Элективный курс. 9 класс. Жанры школьных сочинений — 9ч.

1. Пояснительная записка
В настоящее время входит в практику проведение итоговой аттестации в форме ГИА, который предполагает создание собственного текста – рассуждения по предложенной проблеме, но в учебных планах и программах мало времени уделяется развитию устной и письменной речи учащихся, хотя, Обязательный минимум содержания образования основных образовательных программ, входящих как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования, в июле 2004 года принятого к исполнению, относит обучение написанию сочинений к тому необходимому минимуму, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников.
Одна из ключевых проблем работы учителя в школе - проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся. Общение с учащимися показывает, что они хотели бы, чтобы, школа уделяла гораздо больше внимания развитию их умения общаться в рамках урочных занятий и во внеурочное время
Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» позволяет решить данную проблему. Он направлен на формирование коммуникативной компетенции школьников, на развитие их словарного запаса, умение создавать устные и письменные высказывания разных жанров, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Данный элективный курс развивает умение создавать сочинения разных жанров, развивает образное мышление и творческие способности учащихся.
Элективный курс рассчитан на 9 часов для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
Определять тему и создавать сочинения разных жанров и различных типов речи.
Самостоятельно отбирать материал и языковые средства, систематизировать и логически излагать.
Использовать в работе собственные наблюдения и произведения писателей.
Редактировать собственную работу и работу другого человека.
Высказывать собственное мнение.




2. Содержание тем учебного курса
( 9часов, 1 час в неделю)
Совершенствуем свою речь – 1 час.

Совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. Внимание к орфоэпической стороне речи детей. Грамотная устная речь. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка.
Чтение и письмо, являясь ядерным эвеном воспитания произносительной культуры учащихся, включается в цепь всех речевых процессов таким образом: аудирование (слушание) – чтение и письмо – говорение. Первое место занимает аудирование, так как именно от восприятия образцового произношения, предъя-вляемом в основном учителем, начинается овладевание произносительными нормами. Далее, овладевая грамотным чтением, дети приучаются в своей речи следовать известным им правилам произношения. Следовательно, путь к достижению орфоэпически грамотной устной речи младших школьников лежит через организацию правильного чтения.
Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений:
- умение слушать звучащую речь;
- умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи;
- умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;
- умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;
- умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова;
- умение самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.


Стили речи. Типы речи – 1 час.

Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
Научный стиль речи стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
В русском языке пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.


Сочинение-рассуждение 1 час.
Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, аргументов и вывода.
Тезис это часть, которая выражает главную мысль сочинения, то есть то, что будет доказываться. Она не должна быть длинной.
Аргументы основная часть сочинения, занимает чуть менее 70% всего объёма сочинения. Обычно приводятся два или три аргумента, хорошо сформулированных, обоснованных, и желательно подкреплённых достоверными историческими фактами.
Вывод являет собой заключительную часть сочинения, он дополняет тезис и может определить его правила, даже делать прогнозы на его тему.

Анализ эпизода – 1час.
Эпизод – часть художественного произведения, имеющая
относительно самостоятельное значение; замкнутые в
пространстве и во времени художественные картины
1.    Найти границы эпизода и дать название
2.    Место расположение данного эпизода
В начале произведения
В конце
В середине
3.    Значимость данного эпизода, он помогает понять:
Характер героя
Поведение, поступки героя
Авторскую позицию
Это второстепенный эпизод в развитии действия
4.    Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)
5.    События, описанные в эпизоде
6.    Характеристика действующих лиц эпизода:
внешность, одежда, манеры
речь
взаимодействие героев
7.    Художественные выразительные средства
8.    Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении:
Пейзаж, интерьер
Внутренние монологи
Дневник
9.    Роль данного эпизода в произведении
Эпизод является кульминационным, решающим, ключевым
Ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду
Эпизод является вспомогательным (имеет  дополнительное значение для развития сюжета)
Изобразительно-выразительные средства языка – 1 час.
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Работа над изобразительно-выразительными средствами
языка в начальной школе
а) Работа над синонимами
б) Работа над антонимами
в) Работа над определением стиля речи
г) Многозначность слова и омонимы
д) Фразеология
е) Эпитеты и образные сравнения
Риторические фигуры – 1 час.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Эта неуловимая метафора. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Анализ поэтического текста – 1 час.
Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в творчестве автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.
План разбора лирического стихотворения
1.Дата написания.
2.Реально-биографический и фактический комментарий.
3.Жанровое своеобразие.
4.Идейное содержание:
5.Ведущая тема.
6.Основная мысль.
7.Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
8.Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
9.Преобладание общественных или личных интонаций.
10.Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению.
11.Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнение, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза).
12.Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
13.Основные особенности ритмики (тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест).
14.Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
15.Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, “онегинская” строфа).
16.Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Сочинение – рецензия – 2час.
Рецензия – это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.
Характеристика жанра
Рецензия – это жанр:
 полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);  аргументированный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);  эмоциональный (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);  полиадресный (предназначен для широкого круга читателей);  преимущественно письменный;  индивидуальный (автор – конкретный человек);  стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).
 Обязательными структурными элементами рецензии являются:
 сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);  общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и других приемов);  анализ содержания и формы произведения;  определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;  привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Цель курса: Обеспечить овладение теорией и практикой сочинений разных жанров.
    Задачи:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по теме и основной мысли высказывания, типам и стилям речи;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи  с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на метапредметной основе;
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, фонетике и графике, грамматике и правописанию;
способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
познакомить с основами журналистской работы.
Учащиеся должны знать:
 основные единицы языка, их признаки;
 смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог,  сфера и ситуация речевого  общения;
 признаки текста; способы и средства связи  предложений и смысловых частей текста;
 признаки и жанровые особенности изученных  стилей речи;
  функционально-смысловые типы речи, их признаки;
 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,  орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
 различать изученные стили речи;
 определять тему, основную мысль текста,   функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
 адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
 владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
  создавать тексты изученных стилей и жанров;
   свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
    соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
   соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  соблюдать нормы русского речевого этикета;
    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и   творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
   развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
   удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально культурных ситуациях общения;
    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке.
Значимость элективного курса: курс обеспечивает познавательную,  творческую деятельность учащихся и способствует их профессиональному самоопределению. Работа с учащимися выходит за рамки элективного курса: кроме урочной деятельности учащихся (занятия по учебно-тематическому плану курса (лекции – 3,5 часа, практика – 12,5 часов), индивидуальные консультации  учащихся),  предполагается внеурочная деятельность учащихся (экскурсии в редакцию районной газеты, беседы с главным редактором и корреспондентами районной газеты «Заря», сотрудничество со школьной газетой «Отражение»).

Учебно-тематический план
Учебно – тематическое планирование
по немецкому языку

Класс ____9_____________
Учитель Воробьёва М.С.
Количество часов - 9ч.
Всего ___9__ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков ___
Планирование составлено на основе _ Программы основного общего образования по нем.яз.. 2-4 классы (Немецкий язык. 2-4 классы») (И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2005).

Учебник Немецкий язык. 2-4 классы» (И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2005).





Календарно-тематическое планирование


п/п
Раздел. Тема занятия.
Кол.
часов
Форма проведения
ИКТ
Дата







План
Факт

1
Вводное занятие «Как сделать свою речь связной»
1
Лекция
Презентация: Составление опорного конспекта. Мини-исследования.



2
Совершенствуем свою речь.
1
Лабораторная работа
Работа с таблицами «Речевые ошибки и недочёты», «Грамматические ошибки и недочёты». Исправление ошибок в сочинениях.



3
Стили речи.
Типы речи.
1
Семинар.
Презентация: Составление опорной схемы. Стилистическая правка сочинений.



4
Сочинение-рассуждение.
2
Лекция с элементами беседы.
Практикум.
Презентация: Составление плана.
Сочинения-рассуждения учащихся.




5

Анализ эпизода.

2
1
1

Лекция.
Практикум.

Презентация: Тезисы.
Анализ эпизода.



6
Изобразительно-выразительные средства языка.
2
1
1
Исследования.
Практическое занятие.
Конспект о роли выразительных средств в тексте. Редактирование текста: подбор сравнений, эпитетов, метафор.



7
Риторические фигуры.
1
Лекция.
Составление опорного конспекта.



8
Анализ поэтического текста.
2
1
1

Исследование.
Практикум.
Творческая мастерская.
Презентация: Составление плана анализа.
Анализ стихотворения, отзыв о нём.
Создание собственного стихотворения.



9
Сочинение - рецензия.
2
1
1
Исследование.
Практикум.
Презентация: Составление плана рецензии.
Рецензии учащихся.





Перечень учебно-методического обеспечения
Русский язык и культура речи. Конспект лекций. Высшее образование Сидорова М.Ю., Савельев В.С. М., «Айрис пресс»,2005.
Стилистика русского языка. Высшее образование. Голуб И.Б. М., «Айрис пресс»,2005.
Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 классы). Ладыженская Т.А., Т.С. Зепалова.
Список литературы (основной и дополнительной)
1700 лучших сочинений. Для школьников и поступающих в вузы. Темы. Планы. Образцы. М. «Дрофа»,2002
Как писать сочинение (школа и вуз), рекомендации, образцы. «Айрис», М., 1996.
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили  речи. А.И. Власенков, Л.И. Рыбченкова (10-11 класс). М. «Просвещение», 1997
Сочинения различных жанров в старших классах. Калганова Т.А. М., «Просвещение»,2002.
Сочинение. Секреты успеха. Композиция. Жанры. Темы. Образцы. Мещерякова М.,«Айрис», М.,2002

Приложение

Занятие № 1.
Тема: «Как сделать свою речь связной».
Цели: - познакомить учащихся с понятиями: «тема», «рема», «вопрос-прогноз»;
- повторить виды связи предложений в тексте;
- повторить изученное о морфологических и неморфологических средствах связи предложений в тексте.

Ход занятия.
I. Вводное слово о проблеме отсутствия связи между предложениями в тексте и о важности её решения.
Л.Н. Толстой о главных секретах писательского искусства.
II. Знакомство с понятиями: «тема», «рема», «вопрос-прогноз».
1. Рассказ учителя, записи тезисов:
Тема – старое, известное, «освоенное».
Рема – новое.
Вопрос-прогноз – это вопрос, мгновенно возникающий в сознании читателя при получении новой информации, которая прогнозирует содержание следующего предложения.
2. Тренировочные упражнения в нахождении темы и ремы в предложениях, а также в постановке вопроса-прогноза от одного предложения к другому.
III. Цепной и параллельный виды связи предложений в тексте.
1.Рассказ учащегося о видах связи предложений в тексте.
Остальные учащиеся записывают главные моменты в сообщении.
2. Анализ текстов: миниатюры М.М. Пришвина «Вальдшнеп» (параллельный вид связи), отрывка из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель», начала рассказа Тэффи «Выбор креста» (цепная связь).
IV. Повторение изученного о морфологических и неморфологических средствах связи предложений в тексте (местоимений, союзов, частиц, лексических повторов, риторического вопроса, параллельных синтаксических конструкций)
Учащиеся находят эти средства в предложенных выше отрывках.
V. Итог занятия.
VI. Д/з: анализ любого своего сочинения с точки зрения связи между предложениями.

Занятие № 2.
Тема: «Совершенствуем свою речь».
Цели: - познакомить с типами речевых и грамматических ошибок и недочётов;
- формировать умение видеть речевые и грамматические ошибки и недочёты
- формировать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

Ход занятия.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
I. Вводное слово о русском языке.
Чтение высказываний И.С. Тургенева, А.Н. Островского о красоте нашего языка.
II. Знакомство с классификациями речевых и грамматических ошибок и недочётов.
Учащиеся работают с таблицами.
III. Упражнение «Поработай учителем».
Пользуясь таблицами, определите характер ошибок в предложенных сочинениях и исправьте их.
IV. Итог занятия.
V. Д/з: исправление речевых и грамматических ошибок в сочинениях семиклассников.




Занятие № 3.
Тема: «Стили речи. Типы течи».
Цели: - привести в систему всё известное о стилях и типах речи;
- формировать умение определять стилевую принадлежность текста, тип ре чи, доказывать свою точку зрения.

Ход занятия.

I. Вводное слово о понятии «стиль».
II. Беседа о стилях и типах речи.
III. Работа с таблицами: «Стили речи», «Типы речи».
IV. Работа с текстами известных писателей.
Учитель читает текст, учащиеся определяют стиль и тип речи.
V. Стилистическая правка сочинения.
VI. Итог занятия.
VII. Д/з: стилистическая правка сочинений.



Занятие № 4.
Тема: «Сочинение – рассуждение» (по тексту)
Цели: - углубить теоретические знания учащихся в работе над сочинением-рассуждением;
- формировать умение аргументировать свою мысль.

Ход занятия.
I. Вводное слово о предложенном жанре сочинения.
II. Составление плана (схемы) написания сочинения-рассуждения.
Учитель поясняет каждый пункт плана (о чём следует писать).
III. Коллективная работа: анализ текста.
IV. Написание одного общего сочинения по тексту.


На следующем занятии № 5 учащиеся самостоятельно пишут сочинения-рассуждения по отрывку из повести В.Г. Короленко « Слепой музыкант». Учитель осуществляет индивидуальную помощь.

V. Д/з: завершить работу, начатую в классе.

Занятие № 6.
Тема: «Анализ эпизода». (2 часа)
Цели: - познакомить с последовательностью написания анализа эпизода;
- формировать умение анализировать эпизод.

Ход занятия.
I. Вводное слово о предложенном жанре сочинения.
II. Рассмотрение плана написания анализа эпизода .
Учащиеся записывают план. Учитель поясняет каждый пункт плана.
План:
Вступление: определение проблемы исследования.
Основная часть:
а) Какова внутренняя логика эпизода? (микросюжет, композиция) предельно кратко осветить.
б) Как действуют герои в эпизоде (поступки, речь)?
в) Какие выразительные средства использует автор?
г) Есть ли говорящие детали и какова их роль?
д) Каково авторское «я» в эпизоде (ремарки, оценочные характеристики)?
е) В чём своеобразие стиля писателя?
ж) Как данный эпизод связан с предыдущим и с последующим?
3. Заключительная часть.
Как данный эпизод связан с подобными эпизодами в произведении этого автора или других авторов?
III. Чтение образцов сочинений.
IV. Итог занятия.

Занятие № 7.
Тема: «Роль 12 главы в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».
Цели: - проанализировать предложенный эпизод;
- показать его роль в произведении.

Учащиеся с помощью учителя пишут сочинение (черновой вариант)
V. Д/з: оформить сочинения на чистовик.
Занятие № 8.
Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка».
Цели: - повторить изученные тропы;
- показать их роль в тексте;
- формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
- формировать умение употреблять изобразительно-выразительные средства языка в своей речи.
Ход занятия.
I. Вводное слово о значении изобразительно-выразительных средств языка.
II. Повторение изученных тропов.
Учащиеся записывают определения тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), примеры.
III. Практические задания.
Задание: нахождение эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений в предложенных текстах, определение роли данных тропов.
Задание: подобрать эпитеты предложения.
Задание: подобрать развёрнутые сравнения.
IV. Итог занятия.
V. Д/з: написать сочинение-миниатюру на тему «Уголок природы», используя тропы.


Занятие № 9.
Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка».
Цели: - познакомить с новыми тропами;
- показать их роль в тексте;
- формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
- формировать умение употреблять изобразительно-выразительные средства языка в своей речи.
Ход занятия.
I. Вводное слово.
II. Конкурс сочинений-миниатюр «Уголок природы».
III. Знакомство учащихся с новыми тропами: метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, ирония.
Объяснение учителя. Учащиеся записывают определения тропов, примеры.
IV. Практическое задание.
Учитель читает предложения, учащиеся, глядя на записанный материал, определяют изобразительно-выразительные средства языка.
V. Итог занятия.
VI. Д/з: подобрать из художественных произведений примеры предложений, где встречаются изученные изобразительно-выразительные средства языка.

Занятие № 10.
Тема: «Риторические фигуры».
Цели: - систематизировать материал по теме занятия;
- формировать умение видеть риторические фигуры в тексте.

Ход занятия.
I. Вводное слово о различении тропов и риторических фигур.
II. Составление таблицы.
Фигура речи
Определение
Примеры


III. Тренировочные упражнения.
Нахождение риторических фигур в предложенных учителем отрывках художественных произведений.
IV. Итог занятия.
V. Д/з: Подготовить материал таблицы.

Занятие № 11.
Тема: «Анализ поэтического текста».
Цели: - углубить теоретические знания учащихся в работе над анализом поэтического текста;
- формировать умение точно подбирать слова, чтобы передать чувства поэтов.
Ход занятия.
I. Вводное слово о предложенном жанре сочинения.
II. Работа над планом анализа стихотворения.
Учитель комментирует каждый пункт плана, ученики конспектируют.
III. Коллективная работа: устный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил».
IV. Чтение образца анализа данного лирического произведение.
V. Итог занятия.
VI. Д/з: Оформить письменно анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил».


Занятие № 12.
Тема: «Анализ поэтического текста».
Цели: - совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

Ход занятия.
I. Вводное слово.
II. Чтение домашних работ: анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил». Выявление положительных сторон сочинений и недочётов.
III. Коллективная работа: устный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое письмо».
IV. Чтение образца анализа данного лирического произведения.
V. Самостоятельная работа учащихся: анализ стихотворения «Сожжённое письмо».
VI. Итог занятия.
VII. Д/з: завершить работу, начатую в классе.

Занятие № 13.
Тема: «Сочинение-рецензия».
Цели: - познакомить с последовательностью написания рецензии;
- формировать умение написания рецензии на произведение писателей.

Ход занятия.
I. Вводное слово о рецензии.
II. Сравнение рецензии с аннотацией, отзывом.
Учащиеся отмечают сходство и отличие этих жанров сочинений.
III. Знакомство с планом написания рецензии.
Запись плана учащимися.
IV. Коллективная работа: написание рецензии «Спасительная сила любви» на рассказ И.А. Бунина «Холодная осень».

Эта работа продолжается на занятии № 14.
V. Д/з: оформить рецензию «Спасительная сила любви».


Занятие № 15,16.
Тема: «Трудный жанр эссе».
Цели: - познакомить с особенностями, законами эссе;
- выявить трудные и интересные стороны эссе.

Ход занятия.
I. Вводное слово.
II. Рассказ о жанре эссе:
Определение понятия.
Темы эссе и его формы.
Писатели, обращающиеся к этому жанру. Примеры их произведений-эссе.
Учащиеся главные моменты конспектируют.
III. Знакомство с новым понятием «скитце».
IV. Чтение образцов скитце.
V. Итог занятия.
VI. Д/з: создание скитце.



Занятие № 17.
Презентация сборников творческих работ.


Список литературы

Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах. – СПб.: Паритет, 2003.
Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 1997.
Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 1970.
Полтавец Е. Как писать сочинение. – М., 1999.
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. – СПб, 1994.
Шаповал С.А. Диспозиция. План написания любого сочинения: риторический канон. («Русский язык», № 16, апрель 2000, приложение к газете «Первое сентября»).

Список литературы для учащихся
Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 1997.
Капинос В.И., Пучкова Л.И.. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Ителлект-Центр, 2004.

Содержание образования

1. Тема: «Как сделать свою речь связной». (1 ч.)
Основные понятия: «тема», «рема», «вопрос-прогноз». Виды связи предложений в тексте: цепной и параллельный. Морфологические и неморфологические средства связи предложений в тексте.
2. Тема: «Совершенствуем свою речь». (1 ч.)
Типы речевых и грамматических ошибок и недочётов.
3. Тема: «Стили речи. Типы речи». (1 ч.)
Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Их характеристика по следующим критериям: цель высказывания, сфера применения, выразительные языковые средства. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их характеристика.
4. Тема: «Сочинение-рассуждение». (2 ч.)
О жанре. План написания сочинения-рассуждения. Анализ текста. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения.
5. Тема: «Анализ эпизода». (2 ч.)
О жанре. План анализа эпизода. Основные понятия: микросюжет, композиция, выразительные средства языка. Анализ эпизода «Роль 12 главы в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».
6. Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка». (2 ч.)
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, ирония. Их роль в тексте.
7. Тема: «Риторические фигуры». (1 ч.)
Анафора. Эпифора. Оксюморон. Антитеза. Градация. Параллелизм. Инверсия.
8. Тема: «Анализ поэтического текста». (2 ч.)
О жанре. План анализа поэтического текста. Устный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил». Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое письмо».
9. Тема: «Сочинение-рецензия». (2 ч.)
Рецензия. План рецензии. Критерии её оценки. Написание рецензии «Спасительная сила любви» на рассказ И.А. Бунина «Холодная осень».
10. Тема: «Трудный жанр эссе». (2 ч.)
Эссе. Темы эссе и его формы. Особенности эссе. Скитце. Написание эссе.
11. Презентация сборников творческих работ.
Список использованной литературы

Гринина-Земскова А.М. Сочинениям надо учить. – 1970.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986.
Брызгалова С.М., Романова С.Р. «Из опыта обучению написанию сочинений», методическое пособие, Якутск, 2003.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические рекомендации к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров», М., 1987.
Русская словесность, №6, 2000.
Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением. – М.: Высшая школа, 1990.
Энциклопедический словарь юного филолога. – 1988 год


15