игра соревнование Брейн ринг


и требовала минимального расхода материалов. Игра - викторина «Брейн - ринг»
Цели: развитие интереса к предмету и познавательной активности студентов.
Задания предлагаются по всему курсу электротехники. Студенты видят, как много интересного таится в «непонятном» электричестве.
Ринг длится 60 минут. Было предложено 14 экспериментальных задач и практических вопросов. Соревнование вызвало неподдельный интерес и у игроков, и у болельщиков.
Условия игры: если ответ признан неверным, то право ответа предлагается другой команде. Если ошибалась и та команда, отвечали зрители; если затруднялись зрители, предлагал решение преподаватель.

Вступление: вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и цели игры, правил проведения игры. Деление группы на команды: группа делится на три- четыре подгруппы.
ХОД ИГРЫ
1 конкурс: «Творческий»
Сочинить четверостишие, посвященное команде-сопернице и отражающее название своей команды (в названии команды использовано какое-либо физическое явление).

2 конкурс: «Ассоциации»
(участвуют все)
Какие ассоциации вызывают у вас слова:
1) Заряд (+,-,…и т.д.)
2) Индукция ( электростатическая , электромагнитная, самоиндукция, …)
3) Явление (электризации, электромагнитной индукции, …)4) Закон (Ома, Дж-Ленца, Кирхгофа, Ленца, …)5)Электрический (ток, заряд, разряд, ...)6) Правило («Буравчика, «правой руки»,…)7) Напряжение (высокое, низкое, переменное, постоянное,…)8) Молния (гром, разряд, ток,…)9) Поле (электрическое, магнитное, электромагнитное,…)10) Ток (электрический, постоянный, переменный,…)3 конкурс: «Определения»
Дать определение следующим понятиям:
1) емкость – это…
2) конденсатор – это…
3) электрический ток – это…
4) сила тока – это…
5) напряжение – это…
6) сторонние силы – это…
7) ЭДС источника – это…
8) сопротивление – это…
9) постоянный ток – это…
10) переменный ток – это…
Работа в группах.
4 конкурс: «Решение задач»
1. Для постоянного тока опасное значение силы тока более 50мА. Сколько электронов проходит через тело человека за 0,1 с при таком токе?
2. Нагревательный элемент электрического утюга напряжением 220 В состоит из нихромовой проволоки длиной 8 м и диаметром 0,3 мм . Определите мощность
утюга.
3. Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20 м, по которым идет ток силой 200А. Каковы потери мощности в проводах,
если их сечение 25 мм2 ?4. Электродвигатель, потребляющий силу тока 25 А, установлен на расстоянии 250 м от генератора, напряжение на зажимах которого 230 В. Каково сечение алюминиевых проводов, подводящих ток, если напряжение на зажимах двигателя 220 В?
5. Нагревательный элемент электропанели для прогрева мерзлого грунта изготовлен из нихромовой проволоки диаметром 1,5мм, длиной 35м и рассчитан на напряжение 220 В. Определите потребляемую мощность тока.
6. Электродвигатель токарного станка потребляет 12 А при напряжении 380В и развивает мощность 4,0 кВт. Определите КIIД двигателя и стоимость его работы 6 ч. Тариф 2,5 за 1 кВт•ч..
7. Электроутюг рассчитан на напряжение 120В и мощность 400 Вт. Какое надо поставить добавочное сопротивление, чтобы утюг мог работать при напряжении
220В?
8. Сопротивление обмотки генератора, при 200 С равно 0,05 Ом. На сколько градусов повысилась температура обмотки генератора во время работы, если её сопротивление увеличилось до 0,06 Ом. Обмотка сделана из медного провода.
9. Сопротивление обмотки электрического паяльника из нихрома при 20°С равно 160 Ом. Определите сопротивление обмотки паяльника при 80°С.
10. При 20°С сопротивление вольфрамовой нити лампы равно 40 Ом. Как изменится сила тока в лампе, если температура нити в рабочем состоянии 2020°С, а напряжение в сети 220 В?
11. Сопротивление нагревательного элемента электропечи; при 20°С (в холодном состоянии) 25 Ом. Как изменится мощность печи, если в рабочем состоянии температура нихромовой спирали нагревательного элемента
повышается до 920°С? Напряжение на клеммах печи220 В.
12. Гальванический элемент с ЭДС 1,6 В и внутренним сопротивлением 0,3Ом замкнут проводником сопротивлением 3,7Ом. Найдите ток в цепи; падения напряжения внутри источника; напряжение на зажимах элемента..
13. Генератор по медным проводам сечением 16мм2 к месту сварки подаёт силу тока в 100А на расстояние 20м. Напряжение на клеммах генератора при нагрузке 69В, при холостом ходе 85В. Определите внутренне сопротивление генератора; падение напряжения в проводах; напряжения на электрической дуге.
14. Генератор ЭДС 120В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом соединён с потребителем, сопротивление которого 14Ом. Подводящие провода имеют сопротивление 0,8Ом. Определите силу тока цепи; напряжение на зажимах генератора; напряжение на зажимах потребителя.
15. ЭДС генератора 200В, а его внутреннее сопротивление 0,8Ом. Определите напряжение на клеммах потребителя, если ток в цепи равен 5А? 10А? 40А.
5 конкурс: «Электриков»
1. Придумайте схему звонковой проводки, которая позволяла бы звонить из одного места (например, от парадного) в три разные квартиры
Возможное решение приведено на рисунке 51.
2. Придумайте схему проводки, которая бы давала возможность любому из двух пассажиров купе, лежащих на противоположных полках, включить или выключить одну (общую) лампочку.
Возможное решение приведено на рисунке 52.
3. Придумайте устройство и схему, чтобы, открывая входную дверь, в одной из комнат загоралась сигнальная лампочка.
Возможное решение. К входной двери, при открывании поворачивающейся вокруг оси 0 (рис. 53), прикреплена упругая пластинка А. При открывании двери пластинка замыкает цепь - лампочка загорается; при закрывании двери цепь размыкается - лампочка гаснет.
4. На рисунке 54 изображена электрическая схема. Попробуйте ее усовершенствовать с таким расчетом, чтобы провода пошло меньше.
Возможное решение приведено на рисунке 55.
5. Придумайте схему включения сигнальной лампочки, которая должна гореть при проходе трамвая через опасный для пешеходов участок пути, а затем гаснуть.
Возможное решение приведено на рисунке 56.

6 конкурс: «Теоретиков»
1. Почему электромонтеры при работе с электроустановками встают на резиновые коврики или надевают диэлектрические галоши (боты)? Достаточно ли изолировать человека от земли, чтобы исключить поражение током?
2. Почему человек, оказавшийся в зоне падения высоковольтного провода на землю, должен маленькими шагами выходить из опасной зоны?
3. Почему при заземлении электролинии один конец металлического каната сначала заземляют, а затем второй его конец набрасывают на провода линии? Почему не поступают наоборот?
4. Почему для обмывки изоляторов линий электропередач используют прерывистую струю воды? Зачем заземляют корпус брандспойта?
5. Почему птицы безопасно сидят на проводах высоковольтных линий?
6. Почему опасность поражения током человека во многом зависит от чистоты сухости кожи, от влажности и температуры воздуха, от состояния человека?
7. Почему в сырых помещениях с бетонным полом напряжение не должно превышать 12 В?
8. В электропечи от окалины уменьшилось сечение проводов нагревательного элемента. Как изменилась мощность электропечи? Напряжение в сети постоянное.
7 конкурс «Историков»
1) Кто измерил силу взаимодействия зарядов (в каком году?). Записать формулу?
2) Кто изучил зависимость между током, напряжением, сопротивлением (в каком году)? Записать формулу.
3) Кто изучал тепловое действие тока? Записать формулу.
4) Кто занимался расчетом сложных электрических цепей и сформулировал их законы?
Подведение итогов.
Заключительное слово преподавателя, подведение итогов, обмен мнениями.