Конспект урока по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные


Русский язык 3класс
ТЕМА. Парные звонкие и глухие согласные.
Цель: закреплять знания о парных согласных звуках, умения правильно произносить и писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, умение находить слова, написание которых требует проверки и подбирать проверочное слово;
развивать фонематический слух, каллиграфические навыки и орфографические умения и навыки, словарный запас, мышление, творческую активность учащихся;
воспитывать интерес к изучению русского языка, доброжелательность, желание помогать товарищу.
Планируемые УУД:
предметные: закрепить знания о проверке слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.
Оборудование: презентация к уроку, карточки со словами, карточки с заданиями для групповой работы, разноцветные звёзды для каждого ученика.
Тип урока. Урок закрепления знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
Организация класса.
- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего настроения в этот зимний праздничный день. Сначала сядут девочки – краса этого класса, а затем сядут мальчики – его сила и мужество.
II. Самоопределение к деятельности. Мотивация учебной деятельности.
- Послушайте одну удивительную историю.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг… . Показалось им, что кто-то рыдает… . Прислушались.
-А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): «П-р-н».
И услышали радостное (но тоже непонятное): «А-ы-е.
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
На доске макет книги.


- Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы сможете назвать тему урока.
- Что у вас получилось?
- Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки эти герои?
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая, приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли девушку делать самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
- Как звали прекрасную незнакомку?
- Кто автор сказки?
- Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке?
- Тогда я вам предлагаю стать добрыми «волшебниками» и превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями).
III. Минутка каллиграфии.
- Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку.
На доске записаны буквы. Б - ? Т – Д ? – Ш З-С Г-? ?-Ф
- Что это за буквы?
- Назовите пропущенные буквы.
- Запишите парные согласные в тетрадь красиво и правильно.
- Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов?
- Как проверить написание парных согласных? Приведите примеры.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Молодцы! Мы справились с 1-м заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги.
IV. Закрепление и осмысление знаний.
Словарный диктант
- Я загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки.
Без рук рисует, Этот зверь тебе знаком -
Без зубов кусает.( мороз) Ест мышей, пьёт молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (ёж)
Хвост пушистый,
Мех золотистый, Шёл, шёл без дорог.
В лесу живёт, Где шёл, там и лёг.
В деревне кур крадёт.( лиса) До весны пролежал,
А потом убежал. (снег)
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь)
- Выделите орфограммы в записанных словах. Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.
Учитель показывает карточки со словами. Дети проверяют. Работа в парах.
- Ребята, внимательно прочитайте записанные слова и найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
- Молодцы! С этим заданием справились успешно и помогли превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку.
2) Орфографическая «зарядка»
- Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор».
Сад/т шарф/в
сторож/ш берёз/ска
гряд/ткакороп/бка
глас/зкниж/шка
кош/жкабород/тка
Запись слов с комментированием, выделение корня: Сад – сады.
Вывод. Таким образом, чтобы проверить написание парного звонкого или глухого звука в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный звук.
- Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо трудились, ребята. Настало время отдохнуть.
Физ.минутка
Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку,
Будет всё у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И, моргая, отдыхаем.
Поворачиваем шею –
Отдохнёт она скорее.
Раз, два, раз, два,
Продолжается игра.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Снова пальцы мы сожмём,
Сядем и писать начнём.
- Откроем следующую страничку. Вот и новое задание. У Золушки есть карета, есть лошади, есть кучер, но нет красивого наряда. Выполнив это задание, мы сможем превратить Золушку в таинственную незнакомку. И тогда она встретится с принцем на королевском балу.
3) Групповая работа
1 группа
Исправьте ошибки. Озаглавьте и спишите текст.
У Васьки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая. Гласки огневые, кокти цепкие. Ласкоф Васька, да хитёр. Днём на солнышке лежит и всё скаски говорит.
2 группа
Вставьте слова, подходящие по смыслу. Озаглавьте и запишите текст.
Выпал пушистый …… . Весь …. белый. Ударил сильный …... . У дома намело большой …. . Наш …. застыл. Береги ….. в большой …. .
3 группа
Запишите предложения, дополнив их словами, противоположными по значению - антонимами.
Волк – враг, а собака - …. . Дуб высокий, а шиповник …. . Дорога широкая, а тропинка …. . Клюква кислая, а малина …. . Сеяли густо, а взошло …. .
4 группа
От данных слов образуйте однокоренные слова при помощи суффикса -к-. Запишите слова парами, подчеркните парную согласную, которую надо проверить. Например, труба – трубка.
Труба, гряда, голова, корова, берёза, слёзы, шуба, ягода.
Презентация групповой работы.
- Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.
V. Итог урока.
1) Беседа
- Чему учились на уроке? (учились писать слова с парными согласными)
- Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (проверять)
- Назовите способы проверки.
- А кому мы сегодня помогли? (Золушке попасть на бал)
- Молодцы! Вы были сегодня трудолюбивы и старательны, и я довольна вашими ответами и вашей работой.
2) Домашнее задание
- Подберите слова с парными звонкими и глухими согласными на тему «Зима». Составьте небольшой рассказ, сказку или стихотворение, используя эти слова.
3) Рефлексия
- Ребята, у вас на партах лежат разноцветные звёздочки. Если вам на сегодняшнем уроке было интересно и легко, то выберите красную звезду. Если вы испытывали трудности, но смогли с ними справиться, то выберите синюю звезду. Если же вам было неинтересно и скучно, то выберите чёрную звезду.
Выбранные звёздочки прикрепляются на доске в виде праздничного фейерверка.