Работа на тему Игровые элементы при обучении математике — как средство привития интереса к предмету

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АКИМОВСКАЯ СОШ»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Игровые элементы при обучении математике - как средство привития интереса к предмету







Работа учителя
математики
Мухтаровой Шемсие Нусретовны










2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление3
I.Характеристика игровых элементов при организации
обучения математике
1.1.Что, где, когда? Исколько?..........................................................6
1.2.Игра, общение, учение, труд–вот основные ступени восхождения
ребенка..7
II.Разработки уроков с применением игровых технологий на
уроках математики
2.1.Пример урока по введению игрового проекта «Маркетинг» на
учебный год по геометрии в 11 классе ..16
2.2.Пример урока геометрии в 11 классе.
Тема: Пирамиды. Повторение..20
2.3.Пример урока-соревнования (брейн-ринг).
Тема: «Десятичные дроби»..26
2.4.Контрольная работа (свободный выбор сложности).29
Заключение...30
Литература....33
Приложение..34








2
ВСТУПЛЕНИЕ
Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того,
Какого рода содержимым Вы наполняете его.
С. Маршак.  

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся ( а иногда и отсутствие всякого интереса ) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой.
Обидно слышать, что математика - скучная наука? Да! Но обижаться надо не на тех, в чьем сознании слово «математика» намертво срослось со словом «скука», а на тех, кто посодействовал этому альянсу, то есть на себя. Это мы – учителя математики – главные виновники, но вовсе не потому, что большинство из нас сухари. А потому, что наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желания и старания ученика, требуется, чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет. Основная часть выпускников поступает в вузы, где надо сдавать математику, причем в объеме, куда превосходящем школьную программу и мы учителя берем на себя повышенные обязательства и нам некогда вспомнить, что мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, но сделать это, не побеспокоив душу, - нельзя! А что больше будоражит душу, то, что а 3 –в 3 = ( а – в ) (а 2 + а в + в 2), или « Я вас любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем» ? То – то и оно!
3
Интерес учащихся к предмету зависит прежде всего от качества постановки учебной работы на уроке. В тоже время с помощью продуманной системы занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учащимися, безразличными к математике, имеются и другие, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке математики. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, узнать, как применяется в жизни.
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. . А для успешной работы государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности.
Потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества.
Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам гуманизации образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.
Одним из технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных
дидактических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.
На современном этапе развития школьного образования внедрение
4
игровых и компьютерных технологий в образование можно охаракте-ризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности
Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением игровых элементов является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.
Игровые технологии с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, разви-тия их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса, воспитания у учащихся настойчивости, инициативы и воли.

5
Цели:
- способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, делать выводы.
- побуждать учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний;
- создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования;
- создание различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, как для учителя, так и для учащихся, а также конфликтности и напряженности при изучении материала, то есть должны быть представлены ожидаемые результаты
Задачи:
- развитие логического мышления и воображения, памяти, любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы учащихся;
- умственное и нравственное воспитание культуры речи, добрых чувств, бережного отношения к окружающим предметам;
- воспитание добросовестного отношения к учебе

I. Характеристика игровых элементов при организации обучения
математике
1.1.Что, где, когда? И сколько?
«Сделать учебную работу насколько возможно интересно для ребенка и не превратить ее в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
К.Д. Ушинский.

6
Не надо впадать в крайность – слишком увлекаться вопросом «интересности» обучения, так как всякое «слишком» чревато негативными последствиями. Что же надо учитывать, чтобы избежать их? Прежде всего то, что занимательность ради занимательности малоэффективна в вопросе выполнения учебных задач, а то и вовсе уводит от них в сто-рону. Да и учебные игры дают разные результаты в зависимости от места и времени, которые она занимает в процессе обучения. Поэтому, готовясь к уроку, следует четко определить для себя, с какой целью привносится в этот урок тот или иной игровой элемент. Готовясь к уроку, подбираю так к нему материал и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. Стараюсь предугадывать те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривать методы ее стимуляции путем включения в структуру урока чего – нибудь неожиданного, необычного, удивительного, веселого, т. е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку - этого главного могильщика учебного процесса.



1.2. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени восхождения ребенка
Чтобы создать положительную эмоциональную обстановку на уроках
такой строгой науки, как математика, необходимо вводить в них
игровые моменты. Такая форма занятий создается на уроках при помощи ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям:

7
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства,
вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
1. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. В этом виде игр значительно укрепляется связь (учащийся – учитель), раскрывается творческий потенциал обучаемого. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
игра – обучение, игра – тренинг, игра – исследование.
2. Дидактические игры различны по способам подачи информации учащимся, а также различаются по формам проведения.
До недавнего времени игру применяли лишь на занятиях математического кружка, при проведении внеклассных занятий по предмету, и возможности использования дидактических игр в учебном процессе недооценивались.
Сказывается отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.
Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.
8
Игра - дело серьёзное! Эту фразу вы наверное слышали. Давайте в ней разберёмся. Есть у строителей такое понятие: нулевой цикл. Оно обозначает первые подготовительные работы, в частности закладку фундамента здания. Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.
Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры. По форме проведения – игры - аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием

9
игровых ситуаций, имитация событий, пресс - конференция, игры – драмати-зации, инсценировки, поиск решения проблем, игры - исследования, открытия.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как подержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируется, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм и игровым моментам на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как
деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике в 5-11 классах является важным средством
10
интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между обучением в 1-4 и 5-11 классах.
Наиболее существенными являются следующие вопросы:
Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.
Целесообразное использование их на разных этапах изучения различного характера математического материала.
3.Разработка методики проведения дидактических игр с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся.
4.Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Реализация игровых приёмов и моментов при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Остановимся более подробно на структурных компонентах
дидактической игры. Игровой замысел - первый структурный компонент
игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры,


11
или в виде загадки. В любом случае он придет игре познавательный характер,
предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактических игр являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, компьютера, дисков с математическими программами. Так же относятся
различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактический раздаточный материал, флажки, которыми награждаются команды - победители.

12
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре.
При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере
интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети

13
занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно игру проводить выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
Цель игры.
Какие умения и навыки в области математики школьники
освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

14
Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5.На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
6.Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7.Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8.Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9.Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным учащимся игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.

15
2.1.Пример урока по введению игрового проекта «Маркетинг» на учебный год по геометрии в 11 классе

Схема экономической игры «Маркетинг»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Модель предложенной игровой технологии под названием «Маркетинг» в процессе обучения математике осуществляется на следующих основных ступенях.
Первая ступень обеспечивает ориентацию в изучаемом содержании, его связи с имеющимися знаниями и умениями, в том числе и других областях наук, выделяет ценностный компонен тзнаний и умений, которыми предстоит овладеть. Эта линия востребует в первую очередь мотивационную и критическую функции личности.
Вторая ступень обеспечивает овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, является базовой для востребования личностных функций. Третья ступень обеспечивает

16
совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности; для уровней дифференциации, которая определяется степенью сложности ( объективной ) и трудности ( для данного ученика ) предлагаемых задач.
Четвертая ступень обеспечивает овладение методами самоконтроля, самоанализа своей умственной деятельности, востребует рефлексивную личностную функцию.
Математика как учебный предмет - это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются ее правилами и успех в этой игре определяется интеллектуальными способностями игроков (учеников), их стремлением к победе над трудной задачей;
- фабула игры должна охватывать логически завершеннйю часть материала ( тему, раздел ) и иметь свое развитие:
- фабула игры должна обеспечивать замешение традиционных составляющих учебного процесса воображаемыми составляющими долгосрочных жизненных процессов, подчинять дидактические цели воображаемым целям игрового замысла, ориентировать ученика на победу путем упорного учебного труда;
- конструирование игрового модуля предролагает осуществление долгосрочной стратегии игры. На первом этапе ученики обеспечивают себе теоретическую и практическую базу для получения реальных шансов на победу; нв втором – ученик вносит свой вклад в командное первенство;
- в осуществлении игровых проектов активное участие должны принимать сами учащиеся.
В игровых технологиях при обучении математике в школе объектом игры становится система математических задач, а процессы их решения


17
представляются как единичные игровые ситуации.
Каждая такая единичная задачно-игровая ситуация состоит из трех основных элементов: сценария, игровой обстановки и регламента. В сценарии описываются начальные условия, правила игры и сама игровая ситуация. Игровая обстановка включает в себя информационную систему и модель игровой среды. Регламент определяет временные рамки, уровень сложности решаемых игровых задач и оценочную систему.
Игровая обстановка включает в себя информационную систему и модель игровой среды. Регламент определяет временные рамки, уровень сложности решаемых игровых задач и оценочную систему.
Все эти элементы обеспечивают базу для упражнений в планировании, для достижения максимального результата в умении анализировать ситуации и собственные действия, дают полное представление о трудностях ученика и прослеживают его личностный рост.

Правила игры

Маркетинг – одна из современных динамических систем управления деятельностью и ее организация.

Цель маркетинга - получение наибольшей прибыли в виде знаний и умений.

Функции маркетинга - изучение темы, реклама, планирование решения всевозможных задач, раскрытие своих возможностей и контроль за ними
( реальное их оценивание).

18
Суть маркетинга - изучать следует то, что необходимо для решения задач сегодня, а главное - завтра
Каждый из учащихся становится «предпринимателем» и получает
право открывать свою «фирму». «Начальный капитал» владельца зависит от уровня его знаний ( теоретической и парктической базы ).
Работа «предприятия» зависит от правильности и четкости выполнения операций любого из звеньев приводит к « убыткам « на «производстве», а в дальнейшем к « банкротству «. Знания приносят « прибыль».
Дополнительный доход можно получить за рекламу изученной темы, а также за выполнение задания нетрадиционным способом или решение несколькими способами.
У каждого ученика есть свой «счет« в банке (у преподавателя ), где фиксируется « доход « каждого « предприятия «

Технология проведения

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕОБХОДИМО:

1.ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
2.ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (БЛИЦ-ОПРОС)
3.РЕШИТЬ ЗАДАЧИ
4.СОЗДАТЬ РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК

I.Подготовительный этап.
1.Организационное изучение: знакомство с темой ( или повторение ), проблемой, заданиями, сбор материала и его анализ, подготовка сообщения, изготовление наглядных пособий, консультации с
преподавателем.

19
II.Игровой этап « Маркетинг»
Осознание игровой ситуации (получение максимальной прибыли с предприятия).
1.Внутригрупповой: индивидуальное понимание проблемы; дискуссии в группе; выявление основных цехов, необходимых для успешной работы предприятия.
2.Межгрупповой: заслушивание сообщений групп; обсуждение групповых решений; оценка решения.

III. Заключительный этап.
1.Выработка решения о получении максимальной прибыли.
2.Оценка и самооценка работы предприятия.
3.Сравнительный анализ самооценки возможностей своего предприятия и его реальной работы.
4.Выбор лучших предпринимателей
IV.Анализ результатов игры.
1.Выявление степени активности участников.
2.Оценка уровня знаний и умений учеников.
3.Рекомендации по совершенствованию игры.

2.2.Пример урока геометрии в 11 классе.
Тема: Пирамиды. Повторение.

Цели:
1.Проверить уровень знаний учащихся по данной теме.
2.Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся
применять математические утверждения, которые содержатся в теоретическом материале школьного учебника (аксиомы, теоремы, определения).
20
Задачи:
1.Завершить игровой проект введенный на весь учебный год.
2.Повторить учебный материал по теме: «Пирамиды».
Оборудование урока:
компьютер для учителя;
компьютеры для учеников;
программно-методический комплекс “Стереометрия, 10-11
специальная магнитная доска для оценивания успехов учащихся

Ход урока
I.Организационный момент.
II.Получение начального капитала.
Выполнение домашней работы - 3б.
Блиц – опрос - 3б.

Блиц – опрос
1.Что такое линейный угол двугранного угла?
2.Что такое пирамида (основание пирамиды, боковые грани, ребра, высота)?
3.Какая пирамида называется правильной? Что такое ось правильной пирамиды?
4.Что такое апофема пирамиды?
5.Что такое боковая поверхность пирамиды (полная поверхность пирамиды)?
6.Формула для объема пирамиды.
7.Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике.
8.Значения синуса, косинуса, и тангенса углов в 30°, 45° 60°, 90°.
9.Понятия вписанных и описанных окружностей.
10.Формула для радиусов правильного многоугольника и произвольного треугольника.

21
11.Сравнение длин наклонных и их проекций.
12.Признаки подобия треугольниковю Подобие прямоугольных треугольников.

III.Получение кредита у банкира (преподавателя).
КРЕДИТ от 2 до 6 баллов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Компьютерные презентации часто применяются в рекламах.
Учащиеся 11 класса презентацию запускают в автоматическом режиме. Рекламные ролики по теме: «Пирамиды» были подготовлены всеми учащимися, однако не все смогли создать свое предприятие и следовательно прорекламировать его.

Презентацию своего предприятия представили четыре учащихся

Итог урока
Подсчитываю количество баллов каждого ученика за урок в целом. Выставляю оценки за урок: я банкир (учитель Мухтарова Ш. Н.) кладу на счет каждого учащегося определенную сумму – отметку. После выставления отметок спрашиваю учащихся о том, что для них было наиболее трудным на уроке и как они справились с трудностями; что они считают наиболее полезным для успешной работы их предприятия.

Выявляю самых успешных предпринимателей (набравших больше всего баллов за урок) и раскрываю секрет успеха.
Домашнее задание: проанализировать свою работу на уроке. Выявить
собственные «пробелы» по изученным темам и постараться восполнить их.
22
2.3.Пример урока-соревнования (брейн-ринг).
Тема «Десятичные дроби»
Цели:
Научить детей рациональному способу деления на десятичную дробь.
Развивать смекалку, мышление, речь, память, внимание, наблюдательность.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям.
Подготовка к проведению урока
1.Изготовление карточек с заданиями для каждой каманды (по 2-3 карточки на команду).
2.Запись математического диктанта на диск, где I вариант читает женский голос, II вариант – мужской.
3.Предупредить учащихся о колокольчиках ( по одному на каждую команду) и о чистых, подписанных листах ( одинарный – для диктанта, двойной – для остальных заданий).
4.Способы разделения на команды:
а) «Сложи разрезанную открытку».Каждый учащийся при входе вытаскивает фрагмент открытки, а затем ищет такую же открытку на столе;
б) «Найди свою фигуру».
Каждый при входе вытаскивает геометрическую фигуру и ищет стол, на котором она лежит. Можно использовать одну фигуру, но разных цветов. У каждого стола - свой цвет.
в) Если необходимо, чтобы «силы» в каждой команде были примерно одинаковыми, учитель заранее делит весь класс на команды. И ставит на каждый стол табличку со списком команды, где против каждого игрока стоит номер его варианта ( для математического диктанта). Учащиеся ищут табличку со своей фамилией.
23
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас брейн – ринг. Только вместо обычных двух команд у нас будет четыре – по 5 человек в каждой. Особыми будут и правила игры. После моего сигнала вы приступаете к выполнению задания. Команда, которая первой выполнит задание, звонит в колокольчик, который стоит на каждом столе. Первые три команды, ответившие правильно, получают по баллу. За нарушение дисциплины баллы снимаются.
Каждая команда после ответа собирает карточки и сдает на проверку. Потом получает новое задание. Время выполнения каждого задания –
1 минута.
Проведение игры.
Диктант.
1)Выполните деление 10,5 (20,5) на 0,5.
2)Найдите частное от деления: 0,51:1,7 (0,54:1,8).
3)Найдите значение выражения: 3:0,04 (5:0,02).
4)Запишите и решите уравнение: 0,3х = 1,38 (0,05х = 2,25).
5)Во сколько раз частное 4,8:0,5 (7,6:0,2) больше или меньше частного 4,8:5 (7,6:2).
2.Задания на карточках.
- А теперь каждая из команд получает карточку с заданием. Вам дается
минута на размышление. Какая из команд знает ответ, звонит в колокольчик. Только не шумите, ваш ответ могут услышать соперники: за каждый правильный ответ – 1 балл.
1-е задание. Почему при сравнении десятичных дробей, если целые части равны, можно не обращать внимения на дробные части? Объясните это на примере чисел 5,06 и 4,97. (Устный ответ.)
2-е задание. Как быстрее и проще найти значение выражения:
6,395*835,67+164,33*6,395? (Устный ответ)
24
3-е задание. Решить уравнение (каждый у себя в тетради):
а) 45,7х+0,3х – 2,4 = 89,6
б) 8,75у + 1,25у = 26,3
в) 52,8:у = 0,4
4-е задание. Упростите выражение: 4,01 + 13 + 0,7k + 5,2k.(Устный ответ)
5-е задание. Выполните деление (каждый выполняет у себя в тетради):
а) 54:12,5
б) 67,6:6,5
6-е задание. Представьте в виде неправильной дроби десятичное число: 10,8 и 10,08. .(Устный ответ)
7-е задание. Найдите среднее арифметическое чисел: 2; 5,4; 3,1.
(Каждый выполняет у себя в тетради.)
8-е задание. Невыполняя вычислений, сравните произведения:
а) 19,86 * 198,7 и 1,986 * 1987
б) 19,87 * 1,988 и 198,7 * 19,88
в) 198,8 * 198,9 и 1,988 * 1,989
г) 1,989 * 199,0 и 1,989 * 1990
(Устный ответ)

9-е задание. Вычислите скорость движения пешехода, который:
1) за 2,4 ч прошел 10,8 км;
2) за 1,8 ч прошел 9,9 км.
(Каждый выполняет у себя в тетради.)

10-е задание. Выполните действия:
( 68,4 – 12,9 : 0,3 ) : 50 + 3,06 * 0,5
(Каждый выполняет у себя в тетради.)
Подведение итогов. Награждение победителей.

25
2.4. Контрольная работа (свободный выбор сложности)
Цели:
1.Определить уровень знаний учащихся по данной теме.
2.Создать ситуацию, в которой каждый может выбрать задание себе по силам, последовательность его выполнения и количество баллов, которые он может получить.
Оборудование: карточки с заданиями по пяти уровням. Таблица уровней на доске (см. схему). Учащиеся в тетрадях записывают уровень, номер карточки, номер задания и вариант ответа ( если требуется и решение).
Ход урока
I.Организационный момент.
Карточки с заданиями лежат на столе учителя.
Учитель. Эта работа поможет вам определить, насколько хорошо вы усвоили тему. Перед вами пять уровней сложности. На каждом уровне вы можете получить определенное количество баллов. Чем больше баллов, тем эффективнее работает ваше предприятие. Обязательным уровнем является пятый. Если вы уверены в своих силах, то можете сразу выбирать его.
А можете пройти несколько уровней и тем самым заработать больше баллов. На первых трех уровнях можно использовать по одной подсказке, то есть обратиться к помощи учебника, но при этом потеряете за каждую подсказку
по 1 баллу. Каждая ошибка также лишает вас 1 балла. Желаю удачи!

V уровень (max 45 баллов)

IV уровень (max 12 баллов)

III уровень (max 9 баллов, возможна одна подсказка)

II уровень ( 7 – 8 баллов, возможна одна подсказка )

I уровень (4 – 6 баллов, возможна одна подсказка )


26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровые технологии на уроках математики применяю в течение 5 лет. Суметь сделать уроки интересными, насыщенными – дело не простое! Наряду с традиционными формами обучения я применяю и нетрадиционные. Работая в средних и старших классах школы, я пришла к практическому выводу, что одной из эффективных форм по закреплению (обобщению) изученной темы может быть – игра.
Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые формы обучения разнообразны. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе.
Учебные игры применяются для развития умения использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает
учащимся школы понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность,
вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления.
При помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
27
Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.
Игровые элементы на занятиях приносят большую пользу и самому учите-лю. Чтобы успешно проводить такие уроки, учителю приходится посто-янно расширять свои познания по математике, следить за новостями мате-матической науки. Это благотворно сказывается и на качестве уроков.
Эффективное обучение с применением игровых элементов базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:
Общие принципы
Выводы

Активное участие обучающегося в учебном процессе
Максимально содействовать активизации обучающегося

Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения
Избегать использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения

Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе
Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации

Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе
Обеспечивать по возможности мгновенную обратную связь

Отказ от поведения, не дающего положительного результата
Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их.

Постоянное повторение пройденного материала.
Практиковать и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.

Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения.
Подбирать способы подтверждения индивидуально.

Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения.
Применять приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко.



Литература
1.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя. Просвещение, 1987.
2.Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата,1988.
3.Гаврилова Т. Д. Занимательная математика 5 – 11 классы (Как сделать уроки математики нескучными). Волгоград: Учитель, 2005. – 96 с.
4.Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. Педагогика, 1975
5.Занько С. Ф. Тюников Ю. Г. Игра и учение: теория, практика и перспективы игроаого обучения. Просвещение, 1992.
6.Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград: Перемена, 1993.
7.Максаков А. И., Тушакова Т. А. Учите, играя. Просвещение, 1983.
8.Минский Е. М. От игры к знаниям. Просвещение, 1982.
9.Ремчукова И. Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках Волгоград: Учитель, 2006.
10.Якиманская И. С. Разработка технологий личностно-ориентированного образования. Вопросы психологии. 1995.









29













Утверждения





в планировании

Анализ
ситуации



Заголовок 1 Заголовок 315