Материалы к уроку литературы, 11 класс «Отрицание насилия в художественном миросозерцании С.Есенина»


Литература, 11 класс
Урок-спор
Тема: Отрицание насилия в художественном миросозерцании С.Есенина
Цель:
- раскрыть эстетические идеалы С.Есенина, его мировоззрение;
- продолжить воспитание читателя, глубоко понимающего нравственно — философский смысл произведений;
- формировать навыки анализа лирического произведения;
- продолжить формирование навыков публичного выступления;
- развивать устную речь, вырабатывать умение сжато и логично излагать мысли;
- прививать любовь к поэзии;
- способствовать формированию стремления к осознанию собственной точки зрения;
- воспитывать чувство справедливости, уважение к чужому мнению.
Тип урока: урок анализа художественных произведений
Оборудование: портрет С.Есенина; иллюстрации к произведениям (работы учащихся); тексты стихотворений; памятка-план «Анализ лирического произведения»; памятка «Рецензия устного сообщения» В ходе подготовки урока были использованы следующие виды деятельности учащихся по развитию аналитических, творческих умений: анализ поэтического текста, сравнительный анализ текстов двух стихотворений, составление диалога на данную тему, лингвистический анализ текста, составление плана - конспекта анализа исследуемого текста, справочно-информационная работа со словарями, критическими статьями, Интернет – ресурсами, изготовление коллажей, стенгазет, создание иллюстраций, подбор цитат к ним из произведений поэта, исполнение музыкальных произведений, подбор музыкального сопровождения, оформление выставки и интерьера класса.
Урок основан на выполнении дифференцированных индивидуальных заданий, полученных заранее. Учащиеся, не получившие индивидуальных заданий, выполняют роль рецензентов, участвуют в оформлении кабинета и подборе музыкального сопровождения.
Ход урокаI Орг. момент: назначение рецензентов (в конце урока дают оценку выступлениям учащихся)
II Объявление темы и цели урока.Вступительное слово учителя:
(звучит звукозапись песни «Я обманывать себя не стану» (1 куплет).
- Автор этой песни - С.Есенин. Сегодня мы поговорим о поэте, чьё имя долгие годы ассоциировалось со строками некоторых его произведений:
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Заканчивают это творение строки:
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
1922 год.
А в стихотворении 1919 года под говорящим названием «Хулиган» он говорит о себе так: «Только сам я разбойник и хам, И по крови степной конокрад».
А вот строки, созданные в 1923 году:
И известность моя не хуже,-
От Москвы по парижскую рвань
Моё имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
1917 год. Стихотворение «О Русь, взмахни крылами». Вот каково мировоззрение С.Есенина:
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.
Долга, крута дорога,
Несчетны склоны гор;
Но даже с тайной Бога
Веду я тайно спор.
Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.
Он не признает порядок (скандалист, гуляка), Бога (ведет с ним спор), не ценит природу (сшибает камнем месяц, бросает в небо нож). Таков С.Есенин? Не зря его творчество долгие годы считалось аморальным, кабацким, прославляющим разгул, пьянство, а значит - вседозволенность, насилие?
Во второй половине 1920-х годов появился термин «есенинщина». Он просуществовал до середины 1950-х годов. В крупных городах Советской России в 1926—1928 годах проводились специальные обследования случаев самоубийств
среди молодежи и вывод нередко был следующим: «У нас многие увлекаются есенинщиной и другими такими книгами и поддаются таким настроениям, даже есть случаи самоубийств». Поэзия Есенина была названа упаднической, несоответствующей идеям строительства социализма.
Н. И. Бухарин прямо заявлял: «Есенин талантлив, но «есенинщина» — это самое вредное, заслуживающее бичевания явление нашего литературного дня». Книги поэта изымались из массовых библиотек. С 1928 до начала 1950-х годов его стихи почти не переиздавались.
Как сформулировать тему урока, думаю, вы уже знаете. Исходя из этих сведений, я предлагаю следующую формулировку:
«Вседозволенность, насилие в художественном миросозерцании С.Есенина».
Я думаю, что вы, познакомившись с его произведениями, можете подтвердить мое мнение об этом поэте, и в конце урока дадите более точную формулировку сегодняшней темы, вы так же осудите «есенинщину», которой не должно быть в жизни молодого поколения.
III Работа над темой урока.
1 Выступления учащихся (индивидуальные сообщения)
Каждый выступающий должен высказать свое мнение о формулировке темы урока: согласен ли он с данным утверждением.
Стихи о «братьях наших меньших».
«Кобыльи корабли». Анализ стихотворения.
Чтение наизусть, анализ стихотворения «Корова».
Чтение наизусть, анализ стихотворения «Песнь о собаке».
Близость лирического героя С.Есенина и природы. Исполнение учащимся песни на слова С.Есенина «Отговорила роща золотая…». Мнение исполнителя о музыкальном отображении темы и идеи стихотворения.
Чтение наизусть, анализ стихотворения «Край любимый…».
Чтение наизусть, анализ стихотворения «Я по первому снегу бреду…».
Отображение темы войны в стихотворении «Русь» (ученик указывает, что революция, война принесли страдания родине поэта. Разочарование, боль за судьбу деревни, крестьянства отразились в произведениях, которые привели к появлению «есенинщины». Но нельзя по одному эпизоду судить обо всём творчестве поэта).
Сравнительный анализ стихотворений «Эта улица мне знакома...» и «Синий май. Заревая теплынь...» (стремление к миру и покою: «Мир тебе - полевая солома, Мир тебе - деревянный дом!»; « Мир тебе, отшумевшая жизнь. Мир тебе, голубая прохлада.»)
2 Беседа об идейном содержании стихотворения «Песни, песни, о чем вы кричите?». Вопросы для анализа предлагает ученик (в какой исторический
период было создано произведение; каково настроение лирического героя; как вы понимаете смысл 1,2 строк стихотворения; что лирический герой противопоставляет «кричащим песням»; какова идея данного произведения; какие художественные средства использует автор...). Текст на каждой парте.
Учащийся подводит итог беседы: как идейное содержание данного стихотворения согласуется с формулировкой темы урока.
3 Диалог. Сравнительный анализ стихотворений «Песнь о хлебе» С.Есенина и «Джон ячменное зерно» Р.Бёрнса (уважительное отношение к людям труда, к хлебу, к ячменю)
3 Знакомство с текстом и анализ по плану-памятке стихотворения «Мы теперь уходим понемногу...» (поэтический итог творческого пути поэта). Текст на каждой парте.
IV Подведение итогов выступлений. Коррекция формулировки темы урока:
«Отрицание насилия в художественном миросозерцании С.Есенина» Исполнение песни на слова С.Есенина «Письмо матери»
V Итог урока
1 Оценка выступлений учащихся рецензентами.
Заключительное слово учителя
Сегодня мы смогли изменить мнение о поэте. И, думаю, вы лишний раз убедились, что нельзя судить о человеке, а тем более осуждать его по нескольким непроверенным сведениям. Всегда нужно хорошо во всём разобраться. Так, как вы сделали это сегодня.
VI Домашнее задание
Тема следующего урока «Любовь в жизни и творчестве С.Есенина» Я предлагаю вам самим выбрать стихотворения, с которыми вы познакомите одноклассников, представив информацию в виде устных сообщений, стенгазет, презентаций.