Статья Дидактические сказки по математике как средство развития познавательного интереса к прдмету

Дидактические сказки по математике
как средство развития познавательного интереса к предмету
Т.Б. Гилязова,
учитель математики СОШ №33
г.Нижнекамска, Татарстан.
Задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения продолжает оставаться познавательная активность. Развитие познавательного интереса к предмету – первый этап формирования познавательной активности учащихся.
Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся я использую в процессе обучения математике дидактические сказки.
По мнению А.Н. Колмогорова, одностороннее развитие способностей не обеспечивает успеха в математической деятельности. Необходимо выйти за пределы самой математики и расширять у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему, гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по математике [1, с. 32].
Сочинение сказок повышает учебную мотивация и качество знаний, формирует умение творчески применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.
В.А. Сухомлинский писал: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок» [3, c. 33]. Он обладал особым даром поддерживать творческие силы ребенка. Как и Л.Н. Толстой, восхищался выразительностью детского языка и предостерегал от его ломания, преждевременного «овзросления» [4, c. 152]. Сам В.А. Сухомлинский участвовал в словесном творчестве учащихся, сочиняя вместе с ними.
Замечательный опыт развития детского литературного творчества принадлежит известному итальянскому сказочнику Дж.Родари и его книге «Грамматика фантазии». В предисловии к своей книге Дж.Родари писал: «Я с огромным удовольствием узнал, что у нас, в Италии, моя книга использует как пособие по методике преподавания математики (в Пизанском университете). Я посетовал, что в юности недостаточно занимался математикой. И еще лучше понял: математика вездесуща, она присутствует даже в сказках. Поэтому пусть простит мне читатель, если я на вопрос ребенка: «Что надо делать и как работать, чтобы стать сказочником?» - неоднократно отвечал: «Учи как следует математику»» [2, c. 9].
Обычная работа с учащимися начинается с чтения и обсуждения отрывков одной из математической сказок известных авторов, например, Л. Кэрролла, Дж.Родари, Ф. Кривина, И. Токмаковой и т.д. Далее предлагается желающим придумать свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисет или геометрических фигур. После прочтения на очередном уроке двух-трех детских сказок, в которых есть законченность сюжета и необычные персонажи, выполняется их коллективный анализ.
В повседневной практике обучения математике учащихся сочинение математических сказок предлагается в качестве домашнего задания после изучения учебной темы (продолжительность 22-24 ч.). Такое задание нетрадиционно для урока математики, поэтому вызывает живой интерес у детей.
В качестве примера приведем сказки, написанные ученикам пятых, шестых и седьмых классов: «Королевство степеней», «Страна чисел», «Город Знаменательград», «Село «Цифрово», «Новая сказка про Колобка» (даны в приложении).
На основании опыта применения дидактических сказок в формировании и развитии интереса к математике, можно утверждать, что:
- сказки математического содержания способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая может привести к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы;
- дидактические сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала;
- сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в дидактической сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).
Создание дидактических сказок при обучении математике является одним из эффективных средств всестороннего творческого развития младших подростков.

Список использованной литературы
Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. - № 6. – С. 32-36.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Педагогика, 1978. – 280 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – 350 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
Приложение
Математические сказки, сочинённые моими учениками
«Страна чисел»
Мухутдинова Кристина
5 Б класс, школа № 33.
В одной волшебной стране жили числа: 1, 3, 5, 7, 9. И называлась эта страна «Нечетная». А в другой жили числа: 2, 4, 6, 8. И звалась та страна «Четная».
Однажды поспорили короли этих стран и начали воевать. Когда числа приближались друг к другу, они притягивались и получалось двузначное число.
Получились числа: 23, 45, 67, 89 и числу 1 так и не далось пары и оно влезло в каждое из чисел и получилось: 123, 145, 167, 189. А вскоре короли помирились и все числа начали жить вместе. Получилась страна «Числа».

«Пятерка и Тройка»
Ермолаева Настя
5 Б класс, школа № 33

·
Жили-были две подружки 5 и 3. Они жили в сумочке, в которой было 2 кармана: один большой для 5, а другой маленький для 3. Подружки были пугливые, поэтому не отходили далеко от своей сумочки, так как в случае опасности они могли там спрятаться.
Однажды они увидели Нуль, который подходил к ним, а в руках у него был знак умножения. Подружки хорошо знали, что это число с помощью знака умножения может их уничтожить, превратить в ноль.
Подружки испугались, поэтому 5 со страху прыгнула в маленький карман, а 3 в большой, но от этого содержимое сумочки не изменилось. Когда опасность миновала, то подружки выбрались наружу и придумали правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется: 5+3=3+5.

«Братья – принцы»
Ризванова Эльвира
7 Е класс, школа № 22
В некотором царстве, в некотором государстве жила королева. Звали ее а10. И было у нее четыре сына: а1, а2, а3, а4. Жили они хорошо. Когда королева звала принцев во дворец, то кричала: а1, а2, а3, а4.
Но однажды принц а3 уехал в другое царство. И королева стала звать принцев: а1 * а2 * а4 = а7. Но это звучало не так, и братья очень ждали появления своего брата а3. А когда он приехал, то все обрадовались и все стало по-прежнему : а1 * а2 * а3 * а4 = а10.

«а2 и а3»
Белова Катя
7 Е класс, школа № 22
Жили-были две латинские буквы «а». Они жили в разных домах. У них были степени. У одной была вторая степень – а2, а у другой третья степень – а3. а3 была главнее чем а2.
Один раз а2 предложила а3, чтобы их степени сложились, а а3 предложила а2, чтобы их степени перемножились. Но а3 уступила а2 и их степени сложились. И вместе получилось а5. Они так и жили вместе. а3 * а2 = а3+2 = а5.
а3 хотела, чтобы они жили так, чтобы у одной а была а5, а у другой а была тоже а5, но так невозможно сделать – так они и остались одна а3 и другая а2, а вместе они были как а5. От этого и произошли правила умножения и деления степеней: аm * аn = аm+n
аm : аn = аm-n
«Город Знаменательград»
Сабитова Алина
5 Б класс, школа № 33.
За горами, за лесами был город Знаменательград. В этом городе жили «правильные» дроби со знаменателями 15 и 10. И был у них «неправильный» король 13 EMBED Equation.3 1415 или одна целая.
Дроби всегда спорили кто из них лучше и никак не могли успокоиться. И вот одному из них пришла идея спросить об этом короля. Король как всегда был занят важными делами, но чтобы послушать своих подданных время нашлось. Один из них сказал: «Мы никак не можем решить какой знаменатель лучше?»
Королю пришла идея. Он сказал: «Сделайте так, чтобы у вас был один и тот же знаменатель». Они решили так и сделать. Получились новые дроби:
13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415.
С тех пор в городе Знаменательград царит мир и покой.


«Задачи для колобка»
Калабина Софья,
5 Б класс, школа №33,
Жил – был старик со старухой. Решила старуха колобок испечь. Замесила тесто, испекла колобок в масле и положила на окно остудить. Колобок полежал, полежал да в друг покатиться на крыльцо, с крыльца во двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал заяц.
2 отца и 2 сына разделили между собой 30 рублей, причем каждый получил по 10 рублей. Как это могло произойти?
Колобок подумал и ответил: «Это были отец, дед и внук». «Правильно» - ответил заяц. И колобок покатился дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал волк.
В квадратной комнате в каждом углу сидят кошки. Напортив каждой кошки по 3 кошки. Сколько всего коше в комнате?
Колобок подумал и ответил: «4 кошки». «Правильно» - ответил волк. И колобок покатился дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал медведь.
Назови 2 числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел».
Колобок подумал и ответил: «Сто – 100, миллион – 1 000 000». «Правильно» - ответил медведь. И колобок покатился дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказала лиса.
У трех художников был брат Антон, а у Антона братьев не было. Как это могло произойти?
Долго думал колобок, но не додумался, что художники были сестрами. Так лиса и съела ко лобка.











13PAGE 15





13PAGE 15




13PAGE 15





13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14315




Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native