Судьба русской женщины в литературе ХIХ века


Статья для учащихся 10-11 классов
Судьба русской женщины в литературе XIX века
Биккулова Вера Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 5 г.Владивостока»
Русские писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел ее по-своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения.
Читая художественные произведения, поражаешься душевной красоте русских женщин, но очень часто судьба их трагична, и это обусловлено различными обстоятельствами. Трагикомична судьба Софьи из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Татьяна Ларина нашла в себе силы произнести самые мужественные и мудрые слова:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»
Ф. М. Достоевский утверждает, что свой отказ Татьяна твердо высказала Онегину, «как русская женщина», в этом её апофеоз.
Список героинь разного сословия можно продолжить:: это и княжна Мери в романе «Герой нашего времени», Грушенька в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», русские женщины в творчестве Н. А. Некрасова .В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского интересует судьба бедных людей, зашедших в тупик полного отчаяния, безысходного страдания. Крайняя нужда характеризуется тем, что «идти больше некуда». Мотив безысходности- самый центральный и «сквозной в романе».
Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Она приняла предложение Мармеладова, « ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова, «руку свою предложившего Катерине Ивановне, « ибо не мог смотреть на такое страдание».Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими. Она благородного происхождения, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Мармеладова. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в трактире. Катерина Ивановна же -_ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает.
Катерина Ивановна живет воображениями, мечтами, все родные отказались от нее. Изо всех сил пытается сохранить достоинство, чистоту в доме, не гнушается никакой работы, скребет и детей обмывает. Но Мармеладов чулки ее, косыночку из козьего пуха пропил. В холодной комнате она, к чахотке склонная, простудилась.
Дочь Мармеладова Соня пытается работать, но «много ли может, по- вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?» Статский советник Клопшток Иван Иванович не только денег за шитье не отдал, но даже погнал Соню, назвал неприлично. Настал момент такой, что ребятишки голодные, по три дня корки не видят, и Катерина Ивановна «не в здравом рассудке», несправедлива в гневе к Соне: « Дармоедка…что беречь? Эко сокровище!». Когда же Соня принесла тридцать целковых, Катерина Ивановна, ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись.
Как полюбить и простить мачеху, вынудившую «на такое дело пойти», загубившую тебе жизнь? Но Соня любит Катерину Ивановну, именно Соня открывает Раскольникову лучшие качества мачехи: великодушие, нравственную чистоту, стремление к справедливости, бескорыстие, жертвенную любовь к детям, тонкий вкус и чувство красоты.И Катерина Ивановна ценит, что делает Соня для детей. Мы видим целую череду сцен, в которых звучит тема вины, страдания, душевных мук мачехи. Она мечтает открыть в своем родном городе пансион благородных девиц, где Соня будет ей помощницей, говорит на поминках при всех о ее кротости, терпении, самоотверженности, благородстве, при этом громко плачет и целует падчерицу. Она готова грудью встать на ее защиту: «бросилась с когтями» на нигилиста Лебезятникова, ринулась «сорвать чепчик» с Амалии Ивановны, когда та закричала что-то про желтый билет, после обвинения Лужиным Сони в воровстве кричит: «Глупые вы, глупые… Она и желтый-то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!» Да и перед смертью Катерина Ивановна произносит слова-покаяния: «Иссосали мы тебя, Соня!» Благодаря Сониной терпеливой любви и кротости и отец, и мачеха перед смертью пытаются искупить свою вину перед ней.
Глубина духовного мира Сони раскрывается в ее взаимоотношениях с Раскольниковым. «Да ведь я Божьего промысла знать не могу…»,- произносит Соня, и из этого ответа видно, что у них принципиально разный подход к человеку: для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины». Для Сони каждый человек – творенье Божье, и жизнь его во власти создателя, перед которым он сам несет ответственность за то, достойно ли ее прожил. Поэтому вмешательство чужой воли здесь недопустимо, оно равносильно преступлению и, безусловно, будет наказано: нарушением своей гармонии с миром, чувством одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести. Именно Сонечке Раскольников решил поведать страшную тайну. Хотел найти в ней союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию.
Столько испытаний выпало на долю Сони: разлад во взаимоотношениях отца и мачехи, пьянство отца, бедственное положение, болезнь Катерины Ивановны, вынужденное падение и душевные страдания после него, убийство Лизаветы, гибель отца, обвинение Лужиным в воровстве, смерть мачехи, переживания, связанные с Раскольниковым, каторга. И весь этот груз лег на плечи девушки, физическую слабость которой автор подчеркивал неоднократно. Источник ее силы заключается в вере в Бога. «Что же я без Бога-то была?» Все перенесенные страдания в этом хрупком теле выковали мощный дух, наделили героиню мудростью. Смысл ее имени: София (греч)-мудрая. Страдания сделали характер героини сильным, стойким. Соня следует христианским заповедям: «Молиться, верить, терпеть, любить и прощать». И на каторге совершенно естественно она становится «Софьей Семеновной, матушкой», матерью всем униженным и обездоленным. Завидев Соню, «все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезненная»». Ее простота, скромность, желание делать добро ближним – всем людям, которых Бог посылает ей на пути, притягивали к ней этих «грубых клейменых каторжан».
Образ Сони написан Достоевским с величайшей любовью. Робкая, кроткая Соня нас, читателей, учит любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию. Большие нравственные требования человек должен предъявлять к себе, поле битвы Добра и Зла – душа человека, и исход ее зависит от нравственного выбора самого человека.
Судить Раскольникова может только Сонечка, и суд ее будет глубоко отличаться от Порфирия Петровича. Это суд любовью, жалостью, состраданием и человеческой чуткостью. Под христианской оболочкой тут рождается великая идея Достоевского о том, что людей спасет братское отношение друг к другу и что основу для единения людей нужно искать не в обществе сильных мира сего, а в глубинах народной России.
Совсем иная героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница». Пьеса написана в 1879 г, а как современна. Старые рамки прежнего купца страшно раздвигаются. Ему не надо залучать себе на обед «особу» и давать ей балы, он уже сам лицо, сам «особа», убеждается от чистого сердца, что он-то и есть теперь «лучший» человек на земле. Извращенность миросозерцания чудовищная, ибо над всем стояло убеждение, преобразившееся в аксиому: «Деньгами все куплю, всякую почесть, всякую доблесть, всякого куплю и от всякого откуплюсь». (По словам Ф. М. Достоевского)
В такой исторической обстановке у Островского вызрел в душе замысел сороковой, «юбилейной» по счету драмы «Бесприданница». В основе драмы – социальная тема. Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба.
В пьесе у купцов нет и следа патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Они приобрели внешний лоск просвещенности. Владельцы торговых фирм, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут последними новостями парижских газет. В мире новых купцов вывернуты наизнанку все христианские ценности, все национальные святыни. Место небесного града, нового Иерусалима, занял у них Париж с его Всемирной выставкой, венцом мечтаний. Для таких купцов стали ненужные невесты без приданного: « Сколько приданных, столько и женихов, лишних нет – бесприданницам- то и не достаёт.»Дом Огудаловых превращается в своеобразный театр, распорядителем является мать семейства Харита Игнатьевна, а невольными «актерами» ее дочери-бесприданницы, талантами которых она откровенно торгует, продавая их женихам. Не понимая и не интересуясь мыслями и чувствами дочери, мать по-своему стремится устроить счастье Ларисы и тем самым делает ее жизнь невыносимой. На полные отчаяния слова дочери об отвращении к притворству, лжи и унижения она отвечает с иронией: «Эко страшное слово сказала… унижаться». Любой ценой она готова достичь материальных выгод. Постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает от них подачки.Можно было предпочесть стиль жизни матери. Но Лариса не может принять такого образа жизни Хариты Игнатьевны, он чужд ей. Мать велит Ларисе улыбаться, а ей плакать хочется. И Лариса просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», увез подальше, за Волгу
Лариса - бесприданница, бедная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельности характера, ее душевная жизнь, довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не хочет видеть и довольно долго не может разглядеть. Отказываясь от стиля жизни матери, она готова выбирать среди пошлых поклонников.
В глазах богатых купцов дом Огудаловых желателен, он становится источником их наслаждений, удовольствий. Хотя и Васе Вожеватову частое посещение Огудаловых недешево обходится, но «за удовольствия надо платить, они даром не даются…».«Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет. Ну, а жениться, надо подумавши», - так отзываются о Ларисе знатные особы города.
Открытая жизнь в доме матери на первых порах нравится Ларисе, ибо она отвечает сути одаренной артистической натуры. Вожеватов исподволь развращает героиню: «Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда поднесу, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают… Я ей не опекун».
Но постепенно в этом мире «безлюбия» и эгоизма, чуткая и впечатлительная Лариса чувствует себя холодно и неприятно. В I действии героиня сидит на берегу Волги, кругом кипят страсти, борьба самолюбий, а она наедине со своими думами и мечтаниями. Нехотя, с трудом, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир. Ларису начинает тяготить обстановка в доме, двусмысленное отношение окружающих. Лариса так говорит о своей роли в окружающем ее обществе: «…кукла…поиграете…изломаете и бросите».
В отзывах Кнурова и Вожеватова содержится косвенное объяснение причины того, что жизнь ее складывается трудно. Они отмечают бесхитростность, искренность, отсутствие «земного… житейского», что, по их мнению, свидетельствует о неумении жить.
После отъезда Паратова она пережила любовную трагедию и вновь готова поверить в его искренность – все это обнаруживает силу чувств героини, бесхитростность, доверчивость.
Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях плохих сторон, видит их глазами романса. Влюбляется в Паратова, блестящего барина, человека широкой натуры, отдающегося искренним увлечениям.
Паратов умеет транжирить деньги с эффектом, с шумом. Ни у кого на Волге не бегает так быстро пароход, как у него, никого не дожидается на пристани такая роскошная коляска, никого другого не встречают пушечной пальбой с барж. Он идеал для Ларисы, от его бесшабашного удальства Лариса в восторге. С упоением рассказывает, как Паратов стрелял в монету, которую она держала. Болезнь времени коснулась души талантливой, но не лишенной тщеславия героини.
Однажды обманутая Паратовым, Лариса вновь, забыв все на свете, накануне свадьбы с такой же бесшабашностью уходит с ним с обеда. Наверное, в ее годы трудно устоять после таких слов. Паратова: «Очаровательница! ... потерять такое сокровище… зачем я бежал от вас? … я брошу все расчеты ,и никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моею жизнью». Обмануть себя, сбежать от страстности и силы собственной натуры, укрыться за Карандышевым – ей не удается.
В нравственных понятиях судовладелец Паратов, как Кнуров и Вожеватов, почти всегда руководствуется своими интересами. Натешившись вволю, он объявляет, что обручен с владелицей золотых приисков, а Лариса может считать себя свободной.
Паратов живет по принципу: «Найду выгоду, продам». Оставляет Ларису ради выгоды, губит ее ради легкомысленного удовольствия, готов передать ее своим приятелям.
О Ларисе говорят, ею восхищаются, претендуют на обладание ею, решают за нее будущее, а сама она все время в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса одинока, никому не нужна любовь одинокой чайки. Карандышев смешон в своем стремлении быть как они, богатые купцы. Лариса для него вещь, дорогая цена которой позволила ему возвыситься над Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым. Когда Лариса бросается к Вожеватому, с которым с малолетства знакома, еще маленькими они играли, за помощью: «Пожалей меня…поплачь со мной». Но не может Вожеватов: «честное купеческое слово дал», страдания Ларисы его не трогают. « Какая чувствительная!»- смеется он над безоглядным ее увлечением, с удовольствием рассказывает Кнурову о том незавидном положении, в котором оказалась бедная девушка после измены Паратова. Уступает Ларису Кнурову, считая, что «всякому товару цена есть», а такой «товар», как Лариса, ему не по карману.Героиня понимает,что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.
Наступает прозрение Ларисы, она подходит к обрыву и смотрит вниз, в Волгу броситься – нет сил. Словно птица с подбитым крылом, мечется она по жизни. Карандашев, пытаясь уязвить ее самолюбие, грубо бросает ей оскорбительное слово «вещь», она подхватывает на лету это слово, повторяя его много раз, как будто она уже давно искала это слово и обрадовалась, что нашла его. Нет для нее иного исхода, иного спасения, кроме смерти, которая тут же ее и настигает. Смерть, уход из этого мира - вот истинный выход. Гибель ее предрешена, подготовлена всей пьесой. И она настает. Карандышев убивает Ларису в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. «Благодарю!»- произносит она с облегчением, осознавая, что смерть выводит ее из лабиринта жизни, из которого не в силах выбраться сама. Смерть не даст ей еще больше опуститься и погибнуть нравственно.Таков последний невольный выбор бесприданницы.
Умная и талантливая, она погибает в мире, где все продается и покупается. Не зря Островский называет свою героиню Ларисой, чайка в переводе с греческого. Летала над миром на крыльях музыки между высокой поэзией и неизменной прозой. Сильная и одаренная личность гибнет в среде, враждебной проявлению чистых и высоких человеческих чувств: « Ни от кого я не видела счастья», « Я любви искала и не нашла». Ни с одним действующим лицом не возникает духовная близость или хотя бы понимание. Так завершается ее жизненная драма.Трагедия героини – трагедия одинокой души.
Нелегок был путь драмы к зрителю, к подлинному смыслу пьесы зрители пробивались с большим трудом.
Известный В.П. Буренин критик утверждал: «Драма Островского задевает одну из самых жгучих ран… печальной современности. В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях».