Рабочая программа на 2015-2016 учебный год проектно-исследовательской деятельности Основы журналистики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено
Руководитель МО
_________ /Гаджиева В. И./
Протокол № ______
от « » августа 2015 г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ /Середина И. А./
от «____» 2015 г. Утверждаю
Директор
________ /Богданова Е. П./
Приказ № _______
от «____» 2015г.

Рабочая программа
на 2015-2016 учебный год
проектно-исследовательской деятельности
"Основы журналистики"
Класс: 7 «Б»
Учитель: Баранова Н. И.
Богучар
2015
Содержание программы
№ п/пОсновные разделы Страницы
1. Пояснительная записка. 3
2. Общая характеристика проекта. 3
3. Описание места проекта в учебном плане. 5
4. Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения проекта. 5
5. Содержание. 8
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 9
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 10
1. Пояснительная записка.
Программа курса разработана с учѐтом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе нормативно-правовых документов Федерального закона «Об образовании».
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неѐ необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Необходимость введения спецкурса по журналистике продиктована самой жизнью. Вступая во взрослую жизнь, школьники далеко не всегда владеют различными способами работы с информацией. Большая часть учеников, переходя в среднее и старшее звено школы, не умеет самостоятельно находить материал, грамотно обрабатывать его, вести беседу и выступать перед аудиторией. Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» призван помочь ребятам справиться с этой проблемой.
В соответствии с ФГОС ООО требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы предусматривают умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; успешные стратегии в различных ситуациях. Кроме того, обучающиеся должны овладеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; самостоятельного поиска методов решения практических задач, применения различных методов познания.
2. Общая характеристика проекта.
Журналистская деятельность - это та сфера деятельности, которая позволит максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат. Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках интеграции урочной и внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.   
Актуальность программы.
        Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
 Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ученика, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
        Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри кружка. Участие ребят в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
        Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
        Программа « Основы журналистики» способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.
        Конечно, с центральными изданиями школьная печать конкурировать не может. Но это и не является ее задачей. Нашу школьную газету можно сейчас рассматривать и как средство установления дружеских межличностных отношений среди  школьников разных классов, и как средство создания настоящего крепкого творческого коллектива, и как средство формирования общественного мнения, и как средство воспитания.         
Новизна программы.
        Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Ребята смогут пополнить словарный запас и значительно расширить кругозор. У ребят появится дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной , но и в письменной речи. Это, в свою очередь, может положительно сказаться на успеваемости по русскому языку и литературе.
        Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.
        Цель проекта - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
познакомить обучающихся с основными терминами журналистики;
дать представление о сущности журналистской профессии;
познакомить со способами сбора информации;
обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации;
формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;
учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
учить давать самооценку результатам своего труда;
обучить первоначальным навыкам работы в программе MacBook  в процессе создания школьной газеты.
Задачи:
 воспитывать в учащихся желания и умения общаться с людьми любого возраста и социального статуса; формирование чувства ответственности за выполняемую работу,
 развивать организаторские способностей, необходимые для построения эффективной работы коллектива редакции,
 развивать навыки создание и редактирования текста разной стилистической направленности.
Межпредметные связи:
 данный курс тесно связан с предметами «Русский язык» и «Литература», так как способствует повышению грамотности, развитию устной и письменной речи;
 связь с предметом «информатика» прослеживается в том, что дети учатся работать с компьютером, редактировать, макетировать и т.д.
 Курс также связан с уроками изобразительной деятельности, т. к. рисунки для газеты школьники рисуют сами.
Данная образовательная программа способствует освоению учащимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.
Формирует и развивает следующие компетентности: учебные, общекультурные, коммуникативные и компетенции личностного самосовершенствования. Отличительной чертой данного курса является интеграции учебной и внеурочной деятельности.
Воспитательный компонент программы заключается в организации сплоченного коллектива редакции, каждый ученик добровольно выбирает обязанности по силам, меняя их по степени овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Работа по выпуску газеты приучает детей к ответственности, готовит их к взрослой профессиональной деятельности.
Развивающий компонент программы заключается в создании условий для самостоятельной работы и творчества учащихся посредством практических занятий, семинаров, мастер-классов, творческих практикумов и проектной деятельности.
3. Описание места предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения проекта.
Обучающий компонент программы заключается в системе новых знаний, умений и навыков, необходимых для овладения обучающимися основами журналистского мастерства.
В результате изучения курса « Основы журналистики» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Современник»;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса « Основы журналистики» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка « Основы журналистики» школьники:
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения как к своему творчеству, так и к творчеству других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
научатся работать над выполнением заданий редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров, научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, так и качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предполагаемые результаты
Работа над выпуском газеты предполагает создание особой культурной среды редакции, формирование норм этики. Результатом успешного освоения обучающимися учебных программ, а также базовых навыков работы журналиста являются количество и качество материалов, написанных в разных жанрах за период обучения, выпуск школьной газеты. Реализация программы курса «Основы журналистики» позволит повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы, заинтересовать учащихся творческим процессом, повысить и регулировать личностную самооценку учащихся.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий:
 личностных, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; действия самопознания и самоопределения, то есть построение образа собственного «Я», выбора жизненной перспективы;
 регулятивных, включающих в себя целеполагание, прогнозирование, коррекцию, оценку, саморегуляцию;
 познавательных, включающих в себя самостоятельное выделение цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, выдвижение гипотезы;
 коммуникативных, включающих в себя постановку вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы, создание письменного документа, содержащего аргументацию за и \или против предъявленной для обсуждения позиции, умение определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.
Формы и методы работы по программе.
Для сообщения основных знаний курса применяется система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе проектирования газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Применяются такие формы работы, как социологические опросы, формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации.
Для формирования творческого сплоченного коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, мастер-классы, творческие мастерские, экскурсии.
Методы, используемые педагогом в работе, зависят от способа организации занятий:
 словесные – устное изложение, беседа, анализ текста;
 наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, исполнение педагогом, наблюдения;
 практические – тренинг, творческий практикум
 репродуктивный (в этом случае дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
 частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске);
 исследовательские (самостоятельная творческая работа).
Принципы построения программы
1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
4. Изучение интересов и потребности детей.
5. Практическое участие детей.
6. Творческий подход в решении проблемы.
Программа включает в себя 4 раздела, связанных между собой логикой формирования успешного журналиста:
1. Краткое введение в историю журналистики.
2. Основы журналистики.
3. Художественно-техническое оформление издания.
4. Редакционно-издательская деятельность.
Ожидаемый результат:
        Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты.
5. Содержание программы.
Раздел I. «Что такое журналистика?» (6 часов).
Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с историей возникновения и развития журналистики.
Задачи раздела:
 развитие познавательных способностей учащихся;
 развитие интереса к журналистике.
Темы раздела: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
Предполагаемый результат: у учащихся возникнет желание самостоятельно расширить знания по истории журналистики и применить их на практике.
Раздел II. «Я – журналист» (5 часов).
Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами журналистики, с правилами журналистики, с газетными жанрами.
Задачи раздела:
 развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
 развитие культуры делового общения;
 развитие культуры устной и письменной речи учащихся;
 воспитание любви к журналистике.
Темы раздела: Мастерская жанров. Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация (новость). Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью. Заметка.
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.
Репортаж. Фоторепортаж. Стили русского языка. Публицистический стиль.
Очерк. Эссе. Фельетон. Культура речи.
Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового общения, возникнет желание заниматься журналисткой деятельностью.
Раздел III. «Информационные жанры» (11 часов).
Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с правилами и способами оформления газеты.
Задачи раздела:
 развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
 расширение кругозора учащихся;
 формирование и развитие практических навыков оформления издания.
Темы раздела: Макет газеты. Шрифт, заголовок и рамка. Рисунок, карикатура, фотография. Делаем газету. Верстка. Типы и виды школьных газет.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области журналистики.
Раздел IV. «Моя газета» (13 часов).
Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами редакционно-издательской деятельности.
Задачи раздела:
 развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
 расширение кругозора учащихся;
 развитие умения редактировать имеющийся материал.
Темы раздела: Редактирование – это… Сам себе редактор. Сам себе читатель. Особенности журналистского труда. Маркетинговые исследования. Школьный пресс-центр.
Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере деятельности.
6. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности.
№ п/пРаздел курса Кол-во часов Виды деятельности
1 Что такое журналистика? 6 Введение в проектную деятельность. Представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
2 «Я – журналист». 5 Формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы. Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций
3 Информационные
жанры 11
Выделение материала, который будет использован в исследовании. Использование разных источников информации. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4 Моя газета 13 Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям. Умение делать выводы и заключения; умение классифицировать;
учащиеся смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере деятельности.
ИТОГО: 35 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя:
1. Литература, раскрывающая основы журналистики, справочная и энциклопедическая литература, ИКТ.
2. Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2002.
3. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2002.
4. Павлов В. Очерки истории журналистики Урала в 2 т. – Екатеринбург: УрГУ, 1992.
5. Андреева А.А. Журналистика. – Тюмень, 2004.
6. Средства ИКТ: интерактивная доска, компьютер, проектор, документ-камера.
Литература для учащихся
 Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
1. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
3. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
4. Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
5. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
6. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб., 2000.
7. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. –М., 2005.
8. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // М, 2006
Календарно – тематическое планирование проектно-исследовательской деятельности
в 7 классе (2015-2016 учебный год)
№ урока Содержание урока Кол-во часов Планируемые результаты Дата проведения
План. Факт.
Раздел I. Что такое журналистика?(6 часов)
Предметные МетапредметныеЛичностные 1 Вводное занятие. История журналистики 1 Ознакомление с направлениями деятельности проекта «Основы журналистики», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов, выбор актива кружка. Презентация Учащийся получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. 01.09 2 Роль СМИ в современном обществе 1 Формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы. Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Пионерские газеты и журналы, рассмотреть их особенности. Презентация Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Знать особенности периодических изданий для детей и подростков.
08.09 3 Газета. Виды газет 1 Обзор газет и журналов. Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. 15.09 4 Редакция газеты 1 Специализация широкая и узкая, обязанности каждого члена редакции. Тренинги «Корреспондент и респондент», «Умей слушать»
Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; производить оценку выполненной работы. 22.09 5 Понятие «детская журналистика»
1 Особенности периодических изданий для детей и подростков. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ. Практическое занятие Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Производить оценку выполненной работы.
29.09 6 Роль ученического издания в жизни школы 1 Функции журналистики. Особенности современных детских СМИ. Обзор школьных печатных изданий Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; производить оценку выполненной работы.
06.10 Раздел II. «Я – журналист»(5часов)
7 Определение линии поведения юного журналиста. Журналистская этика 1 Составление модели «Я - журналист».
Практическая работа Формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Учащийся получит возможность познакомиться с особенностями профессии журналиста, его правами, обязанности, получит представление о журналистской этике. Познакомится с видами информации, методами сбора (наблюдение, работа с документами интервью, беседа, анкетирование), научится выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, анализировать источники информации, находить источники интересной информации, работать с документами, набирать текст на компьютере, составлять публикации 13.10 8 Знакомство с законами СМИ 1 Закон РФ «О средствах массовой информации». Написание заметок о жизни школы осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. 20.10 9 Факт как основа публикации 1 Создание материалов на основе одного факта. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им 27.10 10 Сбор информации как этап работы журналиста 1 Поиск информации в установленных пределах, обработка полученной информации . Игра «Как получить информацию» формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности  потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности 10.11 11 Структура публикации 1 Научиться отбирать значимый материал.
Творческая мастерская «Бюро расследований».
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей 17.11 Раздел III. Информационные жанры (11часов)
12 Информационные жанры. Их роль и место на газетной полосе 1 Знать систему информационных жанров, их роль и место на газетной полосе. Знать понятия «газетные жанры», «полоса», «информационный голод».Сопоставление деловых газет и «желтой» прессы структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению 24.11
13
14 Интервью как способ получения информации 2 Знать способы получения интервью, особенности проведения. Уметь получать интервью, оформлять интервью на газетной полосе. Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения интервью. Классификация вопросов. Проведение учебных интервью самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению 01.12
08.12 15
16 Статья и заметка как газетный жанр
3 Виды статей. Роль и место статьи на газетной полосе. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи. Творческая мастерская выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов готовность к самообразованию и самовоспитанию 15.12
22.12 18
19 Репортаж. Признаки репортажа. Особенности репортажа. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. 2 Знать признаки и особенности репортажа, виды и типы его. Уметь определять тему репортажа. Формировать навык владения письменной речью, умение составлять текст на заданную тему. Проведение учебного репортажа объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты 29.12
12.01 20 Письмо. Письма в редакцию. Их место и роль на газетной полосе. Правила их оформления. 1 Знать правила оформления писем в редакцию. Обзор газет и журналов структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности 19.01 21-22 Информация как жанр. Виды информации. Типы информации. Формы подачи новостей.Методы получения информации. 2 Знать виды и типы жанра информации. Уметь получать информацию. Уметь грамотно подавать новости (информацию). Творческая мастерская. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты 26.01
02.02 Раздел IV. Моя газета (13 часов)
23-24 Макет газеты. Создание логотипа 2 Знать понятия «полоса», «логотип», «структура», «макетирование». «Мой проект»  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. 09.02
16.02 25 Заголовки 1 Уметь составлять интересные заголовки, выбирать наиболее выигрышный для публикации заголовок. Игра «Эпитеты».  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения 01.03 26-27 Лиды. Роль лида в написании статьи. 2 Уметь писать яркие лиды. Творческая мастерская осуществлять расширенный поиск информации вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию 15.03
05.04 28-29 Иллюстрации и фотографии 2 Правила размещения иллюстраций, приемы фотографирования. Выбор объекта самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности 12.04
19.04 30-31 Врезки. Роль врезки 2 Уметь оценить первую страницу печатного издания. Знать функции врезки на газетных полосах. Творческая мастерская самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты 26.04
03.05 32-33 Верстка номера, ее виды.
Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы. 2 Знать понятия «верстка», «композиция полосы». Уметь производить верстку материала. Формировать навык работы в программеPublisher. Творческая мастерская самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты 10.05
17.05 34-35 Конкурс газет 2 Уметь представить свою газету. Защита проектов.
Конкурс «Лучшая статья», «Лучший репортаж», «Лучший фотоснимок», «Самый активный» делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями 24.05
31.05 ИТОГО 35 ч № п/пДата Тема занятия Виды деятельности
Погружение в проект
1. 06.09.13 Журналистика как вид деятельности и профессия.итмаботыдроектом. Представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Организация деятельности.
2. 13.09.13 История газеты. Формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы
3-4. 20.09.13 Этика журналиста. Имидж
журналиста. Выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы
5-6. 27.09.13 Структура редакции. Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций

Осуществление деятельности. Школьная пресса.
7-9 Проектирование школьной
газеты Выделение материала, который будет использован в исследовании
10-13. Содержание и структура
газеты: тематика, рубрики,
полосы. Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств
14-17. Правила работы журналиста
и рекомендации по созданию
материала. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.
Основные жанры журналистики
18-20. Информационные жанры. Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям
21-23. Структура текста: заголовок,
смысловые части,
иллюстрации. Выделение материала, который будет использован в исследовании
24-26. Газетные заголовки Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
27-29. Методы сбора информации Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям. Использование разных источников информации
Номер газеты.
30-31 Этапы выпуска номера газеты.
Оформление результатов деятельности как конечного продукта. Умение делать выводы и заключения; умение классифицировать
32-33. Подготовка материалов, рубрик, полос. Подбор иллюстраций.
Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям
34. Макетирование и верстка
номера. Редактирование и
вычитка. Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям
35. Творческий практикум.
Подведение итогов за год.