Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему Парные звонкие и глухие согласные


План-конспект урока русского языка
Класс: 2
Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Способ проверки парных согласных в конце слова.
Цель: формирование орфографического навыка в правописании парных согласных в конце слова.
Задачи:
Предметные: систематизировать знания о согласных звуках, познакомить со способами проверки парных согласных в конце слова и зафиксировать алгоритм действий, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), фонематический слух, орфографическую зоркость, познавательную активность.
Метапредметные: формирование УУД.
Регулятивные УУД: формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, задавать вопросы.
Личностные: интерес к изучению русского языка.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, лента букв, карточки для схемы, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организация класса.
Вхождение в тему.
2.1.Работа по ленте букв (Приложение 1).
Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.
Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы пишем, видим, а звуки мы произносим, слышим).
Что вы знаете о согласных звуках? (Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные, звонкие состоят из голоса и шума, глухие - из шума).
Назовите всегда мягкие звуки, всегда твердые.
Назовите парные согласные звуки по твердости- мягкости.
Назовите буквы, обозначающие непарные звонкие согласные, непарные глухие.
Назовите буквы, обозначающие парные согласные по звонкости- глухости.
Итог. Повторили о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки. Попробуйте сформулировать тему урока. (Согласные звуки). Точнее вы тему назовете позже.
Изложение нового материала.
Наблюдение.
Прочитайте слова.
снег глаз гриб танк лев крот
Что общего? (Имена существительные, нарицательные, мужского рода, единственного числа, один слог, обозначают предмет)
На какие группы можно разделить? (Одушевленные (кто?) и неодушевленные (что?), три буквы и три звука, четыре буквы и четыре звука, слова со звонкими и глухими согласными в конце слова).
Назовите последний звук в каждом слове. Появляется на доске запись:
cнег[к] глаз[с] гриб[п]
танк[к] лев[ф] крот[т]
Как произносится согласный звук в конце слова? (Глухо).
Дополните тему: Согласные звуки (парные согласные в конце слова) (Приложение 2).
Как правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова?( Подобрать проверочное слово).
снег глаз гриб
снега глаза грибы и т.д. Ставим ударение.
Чем отличаются слова? (Единственного и множественного числа, а значение не изменилось). Изменилась только форма слова. Подчеркнем наших помощников. Они нам помогли узнать, какая согласная пишется в конце слова.
Так как можно проверить парные согласные в конце слова? (Надо изменить форму слова, чтобы после согласного звука стоял гласный).
А можно подобрать к слову гриб другое проверочное слово, например, грибной? Значение слова изменилось? (Грибной суп, грибной дождь).
Какой звук стоит после проверяемого согласного? (Звонкий).
А слово грибок будет являться проверочным? (Так ласково называют гриб или когда маленький). Гриб, грибной, грибок – родственные слова, они имеют общую часть – гриб – и сходны по смыслу.
Как проверить парные согласные в конце слова? (Надо подобрать проверочное слово, для этого надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный).
Как на схеме это показать? (СГ, СС(звонкий)).
Буква, обозначающая согласный звук в конце слова – орфограмма.
Для чего мы изучаем эту тему?
Задачи нашего урока: научиться находить парные согласные, проверять при написании, подбирать проверочные слова, подготовиться к диктанту по теме.
Работа по учебнику.
Чтение правила, сравнение (наше правило более общее, точное и т.д.).
А что это за стрелка? (На схеме появляется вторая стрелка).
(Есть слова с парными согласными в середине слова).
Но над этой темой мы будем работать позже.
Итог (по схеме на доске, полученной в ходе урока).
Какие слова будут называться проверочными, какие – проверяемыми?
Физминутка.
Работа в парах с раздаточным материалом (Приложение 3).
Найдите звездочки со словами с парными согласными, которые нужно проверять и звездочки со словами, которые не нужно проверять.
Проверка.
Вывод по выполненному упражнению.
Создание проблемной ситуации.
Запишите слова: лу., пру., пло. .Кто прав? Почему? Запишем проверочные слова.
Вывод.
Итог урока.
Итак, сегодня мы работали над темой «Парные звонкие и глухие согласные. Способ проверки парных согласных в конце слова». Для чего? (Весь этот багаж знаний возьмем в следующий класс. Чтобы научиться грамотно писать слова с парными согласными в конце слова).
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Список литературы
Безручко, Л.В.Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка [ Текст]/ Л.В.Безручко//Начальная школа.- 2008.-№ 4.-С.20-22.
Путешествие в страну тайн [Текст]/Сост. В.Ф.Смирнов, А.В.Чирова- М.: Новая школа, 1993.-125с.
Рамзаева, Т.Г.Русский язык [Текст]/ Т.Г.Рамзаева. М.: Дрофа, 2005.-127с.
Узорова, О.В. 300 заданий и упражнений по русскому языку. [Текст]/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.- М.: Аквариум, 1998. – С. 166-197.

Приложение 1
а о у ыэ нм л рйб в г дж зъя ё юи е пфк т шс хцч щь

Приложение 3
флаг
хлеб

суп

утюги

клюв

клубы

Приложение 2
подобрать родственное слово
изменить форму слова
проверочное слово
в конце слова
парные согласные