Конференция Вклад М.В.Ломоносова в развитие географии.

Сценнарий внеклассного мероприятия
«Научно-практическая конференция, посвящённая М.В.Ломоносову.»
СЛАЙД 1 ,2
Ведущий1,2
О Ломоносов, бог познанья!
Мы отдаём тебе признанья.
Ты наш учёный, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют.
Нет, ты не бог,
Не наделён божественной ты властью.
Но разумом божественных высот достиг,
О Человек, что испытал всё и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты чудо-Человек!
«Широка прозрачность неба,
Отражённая в светлой реке.
Что тебе надо от жизни – потребуй
И в детском сожми кулаке,
Как сжимаешь ты гальку плоскую
Перед тем, как её швырнуть
И следить, считая полоски,
Которыми чертит она волну.
Ухвати облака кулаками,
Белоголовый юнец,
Встань в истории перед нами:
Буян, академик, певец».
СЛАЙД 3
Ведущий
Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале XVIII века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской жило семейство Ломоносовых.
СЛАЙД 4
Ведущий
Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Здешние крестьяне, в отличие от крепостных, назывались «черносошными», т.е. были государственными. Такие крестьяне платили «подушный оклад» - налог с каждой крестьянской души мужского пола.
Ведущий
На Севере рано началось расслоение крестьянства, и потому уже в начале XVII века здесь можно было встретить весьма зажиточных крестьян. Таким зажиточным «черносошным» крестьянином был и Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.
Ведущий
Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8(по новому стилю 19) ноября 1711 года.
СЛАЙД 5
Чтец
«Пахнет сосна,
Плещет Двина,
Память всему – одна,
Год, как и тысяча лет:
Тот же прозрачный свет,
Тот же весенний лёт
Диких гусиных стай
В северный край;
Тот же осенний сбор
Ягод по склонам гор.
Тот же морозный круг,
В лунном лице испуг,
Льдины о льдину стук.
Так же по руслам рек
Издревне шёл человек».
СЛАЙД 6
Ведущий
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал всё, что было у него под рукой. У соседа нашлась славянская «Грамматика» Милетия Смотрицкого и Арифметика Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
СЛАЙД 7
Чтец.

«Выходил он маленький
Ко своей завалинке,
С Богом разговаривал:
«Почему цветы цветут,
Почему ручьи бегут?
Почему мы сами – тут?»
Вырастал он отроком,
Поддевал треску крюком,
Говорил с волной о том:
«Почему волна гремит,
Почему звезда стоит?
Почему душа горит?»
Как дорос до юноши,
Свахи кунью шубу шить
Стали, да засватывать;
Он сказал слова опять:
«Я теперь завет кладу,
Я теперь в Москву иду,
Я всему ответ найду».
ПЬЕСКА
Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.
Мальчик и отец:
– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?
– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.
Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша – повзрослевший мальчик.
– Татко, а латинскому языку где учат?
– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать
– НуСей день не без завтра
– Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет
– Татенька! А все господа многограмотны.
– Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”
– Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!
– Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.
– Татенька, государь, благослови в Москву учиться
– Ну, сынВоля твояЛюди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться”
– Татенька, не плачь!..Воля твоя
Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.
СЛАЙД 8
Ведущий 2: В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы «поступить там в ученье». С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег» и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.
Чтец 4:
«Белый стелется туман,
Крепче кружится мороз,
Вдоль заснеженных полян
Рыбный тянется обоз.
И тревожится душа
Пред неведомой судьбой.
Ты ль, Москва не хороша
С золотою головой?
Как ты встретишь пришлецов
От широкой от Двины?
Белых стен сошлось кольцо,
Стали улицы видны».
Ведущий 1: Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
СЛАЙД 9
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к наукам, но изучил латинский язык, познакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами
СЛАЙД 10
Чтец
«Ушёл я из, отчего дома
И шёл с Холмогор сюда,
Надеясь найти искомое!
Возьмёшь меня в школу? Да?
- Ты юноша вельми речивый,
Учёному это подстать,
Но сколь законны твои порывы
Желательно мне узнать:
Имя отца как?
- Василий Дорофеев
Из-под Архангельска
Ломоносов сын.
Я, domine, книгу твою имею,
Её мне земляк один
Раздобыл и оставил.
Я читал. И стою у дверей
Того, кто себя прославил
Учёнейшим из мужей.
Откроешь ли двери знанья?
Нужде мой помоги! –
Старик осмотрел в молчаньи
Полушубок и сапоги,
Под кудрями лоб упрямый,
Припухлость округлых губ
- Коли пришёл уж, откуда незнамо –
Оставайся. Мне смелый люб.
Но помни: горьки корни ученья,
Сладок лишь вкус плодов.
Михайло сел за чтенье
Среди маленьких школяров».
СЛАЙД 10
Ведущий 2: Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
СЛАЙД 11
В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников его отправили в петербургскую академию наук.
Здорово, Нева! Ты позволишь
Хить на твоих бнрегах?
Тебя я ещё не знаю,
Но сёстры с Двиною вы.-
Так Ломоносов шагает
По набережной Невы.
Он счастлив. Вызван недавно
Академией светских наук
СлАЙД 12
«И всё Михайле мало, мало –
Так воду жаждущие пьют.
Казалось, знаний не хватало,
Пробел, глядишь, то там, то тут.
И в край загадочный и дальний
Плывёт Михайло кораблём.
Весёлой чайки взмах прощальный
И к горлу подступает ком»
Осенью 1736 года трое лучших студентов, в том числе и Ломоносов, были направлены Академией наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.
СЛАЙД 13
По возвращении в Москву в 1745 году Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. СЛАЙД 14
Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.
СЛАЙД 15
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния Без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?.. .
Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, открыл атмосферу на Венере.
СЛАЙД 16
Докладчик 1 из учёного совета..
Вклад М.В.Ломоносова в развитие географии.
В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов.
Было продолжены работы по составление Атласа Российского и организация географических экспедиций.
В 1760 г. в "Записке Сенату о географических экспедициях" М.В. Ломоносов подчеркивает, что география имеет не только большое просветительное значение, но и играет огромную роль в развитии хозяйства. Там же он отмечает, что география, по сути, состоит из географии математической, физической и экономической. Таким образом, именно М.В. Ломоносов определил современное название науки
Большое внимание М.В. Ломоносов уделял изучению проблем народонаселения России. Результатом его исследований стала работа "О сохранении и размножении российского народа".
Реализуя свои научные идеи, М.В. Ломоносов непосредственно участвовал в выборе мест под строительство металлургических предприятий, уделяя при этом особое внимание наличию руды, топлива, путей сообщения и трудовых ресурсов. Таким образом, он является одним из основоположников разработки принципов размещения промышленного производства.
В 1760-1763 гг. под руководством М.В. Ломоносова были разработаны планы и маршруты нескольких географических экспедиций, которые состоялись уже после его ухода из жизни.
Подводя итог научных достижений русской экономико-географической школы в развитии экономической географии, можно сделать вывод, что их результаты стали фундаментом для последующего комплексного географического описания России и послужили основой для большинства экономико-географических исследований XVIII и XIX веков.
Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе.
По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны.
Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России.
Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии. Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.
Им был разработан проект по освоению Северного морского пути.
Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции
СЛАЙД 17-18
Докладчик 2 из учёного совета..
Вклад М.В.Ломоносова в развитие геологии и минералогии..
Он подготовил и отредактировал Минеральный каталог Кунсткамеры Академии наук, В работах Ломоносова по геологии четко сформулирована теория эволюции, лежащая в основе всех явлений природы. Великий ученый показал, что история нашей планеты представляет собой постоянный процесс эволюции
Ломоносов изучал причины и природные последствия сейсмических катастроф. Он сделал первую в истории науки попытку определить глубину очагов землетрясения высказал идею о совместном нахождении минералов.
Он верно указал роль организмов в образовании торфа, каменного угля и нефти.
Ломоносов ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горный хребет, земная ось,
Ломоносов лично произвел большое количество анализов горных пород.
Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.

Ломоносов приводил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли.
Докладчик 3 из учёного совета.. Минералогия
Развивал представления о связи минералов с вулканизмом, землетрясениями и горообразованием, о длительности геологических процессов и изменении под из действием лика Земли.
первый заговорил об атомном строении минералов, о разновозрастности рудных жил. Считал, что образование минералов, включая металлы, происходит и в настоящее время.
В честь М.В. Ломоносова названы минералы:
Ломоносовит - минерал, найденный В.И.Герасимовским в пегматитах среди содалитового сиенита в Ловозерском щелочном массиве. Минерал встречен в пластинчато-таблитчатых выделениях размером до 7 х 5 х 0,6 см. Темно-коричневый до черного, некоторые выделения розовато-фиолетовые. Ассоциирует с гакманитом, лампрофиллитом, эвдиалитом, арфведсонитом, микроклином, рамзаитом.
Беталомоносовит - минерал, обнаруженный в Ловозерском щелочном массиве, в пегматите, среди содалитового сиенита. Пластинчато-таблитчатые выделения размером до 5 х 4 х 0,3 см. Светлый, желтовато-коричневый, иногда с розовым оттенком. Ассоциирует с микроклином, эгирином, гакманитом, уссингитом, нефелином, рамзаитом, лампрофиллитом, эвдиалитом, мурманитом, сульфидами.
Докладчик 4 из учёного совета.. "О слоях земных"
Замечательная работа Ломоносова «О слоях земных» положила начало геологической науке в нашей стране. Ученый изложил в ней свои взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и встречающихся в них окаменелостей и полезных ископаемых, на образование гор, причины перемещения суши и моря и т.д.

. он стал одним из первых, кто понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.
Он первым заговорил о постоянных изменениях, происходящих в земной коре.
М. В. Ломоносов писал: «Твёрдо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как иные находим, но великие происходили в нём перемены...».
Михаил Васильевич утверждал, что остатки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря. Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля.
Он правильно объяснял образование чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов.
Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков
Докладчик 5 из учёного совета
"О размножении и сохранении российского народа"
В 1761 году, 1 ноября, в день рождения И. Шувалова, Ломоносов поднес ему одно из замечательнейших произведений своего пера. "о размножении и сохранении российского народа
Причинами уменьшения народонаселения Ломоносов считает, во-первых, браки между лицами несоответствующих лет, а также насильственные; во-вторых, запрещение жениться более трех раз; в-третьих, насильственное пострижение в монахи вдовых молодых священников и дьяконов и вообще поступление в монашество молодых людей обоего пола. Для сохранения жизни младенцев, рожденных вне брака, ученый предлагал устраивать "богаделенные дома", которые принимали бы и воспитывали бы подобных детей.
Для преодоления большой смертности Ломоносов рекомендует составить общедоступный лечебник, размножить лекарей и русские аптеки и этим уничтожить суеверное лечение волшебством и чародейством. Особенною яркостью красок блещет описание излишеств, которым русский народ предается в большие праздники.
Дальнейшие меры, которыми автор надеялся задержать уменьшение численности русского народа, сводились к искоренению драк, разбоев, к возвращению множества беглых из-за границы, к призыву иностранных поселенцев и так далее. Вообще это письмо затрагивает целую массу важных вопросов, которые и поныне остаются нерешенными.
Докладчик 6 из учёного совета Металлургия
Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов. Ломоносов рассмотрел свойства различных металлов, описал способы их получения.
Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии.
Вместе с тем Ломоносов внес целый ряд оригинальных предложений. В частности, он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов.
Производство металлов Ломоносов считал важнейшей государственной задачей.
Это он выдвинул идеи о единой, "мерзлой" оболочке планеты,
о морском и континентальном климатах,
о постоянном изменении и развитии земной поверхности,
о взаимодействии при этом внешних и внутренних сил.
Под его руководством была составлена "Полярная карта".
Огромный вклад М.В. Ломоносов внес в комплексное изучение Северного Ледовитого океана. Он создал на основе материалов камчатских экспедиций первое комплексное описание Северного Ледовитого океана и его берегов (1762 г.).
В этом описании дается верная схема движения льдов, классификация морских льдов, объяснение происхождения ископаемого льда; изложены мысли о происхождении вечной мерзлоты, вечных снегов и ледников.
М.В. Ломоносов добился организации секретной Полярной экспедиции под руководством В.Я. Чичагова (военного моряка) с целью достижения Камчатки северным путем.
Возглавив в 1758 г. Географический департамент Академии наук, Ломоносов выступает как организатор географического изучения страны,

Ведущий.
ВИКТОРИНА
«Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь.
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят».

Наблюдая за этой планетой, М.В. Ломоносов открыл на ней атмосферу. Как называется эта планета?
А) Марс Б) Венера В) Меркурий
М.В.Ломоносовым выполнены 43 мозаичные картины, до нас дошла 21. Самая значительная из них – «Полтавская баталия», её размер – 12 на 11 аршин. А сколько она весит? 80. пудов (1280 кг)
А) 300 кг Б) 1 тонна В) 2 тонны
К кому обращено Ломоносовское «Письмо о пользе стекла»?
«Неправо о вещах те думают,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающим в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от неё на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камнем дорогим, ни злату, но стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастье представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено: огонь его родитель.
А) И.И. Шувалов Б) Разумовский В) Долгорукий
Стремясь к созданию русской науки, Ломоносов столкнулся с серьезной трудностью – бедностью русской научной терминологии. Обладая огромным знанием народного и литературного русского языков, Михаил Васильевич быстро находил соответствующее русское слово для передачи научного понятия. Им введено в русский язык много понятий и терминов. Найдите одно из них:

А) Термометр Б) Шкала В) Радиан
(также им введены такие термины: удельный вес, магнитная стрелка, формула, упругость, атмосфера, барометр, промышленность, квадрат, пропорция и т.д.)
. О существовании этих островов первым высказал предположение М.В. Ломоносов. Эти догадки помора-академика подтвердились через 110 лет. Что это за острова?
А) Шпицберген Б) Новая земля В) Земля Франца Иосифа
От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (Денисовка от имени Денис.)
С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? (С десяти лет.)
Какие книги Ломоносов называл "вратами своей учёности"? («Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)
Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)
Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф.Шубина? (Оба поморы. Ф.Шубин сын дьячка Ивана Шубина, учившего Ломоносова грамоте.)
С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)
Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)
Откуда взяты эти строки: "Восторг внезапный ум пленил"? (Отрывок из самой первой дошедшей до нас оды Ломоносова на взятие Хотина, написанной в 1739 году.)
Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)
В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)
Что объединяет просветителя Н.Новикова, автора «Недоросля» Д.Фонвизина, архитектора В.Шубина? (Все они были выпускниками основанного М.Ломоносовым университета.)
. Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).
. Какого предмета не было в университете? (богословия).
Продолжите слова Ломоносова “всего труднее для учащихся” (леность, нерадивость).
Назовите крупнейшие достижения Ломоносова в области астрономии. (май 1761 - открытие атмосферы на Венере).
Каким образом связан с именем Ломоносова капитан - командор В. Л. Чичагов? (По предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначенЧичагов. Открытие Северного морского пути - обучал штурмана, заботился об оснащении экспедиции навигационными приборами).
“Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток”. Какому научному плану Ломоносов посвятил эти строки? (Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию).
Как относился Ломоносов к второгодникам? (хорошо).
Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).
Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую историю).

Созданы Ломоносовым - термометр, финифтяная печь, микроскоп, весы с чуствительностью до 5 тыс.).
В.Г.Плеханов писал, что “Ломоносову чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком” Почему? (Поморы не знали крепостничества.).
Назовите, что было названо именем Ломоносова (Горный подводный хребет в Северном Ледовитом океане; кратер на невидимой стороне Луны; одна из малых планет; минерал).
СПОР НАУК
(театрализованное представление.)
Астроном. Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрителъную трубу для видения в темноте! На протяжении всей жизни
Ломоносов интересовался астрономией. Он писал стихи о бесконечности Вселенной, создавал астрономические приборы, много времени посвятил изучению звёздного неба. В 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры через солнечный диск, учёный сделал выдающееся открытие: он обнаружил, что эта планета, подобно Земле, окружена воздушной атмосферой. Свои наблюдения он опубликовал в статье "Явление Венеры на Солнце, наблюденное в С-Петербургской Академии наук ".
Метеоролог. Да, но и метеорологом он был тоже. Ломоносов первым предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой "аэродромной машины ".
Лингвист. Разрешите две цитаты: "Языка нашего небесна красота"... О русском языке: "В нём великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского... краткость греческого и латинского". Ломоносов составил "Российскую грамматику", выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов-лингвист! Кроме того, Ломоносов знал 10 языков: русский, латынь, немецкий, французский, греческий, церковно - славянский, английский, итальянский, испанский, польский.
Металлург. Он металлург! Позвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги "Первые обоснования металлургии и рудных дел". Сколько поколений отечественных металлургов училось по этой книге! В своей химической лаборатории он исследовал пробы руд, минералов, привезённых различными экспедициями.
Демограф. Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1761 году сочинение "О размножении и сохранении народа российского ". Кстати, здесь большое внимание уделено борьбе с детский смертностью и расширению медицинской помощи населению.
Географ. Однако прошу вас не забывать, что официально с 1758 г. М.В. Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. В 1762 г. Ломоносов высказал предположение о наличии группы островов в центре Арктического бассейна, влияющих на направление морских течений. В 1948 г. Высокоширотная экспедиция обнаружила и исследовала подводный хребет, простирающийся по дну Северного Ледовитого океана от Новосибирских островов к Элемир в Канадском арктическом архипелаге. Хребет имеет протяжённость 1800 км, ширину от 60 до 200 км возвышается над ложем океана на 330-370 м, наименьшая глубина над хребтом-954 м. Хребет назван именем Ломоносова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Имя Ломоносова на карте мира

Имя Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.
1. Мыс Ломоносова. В 1849 году русский мореплаватель Г.И. Невельский нанес на карту вновь открытый им мыс на западном берегу реки Амур, к северу от Славянского залива. Именно Ломоносов призывал осваивать районы, открытые русскими замлепроходцами на берегах морей Тихого океана.
2. Горный хребет им. Ломоносова. В 1913 году Георгий Седов, начальник первой русской экспедиции к Северному полюсу, назвал именем Ломоносова самый крупный горный хребет на побережье острова Новая Земля.
3. Гора им. Ломоносова. Открытая в 1931 году экспедицией Арктического института гора на Новой Земле. Это дань работе Михаила Васильевича о происхождении гор и природных богатствах, скрытых в них.
4, 5. Горы и ледник им. Ломоносова. В 1932-39 гг. экспедиция Института океанографии СССР открыла неизвестные до тех пор горы и ледник на острове Шпицберген и присвоила им имя Ломоносова, который предусматривал проход из морей Атлантики и Северного Ледовитого океана в Тихий океан высокими широтами, т.е. мимо Шпицбергена.
6. Плато в Гренландии. В 1930-х годах шведско-советская экспедиция пересекла Гренландию с востока на запад и открыла в центре острова обширное плато. Ломоносов был почетным членом Шведской академии наук за трактат «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях».
7. Бухта им. Ломоносова. В 1940 году гидрографическая экспедиция на шхуне «Ломоносов» исследовала район берега Лаптева и назвала именем Ломоносова безымянную бухту. В наше время Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан – регулярно действующая магистраль, как и мечтал Михаил Васильевич в свое время.
8. Подводный хребет им. Ломоносова. Открытый в 1948 году, хребет тянется на 1800 км от материковой отмели Азии через Северный полюс к материковой отмели Америки, и разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины.
9. Горный хребет им. Ломоносова. В Антарктиде советской экспедицией открыт горный хребет в 1961 году
10. Течение им. Ломоносова в Атлантическом океане. В 1959 году эксепедиция Морского гидрофизического института УССР открыла в тропической Атлантике мощное подверхностное течение под Южным Пассатным течением и назвала его в честь первого русского океанолога.
11. Село Ломоносово. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово.
12. Город Ломоносов. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов. Здесь Ломоносовым была основана знаменитая лаборатория и стекольная фабрика. Здесь Михаил Васильевич создал технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру оптических стекол и хрусталя.
13, 14. Гавань и отмель им. Ломоносова. Гавань на Балтийском море у города Ломоносов, отмель на Финском заливе.
15. Кратер Ломоносова на Луне. В память об астрономических исследованиях и открытиях Ломоносова в 1961его именем назвали кратер на Луне.
слава о гении архангельского помора вышла за пределы планеты Земля.
Ведущие, все участники.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих и
Видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
10 Российская земля рождать.








13PAGE 15


13PAGE 141615