Эссе «Я-учитель» Автор : Сечина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Эссе «Я-учитель»
Автор : Сечина Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Несколько раз пыталась начинать писать. Не получалось. Прочитала в недрах интернета большое количество эссе учителей. Сделала вывод: так все монументально! Складно! Ладно! Люди, проработав в школе от десяти до двадцати пяти лет, гордо о себе заявляют: « Я - учитель! На моем счету много мероприятий, категория!»
Веяние времени – стань заметным! Нужно ли спорить с этим?
Давно канули в лету времена, когда учителю кланялись в ноги, когда до конца своих дней помнили имя, отчество, фамилию учителя. Все изменилось. Год назад пришлось общаться с тридцатилетним человеком. Фраза, касающаяся первого учителя, звучала так: « Да, звали как- то! Вроде, Николаевна. Не помню! Столько времени прошло!»,- во мне разбудила комплексы и заставила задуматься о том: какой же я учитель? Может кто – ни будь из моих выпускников, вот так же не сможет вспомнить, как меня зовут?
А, может, и правда, не стоит помнить многих из нас. Я не оправдываю молодого человека. На мои взгляды, наверное, влияют личные наблюдения, жизненный опыт, разочарования в людях, пытающихся влиять на детей, а порою и совсем равнодушных.
Поэтому попытаюсь, рассуждая сама с собой, ответить себе - учитель ли я?
Ведь во мне больше недостатков, чем достоинств. Слишком много «не»! Не могу, не всегда умею, не всегда чего- то хочу, не соглашаюсь, не всегда стараюсь, часто недовольна собой, не всегда могу себя заставить что – то сделать. Спорю. Сомневаюсь. Пытаюсь. Разочаровываюсь. В общем – не идеальный образ!
Имея двадцативосьмилетний педагогический стаж, задумываюсь: все – таки когда же мне в голову окончательно пришло решение посвятить свою жизнь работе с детьми? Произошло это так: окончила среднюю школу, сдала все экзамены на географический факультет Симферопольского университета, поступила и забрала документы, считая, что ошиблась в выборе профессии.
Так случилось, что я оказалась в строительном училище № 5 г. Джанкоя. Администрация меня приняла с распростертыми объятиями, чего нельзя было сказать о моих однокурсницах. Они вместе учились уже несколько лет. Все были из одинаково сложных семей. Каждая имела, в свои – то годы, тяжелый жизненный опыт. Я оказалась в другом мире, на другой планете. Я была для них чужой, непонятной. Но во мне они вызывали живой интерес. Я с удовольствием наблюдала за тем, как меня сторонятся, строят козни. Это была для меня настоящая школа жизни – училась выживать.
Нужно сказать, что я прекрасно читала и читаю и прозу, и стихи. Поэтому случилось то, что должно было случиться. Однажды мне пришлось прочитать отрывок из поэмы А. Твардовского « Дом у дороги». Он был мною выбран не случайно, девчонки плакали, а я вдруг стал героем дня, а в дальнейшем мои «горе – враги» потянулись ко мне всей душой. Сила, не мной рифмованного слова, сделала свое дело. Вот он триумф!
Мне было только семнадцать лет, я ничего не понимала в педагогике, но, находясь на их уроках алгебры, русского языка, литературы и других, приходила в ужас!
Учителя не напрягались. А зачем? Перед ними же отбросы общества, что с них возьмешь? А ведь взрослые люди получали зарплату, имели звания. Они называли себя педагогами.
Я вынесла для себя из этих уроков одно: ошибайся, действуй, пробуй, пусть что – то будет не так! Но, ни в коем случае не относись к своему труду так, чтобы самой было скучно и противно. Вот тогда – то и возникла мысль: «А может, все – таки, я учитель?»
К слову, может из меня бы вышел режиссер. Это я поняла, спустя десятилетие своей деятельности. Был у меня ученик – Нариман. Нужно сказать, двоечник заклятый, крепкий, мощный второгодник, переросший на голову всех своих одноклассников. В тот период я вела украинский язык и литературу в 5 – 7 классах и была руководителем театрального кружка «Тимоня» при ЦДЮТ. Наблюдая за Нариманом, у меня возникла идея поставить спектакль по комедии Фонвизина «Недоросль». Лучшего кандидата на эту роль было не сыскать. Ему и напрягаться не нужно было – Недоросль – и все тут. Оставалось дело за малым: получить согласие Наримана. Честно говоря, я не надеялась его получить сразу, поэтому опешила, когда кандидат на роль главного героя буркнул под нос: «Попробую.» Спектакль получился великолепный, публика хохотала от одного только вида Наримана в кучерявом светлом парике. Манерами же его наделила матушка – природа. Больше я ни разу не слышала о Наримане на педсоветах. Он стал героем школы. Удивительно, учил огромные тексты и кочевал по школьным концертам и мероприятиям и как ведущий, и как исполнитель. Прошло еще двенадцать лет и улыбающийся Нариман, встретив меня в поселке, сказал то, ради чего стоит работать: «Вы в меня вселили уверенность. Спасибо!»
Нет, все – таки я учитель!
Мы, взрослые, не понимаем детей так, как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
Быстро летят годы. В нашем обществе равнодушия не уменьшается: «Зачем тебе этот ребенок? У него есть свои родители. Ну, все понятно – учительница!». Да, все - таки – учительница. Не могу пройти мимо плачущего ребенка, останавливаюсь, перед лезущим на дерево, в лужу или упавшим. Это же ребенок!
Врач может искалечить тело, а учитель – душу! В погоне за результативностью, забываешь, что перед тобой не роботы, а живые существа – разные, но одинаково жаждущие любви, внимания, сочувствия, помощи.
Терпения желала себе каждый день. Поэтому совершенно не реагировала на замечания коллег по поводу того, что один из учеников моего мальчишеского класса упорно меня на протяжении трех лет называл не иначе как на «ты», а моего имени и отчества не признавал. При этом следовал за мною всюду по пятам, за что его и называли: «Твой хвостик». Может это все не важно для читающих. Это важно для меня. Потому, что такого ребенка у меня еще не было, упорно не желающего учиться, делающего вид, что он постоянно сердит и всем недоволен, а в душе замечательного и ранимого. Как хорошо, что он у меня был. Отбирая у меня все силы, он же мне их и давал. Мне все время хотелось его обнять, что я, в общем, когда мне это удавалось, и делала. Однажды он, наконец – то, произнес: «Светлана Владимировна». Если бы я не сидела, то от неожиданности, наверное бы, упала. Сейчас я обожаю встречать его в коридоре школы, все такого же лентяя, с улыбкой от уха до уха и, непременно, орущего: «Здравствуйте, Светлана Владимировна!».
И все – таки я – учитель!
Почему - то упорно не хочется писать о том, где участвовала, что проводила, где отличилась. Нужно же как – то себя «презентовать»! Зачем? Разве это творческий отчет? Хочется говорить о другом.
Все мы родом из детства. Возвратиться туда не возможно, но прикоснуться посчастливилось тем, кто работает с детьми, в том числе, и мне. Стыдно сказать, однажды забыла и, говорю об этом совершенно искренне, сколько мне лет, носясь сломя голову по старому винограднику. В походе класс разбился на два отряда – знамя, видите ли, мы захватывали. Взмокшая, растрепанная, упав в очередной раз со своим отрядом куда – то в траву, я вдруг очнулась. Ужас! Видел бы меня сейчас кто – ни будь, кроме, обалдевших от игры детей. Поверьте, так грустно стало на душе, до слез. Где ты, мое детство?
Хорошо, что я – учитель!
Наверное, я становлюсь сентиментальной. Потому, что все время делаю один и тот же вывод: это не я своих малышей учу. Это они меня учат. Каждый раз, прощаясь с питомцами, рыдаю и думаю: «Ну, все, других я никогда не полюблю». Проходит время, и все начинается сначала – прикипаю всем сердцем. Сейчас у меня удивительный класс: двенадцать девчонок и пять мальчишек. Не устану повторять: «Такого класса у меня еще не было!». Замечательные дети – от них исходит много тепла. В первом классе получила записку от сердцееда Ромки, любимчика всех девчонок. Смеялась и плакала одновременно. На оборванном куске серого картона печатными буквами простым карандашом было написано: «СВЕГЛАНА владмравна я вас лублю».
Почему – то только этот класс таскал мне по очереди и дарил мои портреты в их собственном исполнении вперемешку с рисунками пони. Честное слово, я даже не знала, что теперь это самая популярная игрушка, а рисунок пони – это, вообще, верх совершенства. Да, отстала я от жизни за предыдущие четыре года, работая только с мужским коллективом. Преимущества той работы, полученный опыт я тоже высоко оценила. Отсутствие сплетен, интриг. Если разговор, то по существу вопроса. Коротко и ясно.
Дети удивляют меня, я – их. Недавно моя Лилька сделала для себя открытие, при этом развеселила меня и весь класс, ответив на вопрос по рассказу Л. Толстого «Филиппок» :
- Так как же учитель мог поговорить с матерью Филиппка?
- Как, как, по «мобилке», - со знанием дела констатировала Лилька.
Долго она потом удивлялась, как вообще жить без телефонов.
О детях можно говорить бесконечно!
Да! Все – таки, я – учитель!
Старики, смеясь, говорят: «И время было другое, и девки моложе!». Я уже учу новое поколение. С родителями мох подопечных работается легче, воспринимать меня стали по - другому, так как моложе они меня на много. И, одновременно, тяжелее. Ценности поменялись. Взгляды стали другими на обычные нормальные вещи. «Школа должна учить и воспитывать, а мое дело обуть, накормить и вытолкать за дверь!» - вот так мне заявила одна из матерей, буквально, месяц назад.
Я пыталась множество раз анализировать, что происходило, почему не удавалось выполнить то, что задумала, не видела результатов, которые должны были бы быть. И сделала вывод: дело в активности родителей. Итоги простого подсчета за последние шесть лет грустные. Из родителей тридцати пяти учеников – только четверо имели высшее образование. Со стыдом наблюдала, как, краснея и бледнея, родители писали нужное заявление, гордо говорили о том, что и сами только с калькулятором считают. Это в наше – то время!
Вот почему и поставила перед собой первоочередную задачу – привлечь родителей в школу, заставить работать сообща, отвлечь от сайтов интернета. Приходилось неоднократно устраивать «ликбез» с играми, тренингами, мастер – классом для родителей. Весело стали проходить классные мероприятия, особенно мне и детям понравилась Масленица, где родители сами разработали сценарий, накрыли столы, оплошали лишь в одном, чучело Масленицы сделали из влажной соломы. Видела как гордились дети особенно активными родителями в походе, на рыбалке, при моделировании шляп к 8 марта. Очень помогла мне проектная деятельность учащихся. Тяжело все начиналось – со стонов родителей, возмущений. Ничего! Воз сдвинулся с мертвой точки! Приходят, звонят, консультируются, переживают. Вот и хорошо!
Я же – учитель!
Ребенок может сказать: «Я этого делать не буду, не умею, не знаю!», - а вот помочь ему дойти до высшей ступеньки, преодолеть все и с гордостью произнести: «Как же это просто!» - моя профессиональная задача. Я – учитель.
Господи, дай мне сил изменить то, что я изменить в силах; смириться с тем, чего я не могу изменить. И самое главное – отличить одно от другого!
Спустя пятьдесят лет уже не будет иметь никакого значения то, какой у меня был автомобиль, в каком доме я жила, сколько денег у меня было или как выглядела моя одежда. Но, возможно, этот мир станет чуточку лучше благодаря тому, что я, как учитель, была важным человеком в жизни хотя бы одного ребенка.






























Материалы на заочный тур I (муниципального) этапа конкурса
«Учитель года – 2015»
«ИНТЕРНЕТ- РЕСУРС»
эссе на тему : «Я –учитель»
составитель Сечина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
Нижнегорской общеобразовательной школы I-IIIступеней №2





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315