Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Подсосенки»
Балаковского района Саратовской области



Рассмотрено
Согласовано
Утверждено

на заседании МО
Зам.директора по УВР
Директор МАОУ
ООШ . Подсосенки

Протокол №____
__________Михайлова Н.А.
______________Т.Г.Земкова

от «___» ______ 2014г
«___»____________2014
Приказ №__ от «___» ____2014г.















Календарно - тематическое планирование

элективного курса по русскому языку

«Жанры школьных сочинений»

в 9 классе

на 2014-2015 учебный год








Учитель:
Зубкова Татьяна Юрьевна
  

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 8 часов (1час в неделю на протяжении 8 недель),составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторских программ: элективного курса «Жанры школьных сочинений» (авторы: Орлова О.П., Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов) и программы Обернихиной Г.А. «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров: программа элективного курса для учащихся 9 кл.»/ Предпрофильная подготовка учащихся основной школы/ Составитель Е.Е.Вяземский. – М.:АПКиПРО, 2003,базовый уровень.
Умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку. Обучить сочинению – это значит сформировать у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.
Работа над школьным сочинением обогащает и знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.
Однако в школьной практике отсутствует система обучения сочинению, особенно в среднем звене. У детей к 9 классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются в системе, а качество сочинений низкое. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.
Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет элективный курс «Жанры школьных сочинений». Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку.
Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Цель элективного курса:
обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
редактировать свое сочинение.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
лингвистические справки о происхождении терминов;
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
проблемность заданий;
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
повторение теоретико-литературного материала, часто с его расширением;
выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой;
Каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).

Ожидаемый результат
На занятиях электива «Жанры школьных сочинений» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся писать сочинения разных жанров, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с  высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников  общеучебные,  исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.

Программа рассчитана на 8 часов (1 час в неделю, 8 недель).

Календарно-тематическое планирование



Тема
Дата по плану
Дата
факт

Кол-во
часов,

1.
Жанры школьных сочинений, их роль в общем, языковом и литературном развитии. Литературно-критическая статья. Очерк. Рецензия. Эссе. Дневник. Путешествие. Эпистолярный жанр и его особенности. Сочинение по картине.


1

2.
Анализ сочинений школьных жанров. Рецензирование. Отбор, систематизация материала к сочинению.


1

3.
Структура сочинения (вступление, главная часть, заключительная часть).
Эпиграф, его роль в раскрытии темы.
План – самая краткая запись. Виды планов и их роль в создании текста.


1

4.
Алгоритм сочинения (практическая работа).


1

5.
Сочинения на литературную тему.
Практическое занятие.


1

6.
Сочинение на основе жизненных наблюдений, впечатлений. Практическое занятие.


1

7.
Сочинение на лингвистическую тему. Практическое занятие.


1

8.
Редактирование и совершенствование написанного. Взаиморецензирование работ.
Конкурс сочинений.
Подведение итогов работы.


1


Содержание программы

Углубление понятия о тексте.
Стили речи.
Типы речи.
Жанры школьных сочинений в 9 классе. Их роль в общем, языковом и литературном развитии.
Отбор материала к сочинению.
Структура сочинения.
Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

После прохождения программы элективного курса учащиеся должны

Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
4. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
5. редактировать свое сочинение.
Литература для учащихся
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.
Грекова Е. Алгоритм сочинения. – М.: Звонника, 1995.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. – М.: Просвещение, 1998.
Информационно-методическое обеспечение

Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г
Горшков А.И. Русская словесность. «Просвещение»2001г
Ладыженская Т.А.Развивайте дар слова.М.,1990г
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические рекомендации к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров», М., 1987.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.
Пахнова Т.М.Готовимся к экзаменам по русскому языку.
Русский язык. Сборник  текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г
Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь, №3 - 1994.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся старших классов. - М., 1982.
Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.
Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением. – М.: Высшая школа, 1990.
Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. / под редакцией Обернихиной Т.Н. – М., 1995
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.
Элективный курс «Жанры школьных сочинений»
(авторы: Орлова О.П., учитель русского языка и литературы «МОУ Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» г. энгельс;, Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов)
Энциклопедический словарь юного филолога. – 1988 год
Заголовок 115