Конспект урока по русскому языку 2 класс Парные звонкие и глухие согласные


Урок русского языка по учебнику «Русский язык. 2 класс». Авторы: Л.Ф.Климанова, С. Г. Макеева УМК «Перспектива»
Тема Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме
Цель темы
Вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснить, почему парные по звонкости-глухости согласные на конце слова – это орфограмма; продолжить формировать представления детей о единообразном написании слова
Планируемые результаты Предметные. Научатся различать парные согласные по звонкости и глухости; соотносить звучание и написание слов; объяснять расхождение звучания и написания слов; находить слова, требующие проверки; использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и на конце слова.
Регулятивные. Составлять и контролировать план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками. Оценивать полученный результат по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные.
Общеучебные: Ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при составлении словосочетания и предложения из заданных слов.
Логические: Классифицировать слова по тематическим группам. Выполнять анализ текста, его структуры, составление плана.
Коммуникативные. Выражать свое мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию
Личностные. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Основные понятия Парные согласные по звонкости и глухости
Межпредметные связи Литературное чтение
Ресурсы Учебник, , тетрадь в линию
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты УУД Время
1.Организационный момент
-Здравствуйте, садитесь!
Пусть этот день принесёт нам с вами радость общения.
-Ну-ка ты, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки, и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Ученики настроились на работу, проверили готовность к уроку.
Коммуникативные УУД (активное слушание) 1мин.
2.Актуализация знаний
Чистописание. МЛЯ
Словарно-орфографическая работа
(Выборочное письмо)
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Пришли к Айболиту лечиться: корова, волчица, заяц, собака, лисица, медведь.
- Что объединяет больных доктора Айболита?
- На какие группы можно распределить животных?
- запишите названия животных, поставьте ударение, подчеркните вставленные буквы.
Закройте глазки и вспомните,
-какое слово было записано первым.
- Какое слово было записано последним? Сколько в нём слогов?
- Назовите признаки этого животного.
- Что еще знаете о медведях?
- Придумайте ассоциации, чтобы запомнить написание безударной гласной в этом слове. (Медведь любит мед, в слове медведь есть похожая часть мед, пишется буква е)
- Когда так говорят? Почему?
Медведь на ухо наступил.
Медвежья услуга.
Делить шкуру неубитого медведя. Учащиеся читают, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, работают над чистописанием.
Коммуникативные УУД (активное слушание)
Личностные УУД (положительная самооценка).
Регулятивные УУД( умение слушать в соответствии с целевой установкой, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание). 7 мин
3.Самоопределение к деятельности - Прочитайте предложение, записанное на доске.
Дети пошли собирать цветы на лук.
- Сможете нарисовать картинку к такому предложению?
- Как же быть в таких ситуациях?
Чтобы поменьше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных… Чтобы не путать звонких и глухих. 
Глухие звуки - это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. 
На конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды,
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.
Вспомните правило.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
- Сформулируйте тему и цель урока. Учащиеся, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, работают Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) 4 мин
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
с. 108. Сообщение профессора СамовароваУпр. 163 (с.108)(Один ученик работает у доски. Фронтальная проверка).Упр.164 (с. 108)
- Прочитайте загадки. Запишите их, указывая в скобках проверочные слова.
- Подчеркните буквы на конце слов-отгадок. Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) 14 мин
5. Физкультминутка Физминутка «Кот, лиса и петух»
Жили Котик (пальцы растопырили) с Петушком (руками изобразили крылья)У лесной опушки,Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)Подкралась к избушке. (Сделали руками крышу)Утащила ПетушкаЗа высоки горы, (потянулись на носочках)Утащила ПетушкаВ свою лисью нору. (Присели, спрятали голову)Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)И нору Лисы нашёл. (Присели)Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)Петю-Петю-Петушка. (Сделали руками гребешок)Живут котик с ПетушкомУ лесной опушки (руками сделали крышу)И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)Не ходит к их избушке. (Погрозили пальчиком) Выполняют физкультминутку 3 мин
6. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 165 (с.109)(Работают у доски 6 человек)
- Прочитайте слова. Какую букву надо вставить на конце каждого слова?
- Подберите проверочные слова и запишите парами по образцу. (Взаимопроверка.)
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания в печатной тетради Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) 9 мин
7. Рефлексия Выполнение заданий Учащиеся отвечают на вопросы Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) 5 мин
5. Итог
- С какой орфограммой познакомились?
- Какие упражнения оказались полезными для вас?
Домашнее задание
Упр. Учащиеся отвечают на вопросы Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) 1 мин