Родительская гостиная Развиваем речь ребёнка посредством игр на развитие творческих способностей.


Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с использованием игр творческого характера».
Цель:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах
речевого     развития            детей.
Задачи:
Повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
 Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
  Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
    Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого. 
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи.
   Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Мы предлагаем вам ознакомиться с основными и часто распространёнными играми, направленными на развитие творческих способностей, которые отражаются в разнообразных формах речевой активности детей. Игры можно проводить дома наедине с ребенком или всей семьёй (предлагаем проиграть некоторые из них родителям).
Игра «Да-нетка». (1-й и 2-й варианты – авторские разработки)
Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза;  умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.
Ведущий - педагог или ребёнок загадывает звук (слово). Дети задают вопросы, используя схему. Ведущий отвечает только «да» или «нет».
1вариант: Отгадывание задуманного слова (из предложенных слов).
В этом слове есть звук П? (нет) – убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук А? (да) – оставляются слова, в которых последний А. И т.д. 
2 вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок). Может быть загадан звук в одном слове. Дети задают вопросы: «Это звук гласный? Звонкий? Мягкий? И т.д. По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы.
 Есть ещё варианты, когда  игру можно использовать и по значению слов.В этих случаях детей учат задавать вопросы такие, как: «Это живое? Это рукотворный предмет? Посуда? И т.д.
Игра «Строители слова» (приём эмпатии)
Цель: Формировать навык фонематического анализа. Учить задавать вопросы, правильно их строить, слушать и слышать друг друга, обращаться вежливо.
Детям предлагается назвать в слове по порядку звуки и превратиться в буквы их обозначающие. Дети, которые «не превратились», берут интервью у детей «букв». Например: «Скажите, пожалуйста», [Н], вы гласный или согласный звук? (ответ: я согласный.). А у вас есть друзья? (ответ: «да, я дружу с [О]» - если это слово «нос»). Скажите, пожалуйста, [С], в каких вы ещё словах бываете? И т.д.
 Игра «Теремок» (по аналогии со сказкой.)
1-й вариант (авторская разработка). Цель: Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, учить характеризовать звук по все его параметрам.
Дети исполняют роль звука – буквы. Свою роль узнают, доставая из «чудесного мешочка» объёмные буквы (или определяют букву по наждачной бумаге, или надевают маску буквы, или др.). Педагог начинает сказку: «Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок. Как по полю – полю, буква бежит, у ворот остановилась и стучит»… Слово, которое «живёт в теремке» может быть известно детям. Педагог заранее сообщает, что в теремке решило поселиться слово…, тогда дети сами определяют, кому бежать к теремку первым, 2 –м и т.д.  А также слово может быть и неизвестно, тогда педагог называет, какая «буква» первой бежит, 2 – ой и т. д. А в конце дети читают полученное слово. Каждая приходящая в теремок «буква» рассказывает о себе (какой звук она обозначает) и просится в теремок.
Другой вариант этой игры – когда дети «превращаются» в предметы и приходят в теремок по принципу схожести-непохожести. Дети сами определяют, чем они похожи на предыдущий предмет. Например, в теремочке живёт гвоздь. «Я – карандаш, - говорит ребёнок, - я такой же острый, как ты гвоздь. Пусти меня к себе жить». «А я – стол деревянный, как карандаш» «Я – самолёт. Моё название начинается на звук С, как и у слова «стол» И т.д.
Игра «Пресс-конференция»
Цель: формирование фонематических процессов, развитие коммуникативных навыков.
Эту игру можно организовать при работе над любым звуком. Часть детей становятся корреспондентами. Они задают вопросы другой части детей, которые по выбору выполняют роль слов, подобранных на звук (например: [ш] – шкаф, шуба, шалаш и т.д.). Дети учатся задавать вопросы, обязательно давать ответ – реальный или фантастический. (Например, скажите, пожалуйста, шкаф, какие вещи хранятся  внутри вас? И т.д.) На таких занятиях целесообразно использовать магнитофон или видеокамеру – это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе «пресс конференции» (по видео или аудиозаписи).
 Игру можно организовать по любой лексической теме («Посуда», «Мебель», «Птицы», «Домашние животные» и другие)
 Игровое упражнение «Волшебные очки».
Цель: формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательными. Детям предлагается надеть очки разного цвета (формы), нарисовать (или просто назвать) предметы на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака.… Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т.д.
 Игра «Сказка-калька».       (Идея Дж. Родари)
Цель: формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.
Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети.
 Игра «Рассказ из слова». (Метод ТРИЗ – синектика, символическая аналогия).
Цель: формирование навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи.
 Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук  - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ. Например:
           М        А        К
           Мама            автобус                кот
Рассказ детей: Однажды мама отправилась погулять. Она ходила по улицам и смотрела по сторонам. Ножки у неё устали и она села в автобус. Долго мама ехала и вдруг увидела кота.  У него не было хозяина, и мама взяла его к себе. Она назвала его Пушок.. Более сложный вариант, когда в рассказе обязательно необходимо задействовать или сделать главным героем, тот предмет, который обозначили ключевым словом. Когда дети затрудняются в придумывании слов на звуки, можно подготовить картинки и помочь им отобрать нужные.
 Обратная игра «Рассказ в слово» (авторская разработка)
 Педагог (а затем это могут делать и дети) предлагает послушать рассказ и записать первые буквы слов, которые он произнесёт громко (тихо, нараспев и т.п.) Например:
Ослик встретил Собачку. И угостил её Арбузом. (ОСА)
 Игра «Зашифрованная буква» (символическая аналогия) – авторская разработка.
Цель: формирование фонематических процессов, закрепление буквы; развитие воображения.
Буква зашифровывается (зарисовывается) по предмету (в – варежка, …),
по признаку (п – пушистая, полосатая, к – кудрявая…),
по действию (д – дрожит, п – ползёт, с – смеётся…).
Дети не только запоминают образ буквы, но и учатся подбирать слова
(предметы, признаки, действия) на звук, соответствующий данной букве,
развивается их творчество, воображение, так как нужно придумать,
как изобразить, чтобы было видно, например, что буква П пушистая.
Игровое упражнение «Чья это тень?»
Цель: развитие умения определять наличие звука в слове, формирование фонематических представлений. Тени можно показывать детям на стене, используя лампу как прожектор. Детей лучше посадить на ковёр ближе к стене, подальше от лампы – в этом случае они не будут видеть предметов. Между стеной и лампой располагают предмет, отбрасывающий тень. Дети отгадывают, что за предмет. Ориентир для них – наличие в слове какого-либо звука.
Можно использовать контуры предметов на карточках.
«Волшебный телевизор» 
Цель: формировать фонематические процессы; системные знания о единицах языка; упражнять в анализе слогов, слов, предложений…
ОБРАЗЕЦ:  Прошлое: слог «ку»      Система: слово «кубик»                    
 Будущее: предложение: «кубик лежит на столе» Надсистема: рассказ
  Мы используем 9-тиэкранное прозрачное пособие, в которое  вставляем по  мере ответов картинки, символы (звуков, слогов, слов, предложений), рисунки детей .В центре – система (С). Сверху – надсистема (НС) – то, к чему относится данная система. Снизу – подсистема (ПС)– то, из чего состоит данная система. Слева – прошлое системы. Справа  - будущее системы.
      Необязательно задействовать сразу все экраны, достаточно поэтапно, фрагментарно, вставлять элементы системного подхода к предмету изучения. Можно оттолкнувшись от заполнения одних экранов, плавно перейти к другой теме занятия, заодно повторив предыдущую.
    С помощью системного оператора можно рассмотреть  предмет или явление по любой лексической теме. Например, цыплёнка. Его надсистема – птенец домашней птицы. Подсистема – голова, туловище, клюв, гребешок, пух….В прошлом – это было яйцо, которое состояло из белка, желтка и скорлупы. В будущем –  это петух или курица и т.д.
   Это научит ребёнка мыслить системно и развивать связную речь.
 Литература:
"Педагогика+ТРИЗ" N3, 1997, Гомель, Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
А.М.Горчакова. Формирование фонематических процессов //Логопедия – 2003 № 1-2
 Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ – РТВ «Росток» для детей дошкольного возраста. Обнинск: 1995г
Страунинг А.М. Методы активизации дошкольников. Обнинск: 1996г.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. /Наука 1991г.