Методические указания для студентов по выполнению самостоятельных работ по дисциплине


Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельных работ студентами
по учебной дисциплине
МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения
Управление персоналом
«Профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 151901 Технология машиностроения

Тольятти 2014
Согласовано
Методической комиссией
Председатель
_______________ И.В. Назайкинская
«__» _____________ 2014 г.
Разработала________Кучеренко Е.Н., преподаватель ГБОУ СПО ТМК
Рецензент ________ Костенко Н.М., преподаватель ГБОУ СПО ТМК
Методические указания предназначены для самостоятельной работы
студентов по специальности 151901 Технология машиностроения по дисциплине МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения Управление персоналом.
Методические указания призваны помочь студентам самостоятельно освоить некоторые теоретические положения и практические вопросы в области управления персоналом при организации работы структурного подразделения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Карта самостоятельной работы студента 7
Порядок выполнения самостоятельной работы студентом
Список рекомендуемой литературы 11
12
Приложения
13
ВВЕДЕНИЕ
Программа учебной дисциплины МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения Управление персоналом является составляющей частью профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.
Методические рекомендации по выполнению студентами самостоятельной работы по учебной дисциплине дисциплины МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения Управление персоналом разработаны в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения. Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной учебной дисциплине соответствует требованиям Государственного стандарта начального и среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение учебной дисциплины МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения Управление персоналом студентами предусмотрено всего 95 часов, из них лекций – 30 часов, практических занятий – 16 часов, самостоятельных занятий – 49 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой и Интернет-ресурсами на основе организации её изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к данной учебной дисциплине;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и Интернет-ресурсами
управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
установление требований к результатам изучения учебной дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания учебной дисциплины МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения Управление персоналом - дать студентам теоретические знания в области данной дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины студент:
знать:
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;
принципы делового общения в коллективе
уметь:
рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;
принимать и реализовывать управленческие решения;
мотивировать работников на решение производственных задач;
управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;
иметь практический опыт:
участия в планировании и организации работы структурного подразделения;
участия в руководстве работой структурного подразделения;
участия в анализе процесса и результатов деятельности подразделения
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций вида профессиональной деятельности 4.3.2 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения
ПК 2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения
ПК 2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по учебной дисциплине МДК 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения Управление персоналом состоят из карты самостоятельной работы студента и порядка выполнения самостоятельной работы студентом, списка рекомендуемой литературы.
В данной карте указаны наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основная и дополнительная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
Критериями оценки выполнения студентами отчетных работ являются следующие:
- оценка «5» (отлично) выставляется в случае выполнения работы и в указанный срок, отсутствия ошибок при оформлении работы, соответствия заданным требованиям, грамотно набранного текста и выполнения всех требований к работе;
- оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения и в срок всего объема работы при наличии несущественных ошибок и незначительных отклонений в работе;
- оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, но работа не соответствует заданным требованиям;
-оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены ошибки, работа выполнена крайне неграмотно и неаккуратно, ошибки устраняются с трудом.
Наименование темы или
вопроса Час Вид работы Форма контроля Дата сдачи
1 2 3 Раздел 1 Функции и задачи руководителя
Тема 1.2 Типы темперамента. Характеристика различных стилей руководителя.
Тема 1.3 Роль руководителя в создании работоспособного коллектива. Функции и задачи руководителя.
8 Выполнить презентацию на тему: «Факторы, способствующие эффективности работы подразделения: внешние и внутренние»;
Выполнить презентацию на тему: «Роль личного вклада, задачи и приоритеты руководителя» Экспертная оценка выполнения презентации
Экспертная оценка выполнения презентации Январь
Раздел 2 Управленческое воздействие на подчиненных
Тема 2.1. Принципы и задачи трансляции поведенческих стандартов к подчиненным. Принципы делового общения в коллективе
Тема 2.2. Организация командного взаимодействия. Как создать работоспособную команду.
Тема 2.3. Управление конфликтными ситуациями, стрессами и рисками. Роль руководителя в урегулировании конфликтов.
14
Выполнить презентацию на тему: «Индивидуальные и коллективные формы принятия решений»,
Выполнить презентацию на тему: «Оценка качества принятых решений»
Выполнить реферат на тему: «Мотивирующая оценка персонала».
Экспертная оценка выполнения презентации
Экспертная оценка выполнения презентации
Экспертная оценка выполнения реферата, защита реферата Февраль
март
Раздел 3 Инструменты эффективного управления
Тема 3.1. Принципы и методы управления персоналом.
Тема 3.2. Мотивация и стимулирование – инструменты эффективного управления. Материальное и нематериальное стимулирование. 8 Составить конспект на тему: «Постановка задач персоналу, организация выполнения, контроль результатов».
Выполнить презентацию на тему: «Система мотивации в соответствии с индивидуальными потребностями сотрудников» Экспертная оценка составления конспекта
Экспертная оценка выполнения презентации, представление презентации перед аудиторией апрель
Раздел 4 Кадровая политика структурного подразделения в рамках общей политики предприятия
Тема 4.1.
Сущность и методы анализа кадрового потенциала Выявление потребности в персонале. Где искать сотрудников. Внутренние и внешние резервы.
Тема 4.2.
Участие руководителя подразделения в отборе и адаптации новых сотрудников. Информационное обеспечение системы управления персоналом.
Тема 4.3.
Баланс рабочих мест и механизмы его использования. Планирование личной работы руководителя.
12 Выполнить презентацию на тему: «Делегирование, баланс ответственности и полномочий»
Выполнить презентацию на тему: «Регулирование и разрешение конфликтов в трудовом коллективе»
Выполнить реферат на тему: «Использование внутренних ресурсов руководителя как способ повышения профессиональной компетентности» Экспертная оценка выполнения презентации
Экспертная оценка выполнения презентации
Экспертная оценка выполнения реферата, защита реферата май
Раздел 5 Личная эффективность руководителя
Тема 5.1.
Личный вклад руководителя в эффективность подразделения. Самооценка и карьерный рост. 7 Выполнить конспект на тему: «Индивидуальные и коллективные формы принятия решений.
Выполнить конспект на тему: Оценка качества принятых решений»
Экспертная оценка составления конспекта июнь
Итого 49 3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОМ
По каждому вопросу, выносимому на самостоятельную работу студентам, приведены методические рекомендации.
Результаты самостоятельных работ по учебной дисциплине МДК.03.01 Организация работы структурного подразделения Управление персоналом (рефераты, конспекты, презентация) оформляются в соответствии с Правилами выполнения письменных работ
- Требования к выполнению реферата (Приложение А)
- Требования к заданиям по изучению учебного материала (Приложение Б)
4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова. - М.: ИЦ РИОР, 2010
Дементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2011
Дополнительные источники
Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013.
Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2012.
Максимова, Л.В. Управление персоналом: основы теории и деловой практикум: учебное пособие / Л.В. Максимова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009.
Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013.
Приложение А
Требования к выполнению реферата
Реферат-это высшая форма письменной работы, требующая сведения всех знаний одной проблемы (или вопроса) на основе нескольких источников.
Цель подготовки реферата: демонстрация знаний студентов по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.
Процесс работы разбивают на следующие этапы
Определить и выделить проблему.
На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему.
Провести обзор выбранной литературы.
Логично изложить материал.
Рекомендуемая структура реферата:
Введение - излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы.
Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 5-10 страниц.
Заключение - формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-2 страницы.
Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Оформление текста реферата.
Размер шрифта 14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм.
Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются в самом тексте, так [3, с. 55-56]. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Приветствуется соблюдение правил типографии.
Титульный лист реферата, оглавление
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по технологическому оборудованию).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа. Еще ниже - ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Оформление списка используемой литературы
Список литературы должен быть свежим, источники 5-7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.
Источники указываются в следующем порядке:
законодательная литература, если есть;
основная и периодическая;
Интернет-источники, если есть.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж
РЕФЕРАТ
Постановка задач персоналу, организация выполнения, контроль результатов
Выполнил: Иванов А.А,
студент группы ТОРО-11-41
Преподаватель: Кучеренко Е.Н.
Тольятти
2014
Приложение Б
Требования к заданиям по изучению учебного материала
Задания, направленные на изучение учебного материала могут содержать разные виды деятельности: конспектирование, сообщение или доклад как на бумажном носителе, так и в форме презентации.
Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, позволяющие раскрыть суть темы в достаточно понятной форме. Если в задании, связанном с конспектированием при изучении темы не прописаны рекомендации, то конспект выполняется по общим правилам.
Правила конспектирования:
прочитайте весь текст (параграф, главу);
продумайте главные положения текста, сформулируйте их в виде плана;
запишите основные положения текста своими словами, подтвердив цитатами или примерами;
объем конспекта не должен превышать 30% исходного текста.
Требования к созданию презентации
1. Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда.
2. Требования к содержанию мультимедийной презентации:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
3. Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью MicrosoftOfficePictureManager, сжатие с помощью панели настройки изображения MicrosoftOffice);
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
4. Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– длина строки не более 36 знаков;
– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
5. Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.
6. Требования к качеству навигации:
– работоспособность элементов навигации;
– качество интерфейса;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
7. Требования к эффективности использования презентации:
– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
– педагогическая целесообразность использования презентации;
– учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
8. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
9. Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.
10. На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
11. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
12. Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - правильно выполнены все требуемые в задании пункты;
оценка «4» - правильно выполнены 75% объёма работы;
оценка «3» - правильно выполнены от 50% до 75% работы.