Урок по литературе на тему Литературный ринг по творчеству Ч. Айтматова


Литература 11класс
Литературный ринг.
Тема: «Нравственные проблемы в творчестве Чингиза Торекуловича Айтматова»
Цели: 1) Подготовить учащихся к восприятию творчества Ч.Айтматова 2)Развивать аналитическое мышление учащихся
3) Показать богатейшей духовный мир простого человека.
Оборудование: портрет писателя, высказывание о нем, газета, выставка книг, кроссворд, портрет матери Терезы
Ход урока:
Вступительное слово учителя. (Звучит музыка Р. Майлса)
Сегодня, ребята, мы проводили литературный ринг на тему: «Нравственные проблемы в творчестве Ч.Т.Айтматова», где вы должны раскрыть духовный мир писателя: честность нравственных позиций – не переступить, не очерстветь душою.
Соревнование будет проходить между 4-мя группами: «любители»,
«исследователи»,
«психологи»,
«знатоки»
Знакомство с жюри и «хранительницей времени»
Звучит Гонг, объявляется 1-ый раунд.
Разминка
Назовите имя главного героя «И дольше века длится день»? (Едигей)
Где и когда родился Ч.Айтматов? (12 декабря 1928 года в ауле Шекер, Кировского района, Киргизия).
В каких школах учился Ч.Айтматов? (русс.,кирг)
Назовите первый рассказ писателя?
Легендарный народный герой киргизского эпоса? (Манас)
Как называется рассказ Ч.Айтматова, написанный о войне в 1957г. («Лицом к лицу»)
Назовите саванну, где описываются действия в романе «Плаха». (Моюнкумская саванна)
Кто является главным героем в произведении «Плаха»?
Кто из родных привил любовь к родному языку? (Бабушка по отцу)
Излюбленный жанр Айтматова? (повесть).
Продолжите название произведения «Тополек…» («Тополек мой в красной косынке»)
Какие легенды описываются в « Буранном полустанке?» (легенда о красной лисице, об Ана-Беит, о манкурте)
Назовите фамилию французского переводчика «Джамили» (Луги Аргон)
Уважительное обращение к пожилой женщине, хозяйке дома (Байбиче)
Раб, который не помнит свое прошлое (манкурт)
Детские игральные кости (альчики)
Уезжая за пределы республики, Ч.Айтматов берет с собой 2 книги- какие? («Путь Абая» , «Манас»)
Какой роман был написан раньше «Плаха» или «Буранный полустанок»?
1986г 1980г
Назовите кличку синеглазой волчицы в произведении «Плаха» (Акбара)
За какие произведения Ч.Айтматов удостоен Государственной премии? («Ранние журавли», «Прощай, Гульсары», «Белый пароход», «Буранный полустанок»).
(ГОНГ) – Итог разминки
4) Объявляется 2-ой раунд :«Вертикаль мудрости».
Защита рефератов по теме:
1.«Знатоки»: «Биография Ч.Айтматова» и «Белое облако Чингизхана»
2.«Любители»: «Белый пароход» (формула нравственного человека)
3.«Исследователи»: Художественно-изобразительные средства в произведениях Айтматова
4.«Психологи»: Роман «Плаха» – крик души.
Учитель: Ч.Айтматова всегда отличает острота нравственного выбора, стремление к разоблачению духовной бедности. Он писал: «Тот день, когда я перестану беспокоиться, мучиться, искать, волноваться будет самым тяжелым днем в моей жизни».
Наркомания , деградация человека, жестокость в обращении с природой, с людьми и ростоянный страх перед военной угрозой, потеря смысла жизни, отсутствие веры, идеала – это проблемы, которые ныне актуальны. Затрагивая вышеперечисленные проблемы, Ч.Айтматов призывает быть гуманными, как Абай Кунанбаев. Адам бол! Будь человеком! Всегда и везде!
5) Звучит (ГОНГ) 3-ий раунд «Эрудиты, вперед»
1. Погружаемся в мир живописи. «Психологи» 15 век Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» 1490г.
Эта картина - стремлении художника воплотить черты идеального прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию, мы почти не видели глаз Мадонны, но ощущаем ее ласковый вздор, обращенный к младенцу. «Остановись» мгновение, ты прекрасно!- известные слова Гете. Вот и здесь: мать кормит сына, его на минуту потревожими – но нет, кажется нет или которые смогли бы разлучит их. Легко и тяжело держит мать малыша на руках, она прекрасна! В эту минуту как может быть прекрасна только кормящая мать
- В каких произведениях поднимались проблемы материнства? («Белое облако Чингизхана», «Богматерь в снегах»).
2. «Исследователи» Не всегда бывает все прекрасно. Войны сменяются миром, над землей проносятся семерчи, страны переживают взлеты и падения. И порой, люди забывают о милосердии и проявляют равно душе к чужому горно, страданию. Но есть уникальная личность – мать Тереза – сестра милосерия. Отличительная ее черта – доброта… (Далее рассказ о ней)
3. «Любители» Картина Краемского «Христос Спаситель» (рассказ о картине)
- В каких производениях поднимались проблемы о христе? (Булгаков «Мастер и Маргарита», Ч.Айтматов «Плаха»).
4. «Знатоки» (Подготовили инсценировку из произведения «Плаха»). Торг Бостона и Базарбая о покупке волчат. Чтение стихотворения «Песня»
Песня о двух погибших лебедях.
Трубят рога: скорей, скорей! –
И копошится свита.
Душа у ловчих без затей,
Из жил воловьих свита.
Ну и забота у людей –
Убить двух белых лебедей!
И стрелы ввысь помчались…
У лучников наметан глаз –
А эти лебеди как раз
Сегодня повстречались.
Она жила под солнцем – там,
Где синих звезд без счета,
Куда под силу лебедя
Высокого полета.
В спари и два крыла раскинь –
В густую трепетную синь,
Скользи по Божыим склонам, -
В такую высь. Куда и впредь
Возможно будет долететь
Лишь ангелам и стонам.
Но он и там её настиг –
И счастлив миг единый –
Но может, был тот яркий миг
Их песней лебединой…
Двум былым ангелам сродни,
К земле направились они –
Опасная повадка!
Из-за кустов, как из-за стень,
Следят охотники за тем,
Чтоб счастье было кратко.
Вот отирают пот со лбиВиновники паденья:
Сбылась последняя мольба –
«Остановись, мгновенье!»
Так пелся этот вечный стих
В пик лебединой песне их –
Счастливцев одночасья:
Они упали вниз вдвоем,
Так и оставшись на седьмом,
На высшем небе счастья.
В.С. Высоцкий

6) Итог урока. Слова жюри. Заключительное слово учителя.
В произведениях Ч. Айтматова видела озабоченность писателя за нравственную чистоту человека, за ответственность личности перед поколением. Во все времена подлинное творчество не складывается без боли за человека, без стремления активного вмешательства в разрешении насущных проблем жизнедеятельности общества.
Нудно быть добрым, любить друг друга, быть сопричастным к боли других, избавиться от зависти, эгоизма, злобы, отмщения, не состязаться в накоплении вещей, - все эти качества вызывают в человеке болезнь и приводят порой к очень тяжёлым для него последствиям, нужно хорошо понять, какой ценой мы достигаем свой «сомнительные» победы…
Вангелия ДимитровнаЛитература
Тема: Б.Л.Пастернак, Силу злобы одолеет дух добра…
Цель: 1) Знакомство уч-ся с биографией поэта, с особенностьями его творчества, с его политическими, социальным, эстетическими взглядами;
2) нравственно – эстетическое воспитание;
3) учить детей мыслить творчески, читать выразительно
Оборудование: запись стих.Б.Пастернака, портрет, свеча, лозунг, эпиграф, выставка книгХод урока
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово
Пастернак Борис Леонидова – элитарный поэт.
Сегодня о Борисе Пастернаке мы услышим много хороших слов. Но сразу же хочу сказать нельзя считать себя интеллегентным человекам не читая Пастернака! Читайте Пастернака! Вникайте в его строки. Задерживая дыхания, как при погружении на глубинку, чтобы затем увидеть наш мир «обновленным и нежным» . а не хватит дыхания – не беда, важно знать , что бывает на свете такое чудо, пусть и недоступное всем , зато воскрешающее и вызывающее человека перед огромной и жуткой неизвестностью будущего. Москвич по рождению, интеллигент по происхождению, Пастернак получил образован, Пастернак получил образования, равное которому вряд ли можно было пойти в тот период жизни.
(Эпиграф) Жить и сгорать у всех в обычае. Но жизнь тогда лишь обессмертишь. Когда ей к свету и величию. Своею жертвой путь прочертишь.
(Зажигается свеча… )
Звучит романс в исполнении Анны Герман «Горы, горы мое звезда…»
Продолжение беседы.
«Век Пастернака» - говорим мы сегодня. Уже сейчас очевидно и доказано, что наследие Пастернака входит в сокровищу русской и мировой литературы нашего вена. Оно завоевало любовь и признания самых взыскательных и строгих целителей поэзии.
Мало, мало по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Сегодня группа учащихся подготовилась по творчеству Б. Пастернака, они исследовали жизнь замечательного поэта серебряного века. Вам слово.
а) Биография
б) Творчество поэта и писателя
в) «Доктор Живаго»
Почему запрещали издавать роман Б.Пастернака? («Вложи свой меч на место, человек»)-ученица.
Далее подключается к беседе группа любителей и знатоков.
Викторина.
В каком году была присуждена Нобелевская премия Б.Пастернаку и когда и кто получил. (1958г, а получил сын через 30лет (спустя)1989г)
Каким языками в совершенстве владел Пастернак? (рус, немецким, французским, английским. )Каких писателей, поэтов переводил Б.Пастернак? (Шекспира, Шелли, Гете. Верлена и др.)Сравнительно недавно астрономы трем планетам между Марсом и Юпитерам присвоили имена русских писателей – (Ф.Достоевского, М.Булганова, Б.Пастернака)
Каму из поэтов посветил Б.Пастернак слови:
Вы снова здесь, изменчивые тени, меня тревожившие с давних пор, найдется ль какому вам воплощенье, или остыл мой молодой задор? (М.Цветавой)
Как назвал сборник стихов и поэм Б.Пастернак («Сестра мая - жизнь»)
Назовите поэмы Пастернака («Высокая болезнь», «Девятьсот пятый», «Лебтенант Шмидю», «Спекторский» )Заключительное слово учителя.
Судьба пастернака удивительна и трагична: машина репресский, не тронув практически ни разу самого поэта, безжалостно уничтожала дорогих и близких ему людей. Это о них «замученных живем», тосковала душа поэта. В конце своей жизни он сказал и о себе, что над ним глумились, он был злостно затравлен. Незадолго до смерти, в горькие минуты предельного отчаяния, поэт написал стихотворнеие, которое долгие годы не печаталось:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за много шум погони –
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей
Но и так, почти у гроба,
Верно я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Все тесней кольцо облавы…
И другому я виной :Нет руки со мною правой,
Друга сердца нет со мной!
А с такой петлей у горла
Я б хотел еще пока,
Чтобы слезы мне утерла.
Правал мае рука.
Итог.
Домашнее задание
Выучить 1 стихотворение Пастернака.