Урок по русскому языку во 2 классе Парные звонкие и глухие согласные звуки (Планета знаний)


Русский язык
2 класс УМК «Планета знаний»
Учитель: Маркелова Дина Владимировна, первая квалификационная категория.
Тема урока. Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и  способ их проверки.
Задачи:
Дидактические:
- отрабатывать умение находить и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце;
- учить применять полученные знания грамотного письма при выполнении самостоятельной работы;
- формировать навык правильной устной и письменной речи;
2.  Развивающие:
- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать  навык самоконтроля и самооценки;
3.  Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.
Оборудование: учебник: Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык», медиапроектор, компьютерная презентация, карточки-задания для парной и самостоятельной работы, памятки для детей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Включение в учебную деятельность
Организационный момент

Минутка чистописания.
- Все красиво встали, подровнялись. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Мы начинаем работу.
Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
- Назовите этапы нашего урока. (Минутка чистописания, работа в паре, определение темы и задач урока, физминутка, работа с учебником, итог урока).
Пальчиковая разминка. Запись числа, классная работа.
Самая первая, самая важнаяЭта буква в алфавите главная. (А)
Учитель на доске, дети в воздухе, затем в тетради.
А А А а аа ааа ааааРегулятивные :1.Формирование способности к организации своей деятельности
2. Прогнозирование
предстоящей работы (составлять план).
Личностные:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙ.Проблемная ситуация. Определение темы и задач урока.
Работа в парах.
- Будем работать в паре. Какие правила работы в паре соблюдаем?
- У вас на парте конверт с заданием. Прочитайте слова и разделите их на две группы.
Слова: Задача, роща, дуб, щавель, часы, чайка.
- По какому признаку разделили? (ча-ща пиши с буквой а).
- Прочитайте по группам. Все ли слова распределили? Почему? (Осталось слово «дуб», не относится ни к одной группе)
- Составьте звуковую схему слова ДУБ (Все дети на листочке, один у доски)
Дуб – [дуп]
- Что можете сказать про слово «дуб»? (Пишем и произносим по-разному)
- Какой звук обозначает буква б в русском языке? ([б] - [б´] )- Дайте им характеристику. ([б] - [б´] согл., зв., тв. или мяг.)
- А какой звук она обозначает в слове дуб? ([п]).
- Охарактеризуйте этот звук.  
[п] – согл., гл., тв.
- Как называется такое чередование звуков в слове, когда произносим и пишем по-разному? (это орфограмма)
- Как называется данная орфограмма? (Парная согласная по звонкости и глухости)
- Догадались, какая у нас тема урока?Тема урока: парные звонкие и глухие согласные звуки.
- Зачем нужно изучать парные звонкие и глухие согласные? (Чтобы правильно писать, быть грамотным.)
- Новая ли для нас эта тема? (Нет)
- Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с такой орфограммой? (Подобрать проверочное слово)
- Какой главный вопрос урока?
К/В Как проверить парную звонкую и глухую согласную на конце слова?
- Какая задача перед нами стоит, чему будем учиться?
Научиться проверять…(парную согласную)
Упражняться в написании…(слов с парной согласной)
Регулятивные:
Целеполагание; выполнять учебное задание в соответствии с целью
Коммуникативные:
Постановка вопросов; формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение; умение работать в паре Познавательные:
Самостоятельное формулирование темы и цели.
ΙΙΙ.Актуализация и систематизация знаний.
Работа с учебником. (с.42 №1)
Работа в паре. (с. 42 №2 по рядам)
Физкультминутка.
(зрение) - Рассмотрите ленту букв. По какому признаку разделены буквы? Какие буквы на ленте пропущены, назовите их?
- Какие звонкие согласные не имеют пары по глухости?
- Ребята, эти согласные называются сонорные.
- Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости?
Какие буквы обозначают парные по звонкости и глухости? Сколько пар?
Запишите в тетрадь.
б в г д ж з
п ф к т ш с
- Будем работать в паре.
- Задание: определите, какими парными звонкими и глухими согласными различаются слова, назовите их.
- Что обозначает слово ДРОФА? Найдите в словарике. Познавательные:
моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование, умение работать в паре
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: 
планирование своих действий.
Личностные:
Умение применять правила охраны своего здоровья.
IV. Усвоение нового материала
Словарная работа.
Наблюдение над языковым материалом.
Физкультминутка.
(подвижная)
Круглый, круглый,Сладкий, сладкий,С полосатой кожей гладкой,А разрежешь – посмотри:Красный, красныйОн внутри. (Арбуз)
- Что такое арбуз?
- Наше новое словарное слово. Запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Разделите на слоги. (Дети выходят к доске)
Какую орфограмму можно проверить? (парную звонкую согласную) Попробуйте подобрать проверочные слова.
Арбуз́, арбузы, (нет) арбуза, арбузик, арбузный.
- Как же можно проверить парную звонкую и глухую согласную на конце слова?
Чтобы проверить парную звонкую и глухую согласную на конце слова нужно:
Изменить слово – (из одного предмета сделать много)
Изменить слово – добавить слово “нет”
Подобрать родственное (однокоренное) слово – назвать ласково.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный в слове проверяй,Рядом гласный подставляй.
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд - нет льда-
Будешь грамотным тогда.
-Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный – хлопаете, глухой – приседаете. 
(Зорька, сойка, Феня, Веня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, дверь, пеньки, деньки.)Познавательные:
Анализ информации,
Создание алгоритма деятельности.
Личностные:
Осознание необходимости в новых знаний.
V. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения.
- Узнали, как проверять парную звонкую и глухую согласную на конце слова. Чему будем учиться? (Писать слова и подбирать к ним проверочные). Вы можете пользоваться памяткой, объясняя написание слова.1 слово – показ учителем на доске,
1 слово - 1 ученик у доски,
по 1 слову –2 ученика комментируют,
1 слово – самостоятельно. 1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).2) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).3) Познакомьтесь поскорей:В джунглях это – царь зверей!Всех на свете одолев,Подобрел немножко… (лев)4) Под сосною у дорожки,Кто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть – нет головы. (гриб) Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
VI.Самостоятельное применение знаний.
Самостоятельная работа с проверкой. Мы продолжаем, вставьте пропущенную букву и подберите проверочные слова к каждому слову. Взаимопроверка по образцу.жира... (в, ф) - _____
мор... (ш, ж) - _____
го... (д, т) - _____
зу… (б, п) - ______
сапо… (г, к) - ______
Личностные:
Формированиемотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в письменной форме.
VI. Информация о домашнем задании. - Д/з с.43 упр. №5 или 6 (по выбору) VII. Итог урока. Рефлексия. - Какой вопрос мы поставили в начале урока? Что нового узнали?
- Чему учились на уроке?
- Что оказалось трудным?
- Как оцениваете свою работу? (красный и зеленый карандаш)
Личностные:
Самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
Строить монологическое высказывание.