудрецов- от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах- Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре.
- Какие дары принесли волхвы?








-Как вы можете объяснить значение слова «дары»?

-Хорошо. А что же такое сокровище и чем они отличаются от даров?

-В теме нашего урока заключено слово ценность, как вы понимаете значение этого слова и как все слова, записанные на доске, связаны между собой?

- Как вы думаете, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О. Генри вспомнил о волхвах? Какой обычай связан с поклонением волхвов?



- Какое основное событие положено в основу рассказа?




- А вы, ребята, дарите подарки на Рождество? По какому принципу вы выбираете подарки? Наверное, вам тоже дарили подарки. Какой подарок был самый запоминающийся?

-Именно об этом и будет ваше домашнее задание. Откроите дневники и запишите: творческая работа на одну из тем:
«Истинные дарители», «Лучший подарок в моей жизни», «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или тот, кто принимает подарок?»
Есть ли у кого вопросы по домашнему заданию?
- Продолжаем урок. Вернемся к новелле О.Генри. Автор называет Джима и Деллу «истинными дарителями». Как вы понимаете значение этого словосочетания?






-Какими сокровищами обладала семья Юнг?




- Почему Генри называет эти вещи сокровищами?









-Можно ли их в самом деле считать сокровищами? Для кого это были сокровища и почему?





- Какую ноту в описание этих сокровищ вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне? Чем знамениты эти герои?

















- Почему же ценности Джима и Деллы вызывают зависть у царя и царицы?




- На правой и левой сторонах доски вы видите листы, заголовками которым служат словосочетания истинные и ложные ценности. Давай те обсудим и запишем, какие же ценности в новелле мы отнесем к истинным, а какие к ложным? Вместе с нами заносим эту запись в тетрадь.







-Хорошо, ребята, молодцы! Теперь давайте обратим внимание на цветовую гамму новеллы. Каковы основные цвета ее? Какое значение цвет имеет в рассказе?




















- С какой целью Генри использует эти цвета?


-Какие чувства и эмоции вызывают у вас эти цвета? В течении двух минут в тетрадях запишите все мысли, чувства, которые возникают у вас?

-Воздействие на читателя не только с помощью слова, но и с помощью цвета- художественный прием, который использует автор, чтобы раскрыть основную идею произведения.

-И самый важный вопрос нашего урока: почему новелла называется «Дары волхвов»?








-На доске записаны Слова Генри. Прочитайте их. Как вы понимаете значение этого выражения. Как они связаны с нашей сегодняшней темой?

-Давайте подведем итог всему сказанному сегодня. Что такое ценности, какие из них нужно считать истинными, какие ложными? А в настоящее время, в нашей жизни какие из них важнее?

Оценки: всему классу и отдельным ученикам, дневники.
- Вспомните, Библия состоит из Ветхого и Нового завета. И только с появлением Христа стало «Бог есть любовь».
- К этому библейскому сюжету часто обращалиси не только писатели, но и поэты, например, Иосиф Бродский, Ольга Чюмина, Борис пастернак,, чьи стихи прозвучали вначале урока, художники, репродукции их картин перед вами: Дюрер, Боттичелли, Рубенс, Корреджо, Мемлинг, Босх и многие другие. Не оставили без внимания этот сюжет и композиторы. Я хочу представить вашему вниманию отрывок из рок- оперы «Иисус Христос-суперзвезда». Именно им мне бы хотелось завершить наш урок.

- Всем спасибо за урок, молодцы, мне понравилось, как вы работали. До свидания.










-Да, так как в любое время в жизни людей существуют истинные и ложные ценности.








-К святочным рассказам, так как действие происходит под Рождество, рассказ фантастичен, в нем происходят чудеса, заканчивается весело.









-Поклонение волхвов: по библейской легенде волхвы увидели звезду на востоке, которая знаменовала рождение Христа, и пришли поклониться ему, и принесли ему разные дары.

- Волхвы- цари, маги, в восточно- христианских преданиях мудрецы- звездочеты. Ведомые Вифлиемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары.






- Золото- как царю, как знак земного владычества.
Ладан- как Христу, сыну Бога, как знак божественного происхождения и небесной власти
Смирну- как мученику ,это смирна, которой умащали мертвых, как намек на будущее распятие Христа и Его муки.


-Дар –то, что отдано безвозмездно.







-Ответы учащихся.




- Именно от волхвов пошел обычай дарить друг другу подарки на Рождество. А события новеллы как раз происходят в Рождество, а точнее в сочельник- вечер накануне Рождества.


- Дела и Джим готовят и дарят подарки друг другу на Рождество.






- Ответы учащихся.













- Джим и Дела не просто дарят обычные подарки, а подыскивают то, что достойно их второй половины. Но главным подарком становятся не те, что они купили друг другу, а то, что, несмотря не на что, сохранили свои чувства.


- Золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, и прекрасные волосы Деллы- «каштановый водопад», спускавшийся ниже колен.


- Волосы Деллы были очень длинными, красивыми и блестящими: «И вот прекрасные волосы деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали всю её фигуру».
Часы Джиму дороги потому, что они принадлежали его деду, отцу, а теперь ему.



- Прекрасные волосы и золотые часы были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что в их «восьмидолларовой квартирке» да и у них самих не было ничего более ценного.



- Царь Соломон прославился не только своей мудростью, но и баснословным богатством( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню, а ливанский кедр равноценен хурме). К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей и серн, а в конюшнях стояло 50 000 лошадей.
Царица Савская, происходившая родом из далекой Аравийской земли, владела несметными богатствами. Генри сопоставляет сокровища героев рассказа с сокровищами царя Соломона и царицы Савской. Он говорит о том, что библейские герои сгорали бы от зависти, глядя на единственные ценности молодых американцев!


- Их сокровища не принесли им счастья, они не готовы с ними расстаться, а герои новеллы пожертвовали самыми ценными вещами в своей жизни ради друг друга.






- Истинные ценности: любовь, самопожертвование, верность, уважение друг друга, восхищение достоинствами, скромность.
-Ложные ценности: материальные вещи, к которым часто привязываются люди, деньги, несметные богатства, положение в обществе, одежда и т.д.



- Серый и коричневый, каштановые волосы. Деллла «стояла у окна и уныло смотрела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора». Этот цвет соответствует настроению Деллы-ей не на что купить подарок любимому мужу. « С лица в двадцать секунд сбежали краски». Это говорит о волнении Деллы, о ее решимости пожертвовать единственным своим сокровищем-волосами- ради мужа. Дела накидывает старенький коричневый жакет, надевает старенькую коричневую шляпку- это невыразительные цвета бедности.
Важную роль играют блестящие оттенки Это не пустое сверкание дорогих безделушек и не блеск дешевых подделок. Это прекрасные волосыДеллы, ее слезы-«невысохшие блестки в глазах, блеск платиновой цепочки, блестящие камешки гребней.

- Чтобы подчеркнуть ценность истинных вещей и бессмысленность пустых мелочей?





- Ответы учеников.









- Как говорит в рассказе сам автор: « Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного». Дары, принесённые Младенцу волхвами, были скорее знаком почитания, признания его власти, чем дарами любви. Поэтому автор и говорит, что среди их драгоценных даров не было одного- любви.




-Ответы детей.





- Ответы детей.




































Приложение 1.
Инсценировка отрывка из Библии «Поклонение волхвов»
Звучит отрывок из рок- оперы «Иисус Христос- суперзвезда».
На фоне музыки ученики читают стихи.
1-ый чтец.
Три мудреца из дальних стран Востока
Шли в Вифлием: Гаспар и Мельхиор
И Валтасар. Их путь лежал далеко,
И ко звезде,- что в небесах высоко
Сияла им,- прикован был их взор.
И та звезда казалась так прекрасна,
Среди небес таинственно горя,
Что путникам тут сделалося ясно:
Пророчества вещали не напрасно,
И близок час рождения царя.

2-ой чтец.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крюком.
И тени становились то короче,
То все длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

1-ый чтец.
Три ларчика везли они с собою
Из золота и с золотым ключом;
Пурпурный шелк их одевал волною,
Под белою повязкой головною
Тх взор горел восторженным огнем.

3-ий чтец.
И пали ниц волхвы в благоговеньи
Их ладан в дар назначен был Христу,
Их золото - Царю для приношения,
А смирна их - Тому на погребенье,
Кто обречен идти был ко кресту.

Во время чтения стихов три волхва следуют по звезде в Вифлием с дарами и приношениями. В центре класса находятся ясли, к которым подходят волхвы и ставят вокруг них свои дары.