Проектная деятельность как одно из эффективных средств формирования УУД у младших школьников.


VIII окружная научно-практическая конференция педагогов
«ОТК-2014. Образование. Технологии. Качество»
Проектная деятельность как одно из эффективных средств формирования УУД младших школьников.

Учитель начальных классов
Бодина Ирина Анатольевна
ГБОУ СОШ №1 г.о. Жигулевск.
2015 год
Содержание:
Введение……………………………………………………………….….. 3
Основная часть……………………………..………………………….…..4
Заключение………………………………………….…….…………….…9
Литература……………………………………….……………………….11
1. Введение
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость
Образовательный стандарт нового поколения поставил перед начальным образованием новые цели. Сегодня, система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Проблема: В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Актуальность: Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
•высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
•развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
•приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
•межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
То есть речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций (общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной).
Цель моей работы: представить метод проектов как один из эффективных средств формирования УУД младших школьников.
Задачи:
1) определить результативность формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности;
2) описать и обосновать формы и методы средств, формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
2.Основная часть.
Сегодня я хочу поделиться накопленным опытом работы использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности, как способа формирования УУД в начальной школе.
Для меня, как учителя, проектная деятельность занимает особое место. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, краткосрочных и долгосрочных проектов. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать проблему.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он органично сочетается с работой в группе.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с обучением школьников.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. В своей работе практикую совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Моя роль как учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник, я не передаю знания, а обеспечиваю деятельность школьника, то есть:
- консультирую ; мотивирую; наблюдаю.
И у учащихся в учебном процессе роль принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.
Системой проектной работы охватываю как урочную, так и внеурочную деятельность.
Начиная с первого класса, вовлекаю учащихся в проектную деятельность. На уроке окружающего мира есть тема «Как живёт моя семья», где ребята работают над проектом «Моя семья». Проект является индивидуальным. Дети сами, с помощью учителя и родителей добывают нужную информацию как из беседы с близкими, так и в книгах, энциклопедиях и сети интернет. Работа над проектом повышает интерес ребёнка к семье, её традициям, способствует воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи. Продуктом проекта является семейный альбом и рассказ о своей семье.
В ходе работы над проектом у учащихся формируются следующие УУД:
- личностные: осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к традициям семьи, культуре и желании участвовать в её делах.
- метапредметные: умение ставить перед собой цель; планировать свои результаты; составление совместно с учителем плана выполнения задач и работа по нему; решение проблем творческого и поискового характера.
- предметные: усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традициях.
Подобные проекты разрабатываются на уроках русского языка («Рассказ о слове», «Семья слов» ), технологии («Русская матрёшка» ), математике ( «Цифры в загадках, пословицах, поговорках» ).
Особое место в формировании УУД учащихся начальной школы занимают социальные проекты. Это, например, «Все профессии важны, все профессии нужны» ( о профессиях родителей ), «Курить – здоровью вредить» ( формирование здорового образа жизни ), « Спорт в моей семье» ( спортивный праздник с родителями учащихся ), «Дорожная азбука» ( профилактика детского ДТП ), «Покормите птиц зимой» ( бережное отношение к природе ) и другие.
Результатом явилось формирование : умение коллективного планирования; взаимодействия с одноклассниками и другими представителями социума; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения.
В конце работы над проектом провожу анкетирование, с целью определения впечатлений и у учащихся, и у взрослых. Итоги анкетирования:
-количество учащихся, принимающих участие в проекте – 6 чел. (100%);
-количество взрослых, принимающих участие в проекте – 10 чел.
- в подготовке данного проекта участвовали 6 семей ( 100%);
- удовлетворены степенью участия в проекте: 6 учащихся (100%) и 10 человек ( 100% ) взрослых.
- оценка уровня проведённого мероприятия: высокая – 6 учащихся ( 100 %);
У родителей: высокая оценка – 10 чел. из присутствующих ( 100 %).
Кроме того, в ходе работы над проектами, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
Таблица 1. Результаты мониторинга, проведенного в 2012 году
( по окончании 1 класса)
№ ФИ учащегося Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Мотивация Нравств. 1 Ишмаев И. III уровень средний низкий низкий средний
2 Коновалов П. II уровень средний низкий средний высокий
3 Кочеткова В. I уровень высокий высокий средний высокий
4 Кудасов Н. II уровень высокий средний высокий средний
5 Попова В. II уровень высокий средний средний высокий
6 Рыбин Р. IV уровень низкий низкий низкий низкий
% в среднем по классу I – 17%
II – 50%
III –17%
IV – 17%
V – 0 В – 50%
С – 33%
Н – 17%
В – 17%
С – 33%
Н – 50% В – 17%
С – 50%
Н – 33% В – 50%
С – 33%
Н – 17%
Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У трех учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у одного – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Таблица 2. Результаты мониторинга, проведенного в 2015 году ( по окончании 4 класса )
№ ФИ учащегося Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Мотивация Нравств. 1 Ишмаев И. II уровень средний средний средний средний
2 Коновалов П. I уровень высокий средний высокий высокий
3 Кочеткова В. I уровень высокий высокий средний высокий
4 Кудасов Н. I уровень высокий средний высокий высокий
5 Попова В. I уровень высокий высокий высокий высокий
6 Рыбин Р. II уровень средний низкий средний средний
% в среднем по классу I – 67%
II – 33%
III –0
IV – 0
V – 0 В – 67%
С – 33%
Н –
В – 33%
С – 50%
Н – 17% В – 50%
С – 50%
Н – В – 67%
С – 33%
Н –
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
3.Заключение:
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.
Метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Можно сказать, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.
4. Список использованной литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2008
2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. // М.: Просвещение, – 1985, 208 с.
3. Лебедева Л. И, Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии- 2002 - № 5 – с. 116.
4. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002 - № 4 - с. 39.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000г.