Вводный урок в нетрадиционной форме по гуманитарным дисциплинам для студентов 1 курса


Разработка 1 урока для студентов технического и социально-экономического профилей
по дисциплине «Русский язык и литература»
1 сентября для большинства подростков – это что-то должно быть праздничное, это ожидание необычного, прям как в новый год. И поэтому хочется первый урок по своему предмету сделать незабываемым. Итак, я предлагаю разработку вступительного урока русского языка и литературы. Это урок необычный, на нем студенты 1 и 2 –ых курсов вспомнят материал не только по гуманитарным дисциплинам, но и по точным наукам, и даже, по профессии.
Тема: «День Знаний – урок Мира и Доброты»
Цель: - развивать языковой вкус, совершенствовать функциональную грамотность и формировать коммуникативные умения и навыки;
- создание позитивного настроя у студентов перед началом учебного годаОборудование: мультимедийная презентация, проектор, карточки, видеоролик, мини-грамоты
Ход занятия
Орг.момент
Целевой настрой
- Доброе утро, дорогие студенты!
Сегодня день особый -1 сентября, день знаний.
День улыбок и цветов,
День родных и мудрых слов.
Назван праздничным не зря
День начальный сентября!
П: - Сегодня урок будет необычным во всех его структурных компонентах. Вы вспомните, что проходили в прошлом году и попробуете также потренировать свой мозг на различных головоломках.
- Сейчас мы с вами сформируем несколько команд, которые будут бороться за звание лучших в знаниях, умениях.
Отборочный тур «Отгадай ребус»
П: - Предлагается задание для отборочного тура, который определит несколько человек на участие в викторине. Это будут те студенты, которые будут бороться за звание всезнайки -2016 года. Запишите слово, которое скрывается в шифровке ребуса.
Перед вами два соединенных слайда, с правой стороны выполняет 1 – вариант, слева – 2 вариант. Выполните фонетический разбор, указав только буквы и звуки. Первые пятнадцать человек, войдут в команды.
- Поздравляем тех, кто вышел в соревновательный тур. Вам предстоит доказать всем, что вы являетесь самым мудрым в познании науки, специфики, самым смекалистым. Вы те, кто может в самые непредсказуемые моменты выбрать верное решение, найти неординарный способ решения поставленной задачи.
(15 студентов делятся на 5 команд по 3 человека)
Но и остальные студенты не останутся без дела, вам предстоит сейчас определиться в одном очень нелегком выборе. На каждом столе лежит конверт, вскройте его и прочтите задание. Выполните его, к вам вернемся через несколько минут (Приложение 1).
1 раунд команд «Аббревиатура»
П: - Какие слова вы записали? (Абитуриент, студент) Вы поступили сюда, став абитуриентами нашего техникума, через месяц вы станете уже … Кем? Правильно, студентами. Дайте расшифровку слова студент по буквам.
(Примеры:
С - срочно С – сонное С – совсем С– сумасшедший Т – требуется Т – теоретически Т- теряю Т – талантливый У – уйма У – умное У - ум У – умный Д – денег Д – дитя Д - денег Д – добрый Е – еды Е - естественно Е - еды Е - ехал Н – нет Н – нежелающее Н - нет Н - на Т - тоже Т - трудиться Т - точка Т - трамвае (выступление команд, выбор самой оригинальной расшифровки слова по буквам)
Начинаем второй раунд – «Словарь студентов»
- У каждого поколения свой сленг, свои выражения. Давайте вспомним, что такое сленг? (Сленг - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей).
Многие из Вас говорят на молодежном сленге. Во втором раунде «Словарь студента» пробуйте разгадать о ком или о чем речь.
Задание: прослушайте выражение, которое взято из молодежной среды не только студентов, но и школьников и попробуйте узнать о ком говорится или на что указывается.
Абориген в учебном заведении, о ковер которого лучше не вытирать ноги (директор)
Самый «тертый калач» в техникуме (Выпускник)
Непродолжительная, но регулярная расслабуха (Перемна)
Урок, во время которого законно!! Можно подцепить вирус или поймать глюк (Информатика)
Место, где едят то, не знаю что запивают тем, не знаю чем. (Столовая)
Место, у которого можно и ответить (в том числе «за базар») и получить (в том числе по шее) (Доска)
Главный раздражитель на занятии для преподавателя, который пытается занять все внимание студента (телефон)
Место, из которого во время занятия можно выудить часть лиц, которых не достает на нем. (Туалет)
Кричалкин, бегающий все время по пятам за студентами и не дающий им спокойно побыть в тишине, как на занятии, так и во время отдыха (Мастер группы)
Безумство, хаос, кутерьма для того, чтобы выжить после трех сигналов (Эвакуация)
Секьюрити, смотрящий в холе техникума (вахтер)
- Сейчас вернемся к студентам, которые выполняли задание индивидуально, то есть назовем их болельщики.
- Какие задания у вас были? Называем быстро ответы. (выборочно можно в конце урока собрать тетради и проверить верность выполненного задания)
_ Предлагаю теперь Вам присоединиться к нам и работать вместе в команде
Третий раунд – «Ассоциация»
- У каждого человека, независимо от возраста. Социального положения и настроения, очень хорошо работает воображение. Мы иногда фантазируем. Представляем себе много нового, интересного, фантастически неописуемого, но все же включаем воображение. Следующий тур называется «Ассоциации»
Задание:
В слайдах Прези предлагаются описания реальных действий, необходимо к ним подобрать соответствующие «Крылатые выражения». Какие ассоциации вызывает картинка?
Дорога из техникума («Светлый путь»)
Очередь в буфет (Вавилонское столпотворение»)
Мастер-куратор группы («Укротительница тигров»)
Дорога к кабинету администрации («Звериная тропа»)
Отличник («Светлая голова»)
Вызов родителей («Судебные тяжбы»)
Кабинет до занятий («Райские пущи»)
Кабинет после занятий («Графские развалины»; «Развалины замка»)
Гардероб («Куликовская битва»)
Мини-буфет («Доходное место»)
Фронтальный опрос («Молчание ягнят»)
Ответ у доски («Допрос с пристрастием»)
Столовая («Рог изобилия»)
Закрытие «хвостов» («Хождение по мукам»)
Четвертый раунд – «Глубинка творческой души»
Все мы в раннем детстве любили рисовать. Рисовали и в детсаде, и в школе, и дома. И на партах, везде! Сейчас вам предоставляется такая возможность. Проявить свои творческие таланты.
Тема этого раунда – «Учительница первая моя». Вспомните свою первую учительницу.
  Задание:  Обсудите между собой, что вы будете рисовать. Изображение не должно быть слишком сложным, так как рисовать придётся с закрытыми глазами. После этого каждой паре необходимо решить, кто из них будет рисовать, а кто – объяснять, что рисовать. Первому игроку завязывают глаза, дают в руки фломастер и подводят к доске, на которой висит лист ватмана. Второй игрок внимательно следит за тем, что рисует его товарищ, и словами подсказывает ему, в каком направлении вести фломастером.
После творческой разминки предлагаю вернуться к дисциплинам общественным и вспомнить материал по литературе, арифметике и биологии
Раунд пятый – «Подсказка»
Задание: Участвуют два человека (команда). Один стоит лицом к экрану, другой – спиной и не видит, что на экране.
Один студент должен мимикой и жестами изобразить то, что написано на экране, а другой – должен правильно ответить по подсказке одногруппника
На уроке литературы надо по подсказке отгадать, что за стихотворение, причём отгадывающий имеет право выбрать автора стихов.
На уроке математики вам предлагается математическое выражение, вы должны продумать правильное решение этого примера
На уроке биологии можно выбрать раздел и выполнить три задания.
- Вот закончился наш необычный первый урок, огласите у какой мини-команды больше очков, кто является самым умнейшим в сфере научных необыкновенных открытий (Оглашение результатов)
- Уважаемые студенты, еще раз хочется поздравить Вас с началом учебного года, оставайтесь всегда на позитиве, пусть в Ваших душах и в Ваших сердцах никогда не погаснет искорка к знаниям, а со временем она станет пламенем в душе неугасимых идей и задумок. Дерзайте. Учитесь. Познавайте все новое.
Занятие окончено.
Приложение 1
ОРФОКРОССВОРД
Задание: Разместите правильно данные слова, учитывая, что пропущенные в их корнях безударные гласные открыты в сетке кроссворда.
6858009398000
По горизонтали: Выпр_миться(на линейке), од_леть (врага), созн_вать (ошибку), ф_рсить (обновкой), изв_нить (поступок), оч_ровать (зрителей), ист_щиться (т.е. уменьшиться), устр_няться (с пути), уг_сать (на ветру), разл_пить (веки), зап_сной (игрок), отт_ргаться (от тела), опов_щать (о событии), м_сти (пол), согл_датай (т.е. шпион, сыщик)
По вертикали: Исс_кать (т.е. пересыхать), уд_ляться (на покой), перем_щать (в другой отдел), от_желеть (от груза), зап_дня (для зверей), согл_шаться (с кем-либо), рассв_р_петь (от ярости), сотр_сение (мозга), остр_чить (складку), сост_влять (список), сл_паться (от усталости – глаза_, пав_док (на реке весной),д_лина, восп_ление (легких), оп_здать (на урок), восх_титься (красотой), ув_дание (цветов), понасл_ждаться (природой).
Список литературы
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016
Крылатые выражение - http://zestword.ru/krylatye-vyrazheniya
http://www.proshkolu.ru/user/Gor154/file/2781084/Презентация преподавателя русского языка и литературы – Каратановой М.Н.
В.В.Лещинская Праздники для старшеклассников – Домашняя библиотека (Аделант)
http://fictionbook.ru/static/trials/08/95/27/08952716.html#idm139991087344464