Разработка внеклассного мероприятия Вклад учёных-физиков в Великую Отечественную войну


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА
в рамках Всероссийского конкурса методических разработок
преподавателей дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла ПОУ СПО, средних общеобразовательных школ Российской Федерации и Республики Татарстан «Инновационные технологии при обучении дисциплинам математического и общего естественнонаучного цикла»

ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ:
«РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ «Вклад учёных-физиков в Великую Отечественную войну»
Номинация: №3 Методическая разработка внеурочных мероприятий дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла (математика, физика, информатика и ИКТ, химия)
Дисциплина математического и общего естественнонаучного цикла:
«Физика»
Курс обучения: 1
Специальность: все специальности
ФИО автора:
Бадртдинова Зоя Илгизовна,
Сильченко Татьяна Александровна,
Шарапова Гульназ Миннахтямовна,
преподаватели физики
2015 г
Цель образовательная: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.
Цель развивающая: развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, химии, военной технике и отечественной истории.
Цель воспитательная: воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах.
Материальное обеспечение:
записи песен о Великой Отечественной войне, персональный компьютер, колонки, экран, проектор;
иллюстративный материал о Великой Отечественной войне (фотоснимки «Катюш», самолетов, танков, кораблей времен Великой Отечественной войны);
портреты ученых и конструкторов.
Оформление аудитории: выставка книг, рефератов, журналов и фотографий, посвященных ВОв, плакаты-поздравления.
Звучит стихотворение Симонова «Жди меня…»
Бадртдинова З.И.
Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна и сегодня, когда мы отмечаем 70 – летие Великой Победы. И будет звучать, надеемся всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это история. Память сердца. Война приносит горе, страдания, слёзы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека. Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той странной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь.
Шарапова Г.М.
На фронте солдаты уверили себя, что война эта последняя и их увечья и муки тоже последние. Жизнь свою они будут употреблять только на добрые и разумные дела. Ведь она короткая человеческая жизнь. А чтобы войны не было, нужно помнить о них, уважать ветеранов, необходимо заботится о них и беречь. Вот и важное слово нашего мероприятия – память!
Это война должна быть последней! Одна истина свята на Земле – материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий его.
Ведущий 1
Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины,
Чем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что мы совершили.
Ведущий 2
Прошло уже почти 70 лет с того незабываемого дня, когда наш народ впервые отпраздновал День Победы над фашистскими захватчиками. Труден был путь к этой победе. Когда на рассвете 22 июня 1941 года вооруженные силы фашистской Германии вторглись в пределы Советского Союза, и над Родиной нависла смертельная опасность, весь наш народ поднялся на защиту своего Отечества.
22 Июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Ведущий 1
Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и конечно физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие – приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивления воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы.
Ведущий 2
Война предъявила каждому жителю нашей страны предельно суровые требования – и героизм стал нормой жизни. Деятельность ученых в военные годы – это замечательный образец беззаветного служения своей Родине и своему народу, самоотверженного и напряженного творческого труда. История сохранила нам немало ярких доказательств этого. Вот одно из них!
Сценка (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).
1 солдат:
Братцы, давайте я расскажу, как однажды ходил за «языком».
Вот сижу я, значит
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,
2 солдат:
Ну, а ты?
1 солдат:
Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита…
2 солдат:
Ну, а он?
1 солдат:
Ну а он. Ползет по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он…
2 солдат:
Ну, а ты?
1 солдат:
Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?
2 солдат:
Ну, а он?
1 солдат:
Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…
2 солдат:
Ну, а ты?
1 солдат:
Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт»,- кричу,- не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный «пэ-пэ-ша».
2 солдат:
Ну, а он?
1 солдат:
Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец.
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон (солдаты уходят.)
3 солдат: Ребят, а давайте я вам спою. (звучит песня)
Ведущий 1
Патриотический лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера. Ряд ведущих физиков – Петр Леонидович Капица, Анатолий Петрович Александров, Абрам Федорович Иоффе – вошли в состав различных комиссий, созданных научно – технических исследований (слайды портретов ученых).
Ведущий 2
Напряжёнными творческими поисками в годы Великой Отечественной войны были заняты также ученые и конструкторы – артиллеристы. В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой, ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны и признанной одной из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. Большая группа ученых уложила свои знания и труд в совершенствовании реактивной артиллерии. Грозным оружием военного периода явился созданный советскими учеными и конструкторами гвардейский миномет БМ-13, широко известный под названием «Катюша»
Доклад «Катюша»
Уникальное оружие времен Великой Отечественной войны, в народе прозванное «Катюшей», давно стало легендой, а необычное название, которым окрестили ракетную установку в военные годы, так и закрепилось за ней. Существует несколько версий происхождения оригинального «имени». Наиболее вероятная из них связана с заводской маркой, обозначавшейся буквой «К» на первых боевых машинах, изготовленных в Воронеже заводом имени Коминтерна. Другая – восходит к известной всем и особо популярной в военные годы песне «Катюша». Фронтовики рассказывают, что когда начиналась стрельба с грозного оружия, советские граждане часто заводили пластинку с этой песней…
Пороховые ракеты появились в Китае вскоре после изобретения в Поднебесной пороха; в XVIII столетии ракетное оружие использовалось индийской армией, а в России оно существовало уже при Петре I. Разработка реактивных снарядов на бездымном порохе была начата в 1921 году Н.И. Тихомировым и В.А. Артемьевым в газодинамической лаборатории, а первый запуск ракеты в СССР состоялся в 1928-м году. Дальность снаряда уже тогда достигала 5-6 километров, но они имели большие отклонения от цели, и проблема обеспечения удовлетворительной кучности стрельбы оказалась наиболее сложной. Было испробовано множество различных вариантов, однако долгое время испытания не давали положительных результатов. Практическое решение проблемы реактивного вооружения – стало победой советских ученых, а неоценимый вклад в развитие теории ракет и реактивного движении внес великий русский профессор К.Э. Циолковский и многие другие исследователи.
В 1938-1941 годах в РНИИ совместно с И.И. Гваем, В.Н. Галковским, А.П. Павленко, А.С. Поповым и другими была создана многозарядная пусковая установка, смонтированная на грузовом автомобиле РС-М13, и спусковая установка БМ-13. Они обе были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.
Над созданием нового образца вооружения работали специалисты разных областей науки. В результате упорного и кропотливого труда ученых научно-исследовательского института В.А. Артемьева, Н.И. Тихомирова, Ю.А. Победоносцева, Б.С. Петропавловского, Г.Э. Лангемака и Л.Э. Шварца в 1938-м году были созданы «эрэсы» - реактивные снаряды, ставшие впоследствии главной составной частью будущей «Катюши». А.В. Шнегас, работавший на Рошальском пороховом заводе, изобрел для орудий ракетный порох. В том же 1938 году советские конструкторы выдвинули идею создания многозарядной пусковой установки для ведения залпового огня. Много усилий вложено в разработку конструкции направляющих и способов воспламенения реактивных снарядов, рабочие данные которых значительно изменились.
Пусковая установка, разработанная И.И. Гваем, В.Н. Галковским, А.П. Павленко и А.С. Поповым, была оригинальна по конструкции, проста и удобна в обращении. И в июне 1940 года состоялся показ реактивных установок артиллерийскому управлению генерального Штаба. Боевая многозарядная установка, получившая впоследствии наименование БМ-13, успешно выдержала заводские и полигонные испытания, и к началу 1941-го года была изготовлена опытная партия орудий. Мощная боевая машина прекрасно зарекомендовала себя. И уже в феврале 1941 года было принято решение о заводском выпуске БМ-13, а затем – и новых БМ-8.
Первый залп установки БМ-13 дали в июле 1941 года, но только со второй половины 1942 года они, будучи поставленными в кузов «студебекера», стали способны от начала до конца выполнить поставленную боевую задачу. которая начиналась с того, что установка должна скрытно и строго в условленное время занять нужную позицию, доехав до нее в условиях фронтового бездорожья, а потом дав залп, как можно быстрее убраться от туда поскольку немецкая армия и авиация делали все возможное, чтобы уничтожить этот вид советского оружия. Высокая скорость передвижения в сочетании с фантастической проходимостью «студебекеров» позволяли ракетчикам быстро сняться с позиции. Раствориться, спрятаться и избежать массированного ответного удара противника.
Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тысяч «Катюш», львиная доля из которых стояли на американских «студебекерах». Но это была только малая доля общего количества этих грузовиков, сумевших переплыть океан.
Создателем такого оружия был Василий Лужин. Летом 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части ракетного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.
Ведущий 1
Говорит пехота:
Чистая работа!
Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.
Воевать охота, -
Говорит пехота, -
Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо, бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов оравуСыплет «КАТЯ» щедрою рукой.
Эти стихи написаны военврачом С. Семиным на фронте в июле 1942 года.
Прослушайте песню” Катюша” (звучит песня «Катюша» в исполнении учащихся)
Ведущий 2
Задачу борьбы с магнитными минами путем размагничивания кораблей решили академики Александров и Курчатов. Для экспериментов по размагничиванию больших кораблей был выделен линкор «Марат». Благодаря самоотверженному труду ученых-физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.
Доклад на тему «Размагничивание кораблей»
Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький». Перед физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, а возглавил работы А.П. Александров. Для экспериментов по размагничиванию больших кораблей был выделен линкор «Марат». Именно на этом крупнейшем корабле нашего флота при помощи размагничивающей обмотке тока физикам удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля – наиболее уязвимой части корабля. На основании этих опытов командование издало приказ об организации бригад по установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. Уже в августе 1941 года основное боевое ядро кораблей на всех действующих флотах и флотилиях было защищено от магнитных мин противника. Благодаря самоотверженному труду ученых–физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. 3 июня 1949 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был заложен литейный корабль «Петропавловск». 16 мая 1911 года зачислен в списки судов Балтийского флота. На воду он был спущен 27 августа 1911 года, а 20 декабря 1914 года вступил в строй. 31 марта 1921 года по просьбе экипажа «Петропавловск» был переименован в «Марат». Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928-1931 годах. Линкор принимал участие в советско-финской войне 1939 года, своей артиллерией оказывая содействие сухопутным войскам. Великая Отечественная война началась для «Марата» в 4 часа 22 июня 1941 года – к Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Уже на второй день Великой Отечественной войны корабль сбил 2 вражеских самолета, первым на Балтике открыв боевой счет. 16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и 27 пикирующих бомбардировщиков одновременно нанесли удар по «Марату». Линкор получил несколько пробоин, но в свою очередь, сумел уничтожить 3 вражеских самолета. В ночь на 17 сентября «Марат» ушел на ремонт. Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Одной из главных целей у них был «Марат». В носовую часть корабля почти одновременно попали две 500- кг и 1000-кг бомбы, что вызвало детонацию погребов боезапаса 1-й башни. Взрыв почти полностью перебил корпус линкора в районе 45-47 шп., разрушил и сбросил с корабля 1-ю башню, фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу, днищевые конструкции надломились и носовая оконечность легла на грунт. При взрыве погибло 326 человек, в том числе командир, комиссар и ряд офицеров. К утру 24 сентября корабль принял около 10 000 тонн воды, большинство его помещений ниже средней палубы было затоплено, и он сел на грунт; над водой осталось около 3-х метров борта. Уже 31 октября после недолгого ремонта (работы по частичному восстановлению боеспособности корабля велись под огнем артиллерии противника) «Марат» вновь противостоял захватчикам. До конца года орудиями линкора было сбито шесть и повреждено восемь самолетов, разбито 18 и подавлено 87 батарей и уничтожено до 18 тысяч человек личного состава противника. Противник пытался подавить артиллерию линкора. 28 декабря один из снарядов чуть не вызвал вторичную гибель «Марата». Пронзив почти весь корпус по вертикали, снаряд прошел через зарядный и снарядный погреба 3-й башни и застрял, не разорвавшись, в трюме. Следующую попытку уничтожить «Марат» тяжелой артиллерией немцы предприняли 25 октября 1942 года, выпустив по нему 55-мм снарядом. Все три попадания пришлись в верхнюю палубу, покрытую гранитными плитами, и поэтому не причинили вреда.
3 ноября 1942 года на корабле вошла в строй вторая башня. Последний раз корабль открывал огонь 17 января 1944 года. 31 мая 1943 года линкору было возвращено прежнее название «Петропавловск», на протяжении всей блокады линкор оборонял Ленинград. В результате многочисленных обстрелов и бомбежек линкор получил значительные повреждения, поэтому после войны не был восстановлен. 28 ноября 1950 года он был переформирован в несамоходный учебный линкор и переименован в «Волхов», а в сентябре 1953 года исключен из списка и разобран на металл.
Ведущий 2
Исполняется песня «Марш танкиста».
Ведущий 1
Прослушайте доклад «Броня крепка»:
Несмотря на огромные экономические трудности гражданской войны, наша страна изыскала возможности, чтобы строить броневики, бронепоезда, а затем и танки. Свое начало отечественное танкостроение берет с 1920 года, когда сормовские рабочие построили первый советский танк, названный «Борец за свободу товарищ Ленин».
Уже перед Великой Отечественной войной советские конструкторы, инженеры, рабочие дали армии замечательные образцы танковой техники; ее развитие и совершенствование не прекращалось и в течение войны. Войска оснащались грозными боевыми машинами, во многом превосходившими по своим тактическим и техническим характеристикам танки противника. В сражении с врагом не было ни одной значительной операции, в которой бы не участвовали советские танкисты, проявившие массовый героизм в борьбе за свободу Родины.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, танковые части Красной Армии оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует, прежде всего, отметить танки семейства БТ. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором «модель 1940 года». Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5 и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей Красной Армии. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна с 1932 по 1940 годы. За эти годы было выпущено около 8 тысяч танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось двенадцать.
Другой основной танк Красной Армии – Т-26 – был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. Первоначально этот танк имел две пулеметные башни со спаренной установкой 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета. Вскоре вместо 37-мм пушки стали устанавливать более мощную 45-мм пушку образца 1932 г.
В 1938 г. цилиндрическая башня была заменена конической, в том же году начали устанавливать на танк телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего было выпущено более 11 тыс. танков этого типа. При непрерывном совершенствовании танков БТ и Т-26 советское танкостроение выпускало танки и собственной конструкции.
В 1933 – 1934 гг. были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. На их внешнем виде еще сказывалось влияние 16-тонных танков «Индепендент» фирмы Виккерс, но в принципе это были уже оригинальные машины с отечественным вооружением, двигателем и другими механизмами. Создание так называемых «малых» танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «Карден-Ллойд»(советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40 с броней толщиной около 10мм. Различие между Т-37 и Т-38 заключалось в основном в конструкции отдельных механизмов. Каждый из них был вооружен одним 7,62-мм пулеметом. Танк Т-40 имел более мощный двигатель и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет. Всего промышленностью было выпущено 2627 танков Т-37 и 1382 танка Т-38. Опыт боев в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал, что общепринятое противопульное бронирование танков уже не отвечает требованиям времени.
Таким образом, в 1937 г. на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием. Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода. После испытания опытных образцов танков с противоснарядным бронированием (А-20, А-32, СМК, Т-100 и КВ-1) в декабре 1939г. на вооружение были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний танк Т-34 (Т-34 не имел опытного образца). Эти танки явились качественно новой ступенью в развитии советской и мировой танковой техники. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. Впервые на серийных танках устанавливались дизельные двигатели, обладающие бесспорным преимуществом пред карбюраторными. Важным достоинством новых танков было то, что их конструкции отвечали требованиям крупносерийного производства и позволяли осуществлять ремонт в полевых условиях.
С весны 1940 г. танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков. Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 танков КВ-1 и 1225 танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 года в войсках имелось 23140 танков всех типов. К этому числу следует добавить примерно 4300 бронеавтомобилей, значительную долю среди которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшие легким танкам. Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководству Красной Армии формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии.
В июне 1940 года, исходя из опыта войны в Западной Европе, было решено восстановить расформированные в 1939 годы механизированные корпуса как средство решительного маневра. С весны 1942 г. начали создаваться танковые корпуса в составе трех танковых и мотострелковой бригад, разведывательного батальона, дивизионов зенитной и реактивной артиллерии и подразделений обеспечения. В сентябре 1942 г. начали формироваться механизированные корпуса, которые отличались от танковых наличием большего количества мотопехоты. В мае-августе 1942 создаются первые четыре танковые армии, в которые первоначально, кроме танковых корпусов, входили и стрелковые соединения.
С весны 1943 г. в состав танковых армий входят только подвижные соединения - двух танковых и одного механизированного корпуса. В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 году 85-мм пушки, разработанной под руководством В.Г. Грабина. Развитие тяжелых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки, которых перед войной в красной армии фактически не было. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97700 танков и самоходно-артиллерийских установок. В конце второй мировой войны в танковых войсках Красной Армии насчитывалось 6 танковых армий, 14 отдельных танковых и 7 механизированных корпусов. На их вооружении находилось более 35300 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесенные в ходе войны в Красной Армии потери оцениваются в 63229 танков и самоходно-артиллерийских установок.
Танец девочек.
Ведущий 2
Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. Перепада температур в таком случае в 25-30 градусов хватило для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан.
Ведущий 1
Примечательно, что ученые, работавшие в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество. Например, в книге «АН СССР. Краткий исторический очерк» есть строчки о деятельности ученых Я.С. Щура и С.В. Вонсовского, которые внедрили на одном из Уральских заводов снарядов дефектоскопы, позволяющие контролировать качество корпусов артиллерийских снарядов.
Ведущий 2
После внедрения приборов, ученые перепроверили горы ранее отбракованных корпусов и рекомендовали их к использованию на фронте, полагая что визуально замеченные на корпусах царапины и волосовины не затрагивают целостность всего корпуса и могут выдержать давление газов при стрельбе. Так личная ответственность и мужество ученых позволили только на одном заводе возвратить более 30 тыс. корпусов для бронебойных снарядов. После этого совместным решением Наркомата боеприпасов, Главного артиллерийского управления Красной Армии и Артиллерийского управления Военно-морского флота была введена система контроля на всех снарядных заводах страны.
Ведущий 1
Не менее значимой была работа наших авиаконструкторов, трудившихся над созданием новых самолетов для фронтов. В 1943 г. военно-воздушные силы получили новую отличную машину. Под руководством авиаконструктора А.С. Яковлева на базе самолета Як-1 был спроектирован самый легкий и маневровый истребитель второй мировой войны Як-3. В 1943 г. был создан пикирующий бомбардировщик ТУ-2 А.Н. Туполевым. В суровые военные будни, отводя на сон всего 2-3 часа в сутки, С.А. Лавочкин создавал новые быстроходные хорошо вооруженные истребители Ла-5, ЛаГГ-3. Много героических подвигов было совершено нашими летчиками на этих машинах.
Передаю эстафету сообщений докладчику об авиации военных лет «Крылья победы».
Доклад «Крылья победы»
Не менее значимой была работа наших авиаконструкторов, трудившихся над созданием новых самолетов для фронтов.
К началу Великой Отечественной войны первыми приняли бой самолеты–истребители И-15 и И-16, созданные авиаконструктором, доктором технических наук Николаем Николаевичем Поликарповым. И-16 создавался как скоростной, обладающий максимальной маневренностью истребитель, требовавший большого внимания от летчика. Был и пушечный вариант самолета И-16П (2 пушки ШВАК). В 1943 г. военно-воздушные силы получили новую отличную машину. Под руководством генерального авиаконструктора, генерал-полковника А.С. Яковлева на базе самолета Як-1 был спроектирован самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны Як-3. В 1943 г. был создан пикирующий бомбардировщик ТУ-2 А.Н. Туполевым. За годы войны промышленность успела выпустить около 800 самолетов ТУ-2, которые прекрасно зарекомендовали себя на фронтах. Летчикам нравилась легкость освоения самолета, хорошая схема оборонительного огня и возможность уверенного полета на одном моторе. Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над моими чертежами… в глубоком убежище. И не видя его я воюю с ним …Я знаю, что бы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт… чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники. В суровые военные будни, отводя на сон всего 2-3 часа в сутки, С.А. Лавочкин создавал новые быстроходные хорошо вооруженные истребители Ла-5, ЛаГГ-3. Ла-5 обладали большими скоростями горизонтального полета, неплохой скороподъемностью и маневренностью на вертикалях. Летчики, летавшие на Ла-5, смело шли в лобовые атаки, навязывая противнику выгодную для себя тактику боя. ЛаГГ-3, спроектированный и в короткие сроки построенный опытный истребитель, уже в 1940 г. поднялся в воздух. Летчиков и производителей заинтересовывали: доступность технологий изготовления, мощное вооружение на первых сериях, высокая живучесть. Много героических подвигов было совершено нашими летчиками на этих машинах и благодаря работам наших авиаконструкторов.
Сценка «Прощание матери с сыном»
Мать
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол все собрала,
Я жду тебя, а тебя все нету.
Слетела давно вся пыль с черемух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобою.
Я собирался вернуться назад
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверное, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь – не ошибка.
Мать
Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой умрет в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын
Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он так же ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
Ведущий 2
Дорогие друзья!
В этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной Войне.
70 лет назад был разгромлен нацизм – страшная и циничная сила.
Эта война стала одной большой бедой на всех. Бедой, объединившей целые нации и народы. Это было одно большое горе. Нет числа потерям. И не может, и не должно быть конца нашей памяти.
Наши дети, внуки и правнуки должны помнить, какой ценой завоевана Победа. Мы должны гордиться нашим великим народом, победившим в битве, равной которой не знала история. Мы должны знать, что они наследники тех, кто победил не только силой оружия, но и силой духа, и верой.
Вспомним…
26 миллионов 600 тысяч жизней унесла Великая Отечественная Война…
Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто умирал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу, кто дошел до Берлина, и кого сегодня нет с нами…
Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о сотнях городов, разрушенных, но непокоренных.
Мы победили в той страшной войне. И это наша общая Победа! И одно большое счастье на всех.
Мы склоняем головы перед светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, дочерей, отцов, матерей, мужей, жен, братьев, сестер и друзей…
Давайте же почтим Память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания…
(далее на записи следует звук метронома – 30 секунд)
Вечная Память…Вечная Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!
Здравствуй, цвети, благоухай липовым медом, травами, гуди пчелами, шелести ветром наше мирное, наше прекрасное время, всеми любимая Россия Родина наша!
Ведущий 1
Память войны. Счастлив тот, кто не знает ее, и мы хотели бы пожелать всем добрым людям не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие его.