Рабочая программа по курсу География Оренбургской области (8-9 классы)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Утверждаю Принято Обсуждено рассмотрено
директор школы на педагогическом совете на заседании ШМО, протокол № ___ от________
____________ В.В. Павлов Протокол № ___ от _____________г. Руководитель МО_________ ( )
Приказ от _____ г. №_________




Рабочая программа по географии Оренбургской области
(8-9 класс)
на 2016 -2017 учебный год.




Составитель: Овчинникова С.В.,
учитель географии








г. Оренбург, 2016 г.
ПРОГРАММА КУРСА
« География Оренбургской области»
Пояснительная записка
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осуществить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 68 часов (1 час в неделю). Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебник "География Оренбургской области", учебные материалы и рабочую тетрадь по географии Оренбургской области, а также атлас Оренбургской области.
Целью курса является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.
Задачи курса:
сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимообусловленности природных компонентов; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития области;
научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;
развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания;
создать основу для патриотизма и любви к родному краю.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Вариативность изучения. В условиях значительного расхождения как количества часов, отводимых на изучение данного предмета, так и подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий. Со стремлением повысить вариативность изучения курса связано и то, что в некоторых случаях в данных программно-методических материалах предлагаются практические задания (например, заполнение таблиц), не вошедшие в «Учебные материалы» и «Рабочую тетрадь».
Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на формирование профессиональных навыков, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь. осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.
Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь найти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое знание. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.
Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать эту работу необходимо прежде всего с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Учить видеть в малом черты большего, в обычном – прекрасное непросто, но очень важно. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не «страну огромную», а край, где провёл детство.
Изучение географии родного края не только углубляет знания о своей «малой Родине», но и создаёт условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общественного порядка и , по образному выражению Н.Н.Баранского, «могут увидеть мир в капле воды». Это даёт возможность строить преподавание предметов базового географического образования согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому». Содержание курса построено с учётом тех знаний, которые учащиеся уже получили при изучении предыдущих курсов географии и даёт возможность углубить их за счёт его большой практической направленности. Требуемый программой географии итог обучения может быть получен лишь в результате целенаправленной работы учителя по формированию у учащихся системы знаний и приёмов учебной работы, предусматривающей развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся от темы к теме.
Программа построена с учётом требований к развивающему обучению. Содержание курса позволяет использовать проблемный подход, исследовательский характер обучения. Предлагаемая программа обладает широким кругом возможностей для реализации поставленных задач.

Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения курса учащиеся должны уметь следующее.
1. Оценивать и прогнозировать:
- изменение природных и социально- экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, проблемы сельских поселений;
- развитие хозяйства области в условиях современных экономических преобразований.
2. Объяснить:
- роль и место знаний о своём крае в решении социально- экономических задач, экологических проблем;
- влияние экономико - и физико-географического положения на особенности природы и хозяйственной жизни края;
- условия формирования и размещения крупных форм рельефа; закономерности размещения основных месторождений полезных ископаемых нашей области;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- проблемы использования земельных ресурсов области, особенности растительного и животного мира и необходимость их охраны;
- влияние климатических условий и хозяйственной деятельности населения на водные ресурсы и их рациональное использование;
- влияние природных условий на отраслевую структуру хозяйства;
- особенности размещения ведущих отраслей хозяйства и основные отрасли специализации области;
- факторы и условия размещения предприятий области;
- различия в условиях социально-экономического развития отдельных территорий;
- уникальность памятников природы и культуры Оренбуржья;
- причины географических явлений и изменения природных и хозяйственных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека на территории области.
3. Описывать:
- природные и хозяйственные объекты;
- свой административный район;
- свой населённый пункт;
- особенности народов, населяющих область.
4. Определять:
- географическое положение объектов;
- отрасли специализации территории по статистическим данным.
5. Называть и показывать:
- особенности географического положения объектов;
- структуры земной коры;
- климатообразующие факторы;
- основные виды внутренних вод;
- свойства типов почв, примеры их рационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты, транспортные узлы, памятники природы и культуры, исторические достопримечательности;
- основные народы, религии;
- примеры рационального и нерационального природопользования;
- особо охраняемые территории.
Содержание учебного предмета
« География Оренбургской области» ( 8-9 классы,68 часов)
РАЗДЕЛ I. . ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЛАСТИ. (3 ч.)

1. История географических исследований и освоения территории области (2 час)
Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХVIII-ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их заслуги.

2. Географическое положение и административно-территориальное устройство (1 час )
Размеры территории, границы, географические координаты крайних точек. Положение области относительно океанов и морей, материков и частей света, крупных физико-географических объектов. Положение на картах физико-географического районирования и часовых поясов.. Влияние географического положения области на ее природу.
Изменение территории и административных границ Оренбургского края: от губернии к области. Современное административно-территориальное деление области, его единицы- административные районы и города областного подчинения.
Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по отношению к другим важным хозяйственным и социально- политическим объектам. Положительные и отрицательные стороны Э Г П и его комплексная оценка. Изменение качества Э Г П области в различные исторические периоды и в последние годы. Заселённость области в сравнении с другими регионами и странами.

Практические работы
1. Нанесение на к/к изучаемых географических объектов, политико-административных границ области, названий и границ соседних регионов.
2. Определение по карте географических координат административного центра области, крайних точек области, своего населенного пункта, решение задач на определение времени. Определение по карте протяжности области с запада на восток, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области.
Работа с картой
1. На контур нанести границы области, подписать пограничные территории.
2. Обозначить административные районы, подписать города и райцентры.
3. Обозначить крайние точки области.
РАЗДЕЛ II. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.(31 ч)

1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые ( 5 часов)
Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность.
Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно-платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Основные горные породы и закономерности их размещения. Влияние геологического строения на рельеф.
Разнообразие полезных ископаемых области. Основные месторождения и их размещение в зависимости от геологического строения различных частей Оренбургской области. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.
Практические работы
1. Установление связи между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми на основе анализа соответствующих карт.
2. Составление геолого-геоморфологического профиля и его анализ.
3. Описание рельефа области по физической ( топографической ) карте.

Работа с картой
1. Нанести основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку.
2. Нанести месторождения полезных ископаемых

Тема 2. Климат и фенологические сезоны.( 4 часа).
Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.
Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров и фенологические сезоны года. Географические закономерности распределения тепла и влаги на территории области. Влияние рельефа на климат. Климатическая характеристика сезонов года.
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Практические работы.
1. Построение и анализ совмещенных графиков годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области. Изучение распределения тепла и влаги на основе расчета коэффициента увлажнения. Составление характеристик климата своего места жительства на основе определения основных климатических показателей по картам атласа.
Работа с картой.
1. Анализ климатических карт.
2. Определение величины коэффициента увлажнения.

Тема 3. Поверхностные и подземные воды ( 3 часа).
Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Гидрологическая характеристика важнейших рек. Основные типы озер и закономерности их размещения. Краткая характеристика озёр различного происхождения. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика.
Основные виды подземных вод области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах.
Общая оценка водных ресурсов области. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Практические работы.
Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов
(длина, площадь бассейна, падение реки, уклон). Вычисление характеристик стока рек области ( расход, годовой сток). Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний.

Работа с картой.
1. Работа с географической номенклатурой по теме.
Анализ карт атласа.

4. Почвы. ( 3 часа).
Особенности формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Строение профиля чернозёмных почв. Географические закономерности распространения почв и их характерные особенности. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области.

Практические работы.
1. Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования.»

5. Растительность и животный мир ( 6 часов).
Характеристика растительности подзон лесостепи и степи. Основные виды степной и лесостепной растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования.
Особенности приспособленности и распространения представителей животного мира степей. Характеристика основных групп животного мира обитающих на территории области – млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб и насекомых (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира.

6. Физико-географическое (природное) районирование ( 10 часов).
Ландшафтные рубежи, разделяющие равнины и низкогорья, степи и лесостепи на территории области.
Однообразные сыртовые равнины Русской равнины, мелкосопочники и высокие равнины Зауралья – крупнейшие природные комплексы области. Физико – географическая характеристика природных комплексов. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства. Оренбургский степной заповедник.
Практические работы.
Составление экологической карты области (по различным источникам)

Экскурсии.
Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.
Экологические проблемы района своего места жительства.
Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе).
Работа с картой
1. Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных.
2. Показывать и знать нахождение заповедных территорий области.
3. Составлять экологическую карту области.
4. Знать нахождение уникальных памятников природы области.


РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (34 ч)

1. ЭГП и административно-территориальное устройство ( 1час ).
Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по отношению к другим важным хозяйственным и социально-политическим явлениям. Положительные и отрицательные стороны экономико-географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и специализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП области в различные исторические периоды и в последние годы.
Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губернии к области. Современное административно-территориальное деление области, его единицы - административные районы и города областного подчинения.

2.Население ( 7 часов).
История заселения территории области и её этапы. История возникновения и заселения своего населённого пункта и района. Освоение территории представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших национальностей. Основные религии, их распространение на территории области. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области.
Миграции, их основные формы и направления на территории области. Миграционный баланс, регионы притока и оттока населения.
Динамика численности населения, причины, её обусловливающие. Естественное движение, возрастной и половой состав. Половозростная пирамида. Причины современной демографической ситуации и её особенности на территории области. Различия в показателях естественного движения по территории области и их причины. Трудовые ресурсы.. Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города.
Практическая работа
1. Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения и их анализ. Составление картограмм «Естественное движение населения области» и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ. Построение по статистическим данным диаграмм структуры занятости населения и отраслевой структуры промышленности и их анализ.
Работа с картой
На карту нанести национальный состав области.
На карту нанести районы с разной плотностью населения, сформулировать вывод о существующих различиях.

3. Материальное производство (12 часов).
Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные социально-экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства.
Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудовыми и информационно-интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих.
Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение растениеводства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных отраслей и их размещения на территории области. Развитие новых форм хозяйствования в аграрной сфере.

Практические работа.
Составление картодиаграммы «Промышленность».
Составление картосхемы «Производственные связи предприятия» (по итогам экскурсии).
3 Выбор и составление обоснования размещения в своем месте жительства предприятия на основе анализа имеющихся природных, трудовых и иных ресурсов»
4. Определите по картам районов специализации основных сельскохозяйственных культур и отраслей животноводства
Работа с картой
На контур нанести города и обозначить для них важнейшие отрасли промышленности.
На контур нанести основные центры ведущих отраслей промышленности крупных городов области.
На контур нанести сельскохозяйственные районы области. Районы возделывания основных культур.

4.Инфраструктурный комплекс и внешние связи ( 7 часов).
Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных средств связи в области.
Отрасли социальной инфраструктуры. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профессиональные учебные заведения своего административного района и места жительства.
Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней торговли.

5.Социально-экономические различия на территории области ( 2 часа).
Экономико-географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья.
Практическая работа.
Составление на основе анализа статистических данных географических характеристик одного из подрайонов области.
Работа с картой
Нанести на контур промышленные узлы, внутриобластные экономические районы.

6. Проблемы сохранения природного и культурного наследия ( 3 часа).
Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз её изменения. Основные направления охраны природы и рационального использования природных ресурсов области. Проблемы сохранения культурного наследия.

7. Обобщающие уроки (2 часа).
Свой административный район и населенный пункт. Их социально- и экономико- географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, её отражение в современном облике.
Топонимия области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края.
Практическая работа.
Составление экономико – географической характеристики своего района.
3.Сбор материала и составление топономического словаря своего места жительства.

Тематическое планирование с определением количество часов на изучение разделов курса


Разделы
Кол- во часов по программе
Кол- во часов по рабочей программе


1
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЛАСТИ.

3
3



1. История географических исследований и освоения территории области
2
2



2.Географическое положение и административно-территориальное устройство
1
1


2
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
26
31



1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
5
5



2. Климат и фенологические сезоны
3
4
Добавлен урок из обобщающих уроков.


3.Поверхностные и подземные воды.
3
3



4.Почвы
2
3
Добавлен урок контрольной работы (из обобщающих уроков)


5. Растительность и животный мир.
6
6



6. Физико-географическое районирование.
7
10
Добавлен урок контрольной работы (из обобщающих уроков) и 2 экскурсии


Итого
29
34


3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ





1. ЭГП и административно-территориальное устройство.

1
Целесообразно рассмотреть первым уроком административно-территориальное устройство области .


2.Население
7
7



3..Материальное производство
11
12
Добавлен урок контрольной работы за счёт сокращения темы 6.


4. Инфраструктурный комплекс и внешние связи

7
7



5.Социально- экономические различия на территории области
2
2



6.Проблемы сохранения природного и культурного наследия.
4
3



6.Обобщающие уроки
8
2



Итого
68
68



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Ахметов Р.Ш., Герасименко Т.И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М., 1993.
2. Ветров А.С., Попов Н.В. География Оренбургской области// Пособие для учащихся 78-х классов. Челябинск, Южно-Уральское кн.изд-во, 1971.
3. Воронов А.М., Цвирко О.В. Оренбуржье на подъеме. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1975.
4. Географический атлас Оренбургской области/Под ред. А.А.Чибилева. Оренб. кн. изд-во - изд-во ДИК. М., 1999.
5. Даркшевич Я.Н. Бузулукский бор. Чкалов, 1953.
6. Каледина О.А. Социально-экономическая география Оренбургской области//Уч. пособие для 9 класса. Оренбург, 1995.
7. Коростин Б.А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1971.
8. Мильков Ф.Н. Чкаловские степи. ОГИЗ. Чкаловское обл. изд-во, 1947.
9. Неуструев С.С. Естественные районы Оренбургской губернии. Чкаловское кн. изд-во, 1950.
10. Оренбургские степи в трудах П.И.Рычкова, Э.А.Эверсманна, С.С.Неуструева/Под ред. Ф.Н.Милькова. М.,Географгиз, 1949.
11. Очерки физической географии Чкаловской области. Чкаловское кн.изд-во, 1951.
12. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга/Под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского. Т. 5. Урал и Приуралье. СПб., 1914.
13. Русский Г.А., Фокина Л А., Пидорин А.В. География Оренбургской области//Уч. пособие для учащихся 78-х классов. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1982.
14. Соколов Д.Н. Географический очерк Оренбургской губернии. М., 1916.
15. Старцев В.С. По Южному Уралу и зауральским равнинам. Гос. изд-во географ, лит-ры, 1953.
16. Хоментовский А.С. Геологическое строение Чкаловской области// Ученые записки Чкаловского госпединститута. Вып. 4, 1949.
17. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
18. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. Челябинск: ЮУКИ, 1987.
19. Чибилев А.А. Природа Оренбургской области Ч. 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург, 1995.
20. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1996.
21. Чибилев А.А., Мусихин Г.Д., Петрищев В.П. и др. Геологические памятники природы Оренбургской области. Оренбург, 2000.
22. Чибилев А.А. Энциклопедия «Оренбуржье». Т.1. Природа. Калуга: Золотая аллея, 2000.
Ресурсы Интернета об Оренбургской области
http://www.profic.ru/orenburg
http://www.orb./ru/Admin/adm_txt.htm
http://www.smart.ru:8100/yp/orenburg
http://www.orenburg.ru/admin/
http://www.aris.ru/INFO/STAT/REG/orenburg.html


Приложение 1
Календарно-тематическое планирование

8 КЛАСС (34 ч)
Авторы программы: Р.Ш. Ахметов; Т.И. Герасименко, Кургаева Г.И., Петрищев В.П., Семёнов Е.А. – 2004 г
Учебник: А.А. Чибилев;. В.П Петрищев
География Оренбургской области. Природа. – 2006г

п/п
Дата
Тема урока
Дидактические единицы Стандарта

1

Раздел I. Формирование географического пространства области.
История географических исследований и освоения территории области.
Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале.
Знать о первых географических сведениях о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье.

2

Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в 18-20 вв. Наиболее известные исследователи, их заслуги.

Знать как образовалась Оренбургск. губерния и изменение ее границ в ХХVIII-ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края.

3

Г.П. и административно-территориальное устройство.
Изменение территории и административных границ Оренбургского края: от губернии к области.
Знать особенности экономико-географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России




4

Раздел II Физическая география
Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.
Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними.
Знать крупнейшие геоморфологические районы и их характеристику, крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе.


5

Основные этапы геологической истории.

Знать различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно-платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории.

6

Разнообразие полезных ископаемых области.
Знать о влиянии добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

7

Основные месторождения и их размещение в зависимости от геологического строения различных частей Оренбургской области.
Уметь различать четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения.

8

Различия геологического строения равнинно-платформенный и горно-складчатый частей области.
Знать о современных процессах рельефообразования и о формах рельефа, связанных с ними

9

Климат и фенологические сезоны
Область на климатической карте России.
Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.

10

Географические закономерности распределения тепла и влаги на территории области.
Знать особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат.


11

Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров и фенологические сезоны года.
Знать климатические характеристики сезонов года и о
влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


12

Оценка агроклиматических ресурсов области.
Уметь оценивать агроклиматические ресурсы области, неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

13-14

Поверхностные и подземные воды
Распределение речного стока области по бассейнам.
Знать о распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы.. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.


15

Основные типы озер и закономерности их размещения. Основные виды подземных вод.
Знать типы озер и закономерности их размещения. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Оценивать водные ресурсы области. Как влияет деятельность человека на поверхностные и подземные воды

16

Почвы.
Особенности формирования почв на территории области.
Знать условия формирования почв на территории области. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области.


17

Основные типы почв и их характеристика.
Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение.

18

Контрольная работа «Климат. Рельеф. Воды. Почвы»


19



Растительность и животный мир
Характеристика растительности подзон лесостепи и степи.

Знать природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова.


20

Основные виды степной и лесостепной растительности.
Уметь характеризовать основные зональные типы растительности..

21

Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования.
Знать редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования.

22

Особенности приспособленности и распространения представителей животного мира степей.
Знать особенности распространения представителей животного мира

23

Животный мир. Млекопитающие и птицы.
Характеристика животного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.).

24

Животный мир. Пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые.
Знать редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира.

25

Физико-географическое районирование.
Ландшафтные рубежи, разделяющие равнины и низкогорья, степи и лесостепи на территории области.

Знать разнообразие природных комплексов области и его причины. Уметь сравнивать крупные природные комплексы области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства.


26

Однообразные сыртовые равнины Русской равнины.


27-29

Мелкосопочники и высокие равнины Зауралья – крупнейшие природные комплексы области.


30

Природные комплексы местности.
Знать о изменении природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека.

31

Физико-географическая характеристика природных комплексов.

Знать основные принципы природного районирования.

32

Контрольная работа «Растит. и живот. мир. Физико-геогр. районирование»


33
34

Учебные экскурсии



КАЛЕНДАРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ГЕОГРАФИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
9 КЛАСС (34 ч)
Авторы программы: Р.Ш. Ахметов; Т.И. Герасименко, Кургаева Г.И., Петрищев В.П., Семёнов Е.А. – 2004 г
Учебник: О.А.Колодина
География Оренбургской области. Население и хозяйство – 2006г

№ п/п
Дата
Тема урока (раздела)

Практические работы
Дидактические единицы Стандарта



1


Раздел III Экономическая и социальная география.
ЭГП и административно-территориальное устройство
Оренбургская область на карте России.


Знать границы с соседними регионами, положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по отношению к другим важным хозяйственным и социально-политическим явлениям. Положительные и отрицательные стороны ЭГП и его комплексная оценка


2-3


Население
История заселения территории области и её этапы.


Знать историю заселения территории и ее освоение представителями разных народов.
Динамика численности населения. Естествен-ное движение, возрастной и половой состав, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Города.

4

Современный национальный состав населения.


Знать современный многонациональный состав населения, географию расселения крупнейших национальностей.

5

Основные религии, их распространение по территории области.


Межнациональные и религиозные отношения.

6

Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области.



Сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области

7

Миграция, её основные формы и направления.. Естественное движение.


Построение по статист данным графиков динамики численности населения и их анализ. Составление картограмм «Естественное движение населения области» и «Миграции» на основе статист данных и их анализ. Построение по статистич данным диаграмм структуры занятости населения и отраслевой структуры промышленности и их анализ.
Знать и уметь показывать миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение населения по территории. Городское и сельское население.

8

Контрольная работа «Население»




9

Материальное производство
Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России.

Составление картодиаграммы «Промышленность»
Знать уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевую структуру хозяйства и отрасли общерос-сийской специализа-ции. Современные социально-экономич. проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства.
Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудовыми и информационно-интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих.


10

ТЭК. Общая характеристика.




11

Нефтяная промышленность




12

Газовая промышленность




13

Угольная промышленность. Электроэнергетика




14.

Металлургический комплекс.
Черная металлургия




15.

Цветная металлургия.




16

Машиностроительный комплекс


Составление картосхемы «Производственные связи предприятия»


17

Химическая промышленность.
Легкая промышленность.






18

Сельское хозяйство. Растениеводство


Выбор и составление обоснования размещения в своем месте жительства предприятия на основе анализа имеющихся природных, трудовых и иных ресурсов»
Знать сельское хозяйство. Состояние и динамику производ-ства. Соотношение растениеводства и животноводства. Особенности специализации. Характеристику основных отраслей и их размещения на территории области. Историю освоения целинных земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых форм хозяйствования в аграрной сфере.


19

Животноводство. Пищевая промышленность.

Определите по картам районов специализации основных сельскохозяйственных культур и отраслей животноводства


20

Контрольная работа по теме «Материальное производство»





21- 22


Инфраструктурный комплекс и внешние связи
Транспортная система области. Развитие современных средств связи.


Знать транспорт-ную систему области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных средств связи в области.. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг. Динамика и структура внешней торговли.


23

Отрасли социальной инфраструктуры.




24-25

Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области.




26-27

Внешние экономические связи области, их формы.






28
29

Социально-экономические различия
на территории области.
Экономико-географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья.

Составление на основе анализа статистических данных географических характеристик одного из подрайонов области
Знать внутриобластные различия
Свой административный район и населенный пункт. Историю заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимику области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края.





30

Проблемы сохранения природного и культурного наследия
Исторические этапы освоения природных ресурсов территории.





31

Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь.




32

Основные направления охраны природы. Проблемы сохранения культурного наследия.




33

Обобщающие уроки
Свой административный район и населенный пункт.

Составление экономико-географического характеристики своего района


34

Топонимия области и своего места жительства.

Сбор материала и составление топонимического словаря своего места жительства.











13PAGE 14115









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615