Программа прикладного курса ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


КГУ ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «БОЛАШАК» г.СТЕПНОГОРСК
021501
Акмолинская область
г. Степногорск, 4 микрорайон, здание 135
Говорухина Лариса Валериевна
заместитель директора по научно-методической работе
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(прикладной курс)
Утверждена на заседании методического совета,
протокол № 1 от 18.09.2012 г.
Степногорск-2014 г ©

Пояснительная записка
 Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. В этом потоке новой информации бывает сложно ориентироваться, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Выйдя из стен школы, ученик должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Произошли изменения и в системе образования, которая уже ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новизна предлагаемой программы состоит в системном подходе к исследовательской деятельности, когда учащиеся через работу с первоисточниками, цитатами формулируют собственное представление о научных понятиях и углубляют его через знакомство с научной терминологией; получают возможность в течение учебного года повышать свою исследовательскую культуру и получать квалифицированную помощь в работе над исследовательским проектом.
Цель программы:  сформировать активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, личными и личностными открытиями. 
Задачи:
изучить основы методологии исследовательской деятельности;
развивать навыки работы с различными источниками информации;
совершенствовать умения по проведению и оформлению исследовательской работы;
изучить методы исследования;
развивать навыки самостоятельной поисковой работы;
способствовать развитию навыков сотрудничества;
развивать навыки критического мышления;
научить определять и ставить значимые вопросы, проясняющие
различные точки зрения и приводящие к наилучшим решениям;
овладеть навыками публичного выступления;
научить четко и эффективно выражать мысли и идеи в устной и
письменной речи.
Отличительные особенности данной программы в том, что она рассчитана на учащихся 10 -11 классов, независимо от их подготовленности к исследовательской деятельности, но может быть успешно внедрена как прикладной курс в предпрофильных классах, и факультативный курс в разновозрастных группах.
Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные, парные, аудиторные и внеаудиторные, интерактивные.
Методы и приемы: лекция, беседа, мозговой штурм, карусель, муравейник, иллюстративные методы, исследовательские методы, практикумы, проблемный метод.Ожидаемый результат
Программа ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом научного исследования. В течение учебного года каждый ученик работает над своей индивидуальной темой, которую он представляет на ежегодных школьных научных соревнованиях. Внедрение программы позволяет популяризировать работу школьных научных обществ и к концу учебного года разработать исследовательские проекты в соответствии с требованиями РНПЦ «Дарын». Так же данная программа облегчает труд учителя-предметника, т.к. помогает учащимся оформить методологическую часть проекта.
После изучения курса учащиеся должны знать:
чем учебное исследование отличается от научного;
сущность теоретических и эмпирических методов;
алгоритм написания научно-исследовательского проекта;
как сделать свое выступление интересным и запоминающимся.
Учащиеся должны уметь:
работать с источниками, находить необходимую литературу;
добывать новые знания, описывать их, формулировать предложения по их использованию;
ставить проблему, формулировать тему исследования;
формулировать гипотезу исследования;
определять цель исследования по технологии SMART;
отличать цели и задачи исследования;
оформлять проекты в соответствии с требованиями;
оформлять презентацию проекта в соответствии с новыми ИКТ;
правильно оформлять отчетность по исследованию.
Итогом изучения курса является результативность участия в научных соревнованиях школьников различного уровня.
В 2012-2014 г. в школе было подготовлено более 40 проектов, из них 12 представлено на область. Все проекты прошли экспертизу и были допущены к защите. Из них 7 проектов заняли первое и призовые места, один отмечен грамотой на республиканских соревнованиях.
Автор программы вместе с учащимися подготовила 6 проектов, из них на областных соревнованиях:
I и II место получили проекты по экономике, III место – 3 проекта в секции «История». Проект по стратификации в Казахстане отмечен грамотой на республиканских соревнованиях
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), из них теоретических часов - 8 , практических - 26.

Учебно-тематический план программы
№ Наименование раздела, темы Количество часов всего В том числе
теория практика
Раздел I. Организация исследовательской деятельности (5 часов)
1 Введение 1 1
2 Учебное и научное исследование 1 1
3 Основные понятия научно- исследовательской работы 2 1 1
4 Что надо исследовать: актуальные темы, научные открытия. Выбор проблемы исследования 1 1 Раздел II Сбор фактического материала (8 часов)
5 Работа с литературой, анализ основных идей и концепций 2 2
6 Критическая работа с данными 2 2
7 Техника хранения и систематизация материалов 2 2
8 Определение гипотезы, постановка цели исследования 2 1 1
Раздел III. Методы и средства научного исследования (13 часов)
9 Средства научного исследования 3 1 2
10 Теоретические методы исследования 4 2 2
11 Эмпирические методы исследования 6 2 4
Раздел IV. Оформление и представление результатов исследования (8 часов).
12 Оформление научной работы. 2 2
13 Навыки публичного выступления 2 2
14 Подготовка публичного выступления 1 1
15 Защита научно-исследовательских проектов 2 2
16 Подведение итогов курса 1 1
Содержание программы
Раздел I. Организация исследовательской деятельности (5 часов) Введение (1 час). Что такое наука. Зачем заниматься наукой. Цели научных исследований. Где может пригодиться полученный опыт. Какими качествами должен обладать исследователь.
Учебное и научное исследование (1 час). Определение учебного и научного исследования. Научное изучение как форма научной работы.

Основные понятия научно- исследовательской работы (2 часа). Язык науки. Научные понятия. Постановка вопросов исследования. Общая схема научного исследования.
Что надо исследовать: актуальные темы, научные открытия. Выбор проблемы исследования(1 час). Как выбрать тему исследования. Кто и что может помочь в выборе темы. Какой должна быть направленность работы: научной или практической.
Раздел II Сбор фактического материала (8 часов)
Работа с литературой, анализ основных идей и концепций (2часа). Как лучше организовать поиск материалов. Работа с интернет-источниками.
Критическая работа с данными (2 часа). Методы определения достоверности данных. 5 способов анализа по Р. Марцано. Инструменты для эффективного анализа данных.
Техника хранения и систематизация материалов (2 часа). Первичная систематизация фактического материала. Что нужно выписывать. Систематизация с помощью интернета. Какие требования предъявляются к собранному материалу. Сбор информации на НТМ.
Определение гипотезы, постановка цели исследования (2 часа). Гипотеза и правила ее построения. Цель исследования. Анализ цели по критериям SMART.
Раздел III. Методы и средства научного исследования (13 часов)
Средства научного исследования (3 часа). Материальные, математические, языковые, информационные средства. Логические средства. Законы логического мышления.
Теоретические методы исследования (4 часа). Определение метода исследования. Методы-операции и методы-действия.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.Диалектика, доказательство, метод анализа систем знаний, аксиоматический метод, индуктивно-дедуктивный метод, выявление и разрешение противоречий.
Эмпирические методы исследования (6 часов). Изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письменный), экспертные оценки, тестирование, методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта; методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент.Раздел IV. Оформление и представление результатов исследования (8 часов).
Оформление научной работы (2 часа). Правила оформления работы. Оформление таблиц, рисунков. Диаграммы, гистограммы.
Навыки публичного выступления (2 часа). Общение. Эффективное общение. Публичное выступление. Правила публичного выступления.
Подготовка публичного выступления (1 час). Доклад. Какой структуры доклада следует придерживаться. Какие дополнительные материалы следует использовать. Как лучше подготовиться к выступлению. Каких ошибок, и каким образом следует избегать.
Защита научно-исследовательских проектов (2 часа). Проведение школьных научных соревнований.
Подведение итогов курса (1 час).
Методическое оснащение программы
№ Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Приемы и методы Дидактический материал Техническое оснащение Форма подведения итогов
1 Введение 1 Групповая Мозговой штурм: „Что такое наука”
Работа в группах:
Какими качествами должен обладать исследователь:
I - интеллектуальные
II- психологические III-нравственные Высказывания мыслителей о науке, ученых Муравейник
„Зачем заниматься наукой?”
2 Учебное и научное исследование 1 Групповая Беседа
Работа в группах:
1. Обсудите принципиальные отличия учебного и научного исследований. 2. Распределите предложенные темы исследований на две группы (учебные и научные исследования)
Листы с темами исследований Заполнение листов „Что я узнал нового? Что я еще хочу узнать?”
3 Основные понятия научно- исследовательской работы 2 Групповая Работа в группах:
Получив листы с высказываниями, учащиеся на их основе должны дать свои определения следующим терминам: гипотеза, цель, задачи, метод, вопрос, надежность исследования, проблема
Сравнить свои определения с определениям из словаря Листы с высказываниями
Словари Компьютеры с доступом в интернет Сделать облако из слов на основе терминов, имеющих отношение к теме своего планируемого исследования с использованием сервиса Tagxedo.
4 Что надо исследовать: актуальные темы, научные открытия. Выбор проблемы исследования 1 Интерактивная Эвристическая беседа
Дискуссия Таблицы с определениями основополагающих вопросов, проблемных вопросов, учебных вопросов Ответы на вопросы:
Каковы „основные идеи” вашего исследования? Сформулируйте проблемный вопрос, затрагивающий суть того, что вы будете изучать в своем исследовании. Сформулируйте несколько учебных вопросов для своего исследования.
5 Работа с литературой, анализ основных идей и концепций 2 Фронтальная Экскурсия в библиотеку Выписать литературу по теме своего исследования с использованием книжного каталога
6 Критическая работа с данными 2 Фронтальная Лекция „Качественные и количественные данные”.
Самостоятельная работа: Составьте план организации информации, ее проверки, анализа и обобщения. Результаты занесите в таблицу
Этап обработки данных Действия и операции
Организация Проверка Анализ Получение выводов Компьютеры с доступом в интернет
Взаимооценива-ние
7 Техника хранения и систематизация материалов 2 Фронтальная Рассказ о работе с источниками
Практическое занятие по созданию закладок на интернет-источникамиИнструкции по работе с он-лайн ресурсом по сбору ссылок на сайте  HYPERLINK "http://www.pinterest.com" \t "_blank" Pinterest и с
он- лайн ресурсом по аккумуляции ссылок 
http://www.symbaloo.comКомпьютеры с доступом в интернет Создайте набор закладок на источники данных по теме исследования при помощи любого сервиса
8 Определение гипотезы, постановка цели исследования 2 Фронтальная Сообщающее изложение с элементами проблемностиИсследовательский метод:
Сделать анализ своей цели по критериям SMART
S – цель конкретная, потому что…
M – цель измеримая, потому что ….
A – цель достижимая, потому что…
R – цель нужная, потому что….
T – цель достижима в ограниченное время, т.к….
Взаимооценива-
ние9 Средства научного исследования 2 Аудиторная Сообщающее изложение с элементами проблемностиМетод демонстраций
Материаль-ные средства познания по предметам ЕМЦ Карусель „Что нового я узнал сегодня?”
10 Законы логического мышления 1 Групповая Решение задач на применение законов Мультимедийная презентация о законах логического мышления Интерактив-ное оборудование Презентация решений
11 Теоретические методы исследования: методы-операции 2 Аудиторная Лекция
Метод демонстраций Таблица „Методы обучения”
Фрагменты фильма „Шерлок Холмс и доктор Ватсон” Интеракти-ное оборудование Тестирование
12 Теоретические методы исследования: методы-действия 2 Аудиторная Диалогическое проблемное изложение
Практическое занятие: решение задач, ситуаций на использование методов-действий Таблица „Законы диалектики” Определение теоретических методов своего исследования
13 Эмпирические методы исследования 2 Фронтальная Диалогическое проблемное изложение
Творческая работа:
Составить кластер по теме Мультимедийная презентация „Эмпирические методы исследования” Интерактив-ное оборудование Презентация кластеров
14 Эмпирические методы исследования: методы- операции 2 Парная Творческая работа:
Создать опрос по теме исследования при помощи онлайн инструмента Google Форма. 
Инструкция по работе с онлайн инструментом Google Форма.  Компьютеры с доступом в интернет Презентация работы
15 Эмпирические методы исследования: методы-действия 2 Фронтальная Контент - анализ Схема проведения контент-анализа
Выдержки с текстами об исследовательской деятельности
Аквариум „Выбираем метод исследования”
16 Оформление научной работы 2 Фронтальная Объяснение требований к работе
Практическое занятие Компьютеры Обзор проектов учащихся
17 Навыки публичного выступления 2 Аудиторная Беседа
Упражнение: подготовка публичного выступления на заданную тему (1 минута) Видеокамера Взаимооцени-
вание выступлений
18 Подготовка публичного выступления 1 Индивидуальная
Парная Беседа
Составление плана доклада Взаимооценива-
ние19 Защита научно-исследовательских проектов 2 Коллективная Конференция Интерактив-
ное оборудование Экспертное заключение
20 Подведение итогов курса 1 Аудиторная „Горячий стул”: что я сделал хорошо, что в следующий раз нужно улучшить.
Самооценивание
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Исследовательская работа школьников". Научно-методический и информационно-публицистический журнал.
Введение в научное исследование/ режим доступа http://research.mifp.ru Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.
Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005 г
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методич. рекомендации. - М.,2006 г
Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: «Эгвес», 2005 г
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ, 2007 г
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000г
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003г
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИООwww.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии ФИЗТЕХА-ЦЕНТРА, ДНТТМ МГДД(Ю)Т и Лицея № 1553 "Лицей на Донской", при содействии корпорации Intel.
www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы
www.issl.dnttm.ru - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.