Конспект урока по русскому языку для 5 класса Приёмы слушания. Стили речи


Замешаева Елена Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.
Предмет: русский язык. Класс: 5. УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Урок № 5.
Тема урока: Приёмы слушания. Стили речи.
Цель урока: Дать учащимся возможность
получить представление о приёмах слушания, учиться применять их на практике;
усвоить сферы употребления стилей речи; учиться различать тексты, написанные в разных стилях речи.
Используемые средства: учебник, презентация, 4 листа для черновых записей командам, ещё один для жюри; карточки с номерами для распределения по командам (по количеству учащихся); 4 карточки для жребия.
Условные обозначения, используемые в конспекте урока:
Ở – учащиеся наблюдают, думают, самостоятельно формулируют мысль, отвечают, самостоятельно выполняют задание или что-либо выразительно читают;
ק – учащиеся делают запись, чертят таблицу, подчёркивают что-либо;
▼ – следующий шаг (клик) в презентации;
жирным шрифтом выделено то, что записывается в тетрадь;
разрядкой выделены те слова, которые нужно произносить с особым логическим ударением;
‽ № ... – ключевые вопросы темы.
! В конспекты уроков включено слово учителя в форме прямой речи, но без её оформления. Отсутствие кавычек и знаков, свойственных для записи диалога, в некоторой степени компенсируется изменением размера шрифта.

I. Организационный момент.
! Следует заранее посоветоваться с учителем начальной школы, какое из изученных в 4-м классе произведений можно использовать в качестве примера при изучении стилей речи; произведение должно быть выбрано из тех, которые дети лучше запомнили и при изучении которых сделали серьёзные нравственные выводы. Также нужно узнать, что знают дети о стилях речи и изучали ли в начальной школе переместительное свойство умножения (если нет, заменить текст).
Приветствие.
Знакомимся с планом урока (▼, слайд 2): проверка домашнего задания и изучение новой темы на сегодняшнем уроке неразделимы, поэтому в плане записаны в одном пункте; затем состоится небольшой конкурс, продолжим изучать стили речи и завершим самостоятельной работой, охватывающей обе темы.
II. Комментарий к проверенным письменным работам;
проверка д/задания и изучение новой темы (1-я часть).
Учитель даёт комментарий к проверенным работам.
Итак, открываем тетради, записываем (▼; слайд 3) число, “кл. работа”. (ק) А тему урока вам ещё предстоит угадать.
К сегодняшнему уроку я подобрала два эпиграфа. Но знаете ли вы, что такое эпиграф (▼; слайд 4, со словом эпиграф)? (Ở) А вот какое определение эпиграфу дают словари: Эпиграф – (▼) это короткий текст (обычно чьё-нибудь изречение или пословица), помещаемый автором перед своим произведением;… Как видите, поставлена точка с запятой, следовательно, мысль не завершена. Далее говорится о роли эпиграфа. Как вы думаете, какова же его роль? (Ở) Если не будет правильного ответа, найти эпиграф в учебнике на 4-й странице, прочитать, сказать, что это эпиграф ко всей книге, предложить поразмышлять над его смыслом, озвучить вывод: авторы учебника, вероятно, хотели сказать, что судьба языка зависит от нас, нынешних носителей языка, и если мы не сумеем овладеть им в полной мере, тогда и детям нашим он достанется лишённым красок, которыми был богат. Итак, эпиграф (▼) обычно поясняет основную идею произведения.
Так вот, я нашла два таких «коротких текста», два изречения, но прежде чем эпиграфы будут выведены на слайд полностью, вам придётся отгадать их части (▼: слайд 5, вновь появляется число и тема).
Итак, читаем и думаем, чем должна быть завершена эта фраза знаменитого древнегреческого философа (▼): «Два уха и один язык нам даны для того, …» (Ở) Интересные предположения! Посмотрим, кто из вас оказался прав (▼): «… чтобы больше слушать и меньше говорить». Впишем ниже автора изречения – это (▼) Зенон из Китиона, древнего греко-финикийского города. Взгляните, кстати, (▼) на скульптуру, изображающую Зенона Китийского. Мысль этого философа понятна? (Ở) Слушая, человек пополняет свои знания, поэтому чем больше слушаешь других и чем меньше говоришь сам, тем мудрее становишься. Но можно объяснить и так: больше слушая и меньше говоря, в меньшей степени подвергаешь себя опасности. Или можно воспринять как совет болтуну: меньше говори, больше слушай!
А сейчас выведем на слайд часть второго эпиграфа: «… тот поступает мудро». Узнаёте, откуда это? (Ở) Верно, это из песенки Винни-Пуха. Какими словами она начинается? (Ở) «Кто ходит в гости по утрам,…». Но в эпиграфе фраза немного изменена. Попробуйте отгадать начало, учитывая смысл предыдущего изречения. (Ở) Сейчас посмотрим, кто прав (▼): Кто чистит уши по утрам, тот поступает мудро. Поднимите руки, кто подумал так или примерно так? Молодцы! Изречение это принадлежит сразу трём авторам: (▼) Борису Заходеру, написавшему песенку для мультика, и соавторам книги «Гроссмейстер общения» (▼) Сергею Дерябо и Витольду Ясвину, переиначившим фразу. Кто сможет объяснить смысл фразы? (Ở) Конечно, кто каждый день готов внимательно слушать окружающих его людей, тот поступает мудро, т. к. это умение – важнейшее условие эффективного общения.
А теперь, опираясь на эти два эпиграфа, попробуем определить тему урока. (Ở) Даю подсказку (▼: слайд 6, схема, отражающая действия, совершаемые в процессе устного и письменного общения). О каком из действий, совершаемых во время общения, пойдёт речь? (Ở) Конечно, о (▼) слушании. А поскольку на прошлом уроке мы говорили о приёмах чтения, то, вероятно сегодня собираемся говорить о… (Ở) приёмах слушания. Так и запишем тему сегодняшнего урока (▼: слайд 7, с числом, кл/раб. и эпиграфами): Приёмы слушания. В процессе изучения данной темы мы продолжим знакомиться со стилями речи, поэтому запишем далее (▼): Стили речи. (ק) И ниже, чуть сдвинувшись вправо (потому что эпиграфы помещаются в правой части страницы), запишем оба изречения. (ק)
А теперь хотелось бы услышать о приёмах слушания от вас, потому что выступление на тему «Как нужно слушать?» вы готовили дома. (Ở) Отвечающему можно помочь, как и на предыдущем уроке, помогая строить фразы, подсказывая слова и обороты речи. Текст выступления может быть таким:
Тема моего выступления – «Как нужно слушать» или «Приёмы слушания».
Одним из действий, которое совершают участники общения, является слушание.
Для того, чтобы общение было эффективным, нужно знать и уметь применять приёмы слушания. Перечислим некоторые из них:
В первую очередь – нельзя отвлекаться, нужно сосредоточиться на том, что говорят.
Не следует перебивать говорящего.
По началу речи или по заголовку текста (если читают текст) нужно постараться определить, о чём будет говориться.
Следует обращать внимание на то, что говорящий выделяет голосом, на выражение его лица, жесты.
И, наконец, если что-то осталось непонятым, нужно спросить об этом.
В учебнике предлагаются для запоминания фразы, которыми можно воспользоваться, когда потребуется задать какой-нибудь вопрос в процессе или после прослушивания выступления: «Скажите, пожалуйста, что означает слово такое-то», «Извините, я не понял(а), как выполнять задание», «Объясните, пожалуйста, как обозначать то-то или то-то».
Если мы научимся пользоваться приёмами слушания, мы сделаем ещё один шаг на пути к умению общаться, а значит – к достижению желаемого.
Скажем «спасибо» выступавшему за ясное изложение заданной темы и продолжим разговор о ней.
Список приёмов слушания, который был сейчас назван выступающим, неполон. Есть специфические, т. е. особенные, приёмы слушания, которые используются в разговоре психиатра и его пациента, продавца и клиента, начальника и подчинённого, а также человека и… человека (т. е. в разговоре друзей, приятелей, знакомых и НЕзнакомых и т. д.). Сегодня мы ограничимся приёмами, которые нужно уметь использовать на уроке. Почти все они были перечислены. Выведем их ещё раз на слайд. (▼; слайд 8, на нём – только заголовок Приёмы слушания:) Далее кликаем по мере проговаривания и обсуждения требующих этого пунктов.
не отвлекаемся, стараемся сосредоточиться;
не перебиваем говорящего;
слушаем речь с самого начала, стараясь понять по началу, о чём она; обращаем внимание на заголовок, если он объявлен (как видите, этот пункт немного перефразирован, в сравнении с учебником, – подчёркивается необходимость слушать с начала, а не начинать вникать с 3-й, например, фразы, потому что в начале высказывания обычно проговаривается что-то очень важное для понимания всей речи);обращаем внимание на выделяемое голосом, на жесты и мимику говорящего;
если что-то не поняли, спрашиваем (на уроке, когда говорит учитель, вначале нужно поднять руку);
Список не завершён. Всё перечисленное выше – это универсальные приёмы слушания. Учитель держит паузу и ждёт, когда дети спросят, что значит «универсальные». Никто не хочет спросить, что значит слово универсальные? Все знают? Взгляните-ка на последний пункт на слайде. // А ведь мы сейчас учимся слушать! И часть этого умения – вовремя задать вопрос о непонятном. Тем более что возникла пауза и, значит, появилась возможность поднять руку и спросить. Учтите это на будущее, а сейчас значение слова (▼; слайд 9, на нём – слово универсальный) универсальный: это значит (▼) пригодный для любой ситуации, для всех случаев. Вернёмся к приёмам (▼; слайд 10).
Повторюсь: всё уже перечисленное – это универсальные приёмы слушания, пригодные для любой ситуации. Проведём (▼) вертикальную линию и под ней поместим приёмы, касающиеся именно общения на уроке (далее кликаем по мере проговаривания и обсуждения пунктов):
не торопим собеседника; помним: неумение высказаться ещё не говорит об отсутствии заслуживающей внимания мысли;
В таком виде приём не универсален, потому что психиатр, например, не должен торопить пациента независимо от того, умно ли тот говорит. Для вас же этот приём очень важен вот почему: на уроках вы часто будете работать в группах, выполняя задания вместе, и результат работы будет общим. В такой ситуации, при ограниченном времени работы, вы иногда начинаете нервничать, активисты группы, торопясь выполнить задание, бывает, не слышат остальных участников либо из-за их скромности, либо из-за их неуверенности в себе, либо из-за их неумения формулировать мысль. В такой ситуации группа может не уловить лучшего, а может, и единственно верного ответа. Мне как учителю уже приходилось сталкиваться с подобным, так что советую вам очень внимательно слушать друг друга.
Но вот проблема: времени на уроке так мало, что иной раз нет возможности ждать, когда человек «доформулирует» свою мысль до конца. В таком случае пригодится следующий приём:
если время ограничено, а вы уже поняли, о чём (пусть и путано) говорит собеседник, сформулируйте по-своему и спросите, так ли вы поняли (причём будьте вежливы, иначе в другой раз этот игрок может предпочесть промолчать) … Здесь проставлено многоточие, потому что и это приём не последний, но пока на нём остановимся. И вот ещё что: а что значит слово (▼: слайд 11, на слайде слово предпочесть) предпочесть в словосочетании предпочесть промолчать? (Ở) Предпочесть – (▼) значит выбрать один вариант из нескольких, признав его лучшим. В данном случае человек выбирает между вариантом промолчать и не получить оскорбление от невоздержанного одноклассника (а это, увы, возможно, даже если этот одноклассник сам неправ) и удовольствием от удачного вклада в общую работу (если мысль окажется удачной). Таким образом, дорогие будущие активисты команд, вы больше потеряете, чем приобретёте, если будете невоздержанны в речах и нетерпеливы: одна голова хорошо, а две… (Ở) лучше; четыре головы хорошо, а пять (Ở) лучше.
III. Закрепление материала (первая часть).
А теперь задание (▼: слайд 12, на слайде Задание № 1). С первой секунды начинаем меня внимательно слушать: повторять ничего не буду, и посмотрим, как хорошо вы умеете использовать приёмы слушания.
Сейчас я раздам карточки с номерами групп. Всего будет пять групп. У ребят, на карточках которых окажется единица, войдут в первую группу; те, у которых будет двойка, – во вторую и т. д. Первая группа занимает место в дальнем углу кабинета слева, вторая – в дальнем углу у окна, третья – в ближнем у окна, четвёртая – у двери (каждый раз указывать на соответствующий угол). Пятая группа останется со мной и войдёт в жюри конкурса. Раздаём карточки, дети расходятся по своим командам; парты можно не совмещать и ребят не усаживать, т. к. времени конкурс займёт немного. Приготовились слушать? Запишите на выданном вам листе номер команды и фамилии участников. С обратной стороны будете делать необходимые записи. (ק) Теперь проявим задание (▼):
1-я группа готовит выступление на тему: «Что даёт нам умение говорить?»
2-я группа готовит выступление на тему: «Что даёт нам умение слушать?»
3-я и 4-я группы готовят выступление на тему: «Что в общении важнее – умение говорить или умение слушать?» Обоснуйте своё мнение.
Вопросы есть? Если нет, можете приступать. И помните о приёмах слушания: они вам пригодятся.
Во время подготовки обсуждаем с 5-й группой, каким образом будем судить. Каждой команде нужно вынести 2 оценки по пятибалльной системе: за собственное выступление, за пересказ + по одному баллу за дополнения. Лист расчерчен, каждый член жюри называет свою оценку, все они записываются. Во время подготовки групп подсчитываются очки. Во время выставления оценок группы могут продолжить подготовку (те, кто выступает позже, выигрывают во времени подготовки, но зато они проигрывают из-за отдаления момента выступления от момента готовности: сосредоточенность рассеивается, текст забывается). Учитель объявляет, что оставляет за собой право добавить командам по три очка (отдать их, в первую очередь, нужно тем из команд, которые придут к выводу, что важно и то, и другое). Предупредить членов жюри, что слушать им надо тоже очень внимательно и что судить справедливо в их интересах: как аукнется…
№ команды оценки за выступление оценки за пересказ дополнительные очки итого
Готовы? Хорошо. Но прежде чем вы выскажетесь, нужно озвучит вторую часть задания (▼): Как можно точнее перескажите содержание предыдущего выступления. Сейчас мы выслушаем первую команду. Все остальные должны внимательно слушать, потому что затем оставшиеся команды будут тянуть жребий. Цель жеребьёвки – определить ту из них, которая будет пересказывать. На подготовку к пересказу будет дана всего 1 минута; за это время вы должны выбрать выступающего и вспомнить всё, что было сказано. Остальные команды смогут заработать баллы дополняя.
Выступление 1-й команды; затем остальные команды тянут жребий, пересказ, дополнения. Таким же образом и далее. Команды выступают по порядку (их роль определилась в момент распределения на команды). Пересказавшая 1 раз команда в следующей жеребьёвке не участвует.
Затем подводим итоги, объявляем оценки.
Где-то во время работы должен возникнуть разговор о том, что задание для 3-й и 4-й групп предполагает 3 варианта ответа. Если ребята не разглядели третьего (возможности обосновать мнение о том, что важно и то, и другое), значит, они не научились пока в полной мере вникать в текст: вопрос «Что в общении важнее…?» не исключает данной мысли. Стоит спросить ребят: «Ведь наверняка некоторые из вас думали: почему мы должны доказывать то или другое, если важно и то, и другое?»
IV. Изучение новой темы (2-я часть).
На прошлом уроке в процессе усвоения приёмов изучающего чтения, вы познакомились (▼; слайд 13) со стилями речи (повторили – если знали о них в начальной школе). Назовём их ещё раз. (Ở) Верно, (▼) разговорный, научный, художественный. На самом деле есть и другие стили и ПОДстили, но о них мы сейчас говорить не будем.
Вспомните, от чего зависит выбор стиля речи, когда мы собираемся что-то сказать или написать? (Ở) От (▼) задачи высказывания.
Когда мы пользуемся разговорным стилем? (Ở) Когда хотим поделиться своими мыслями и чувствами в непринуждённой обстановке. А с какой целью мы делимся своими мыслями и чувствами? (Ở) С целью (▼) организации какой-либо деятельности или с целью получения эмоционального отклика.
Когда мы пользуемся научным стилем? (Ở) Когда хотим (▼) сообщить точные научные сведения; а ещё (▼) объяснить факты, доказать научные утверждения.
Когда пользуемся художественным стилем? (Ở) Когда хотим (▼) создать словесную картину жизни. Надеюсь, вы помните, кто обычно занимается созданием словесных картин жизни? Подсказываю: тот, у кого к этому есть талант. (Ở) Писатели и поэты, конечно. И с какой же целью они создают эти словесные картины жизни? (Ở) Как именно пойдёт разговор, предугадать сложно, поэтому только несколько замечаний: нужно напомнить ребятам, что из художественных произведений дети читали, например, в прошлом году, что из этого запомнилось, какие чувства вызывало, какие они из этого сделали выводы, какое отношение к эти выводам имеет писатель (непосредственное: писатель именно этого и хотел). На слайде цель отразим так: с целью воздействия на чувства и сознание читателя (слушателя).
Обратите внимание на то, какой цвет шрифта использован для первой и для второй половины записи: верхняя часть – оранжевая, нижняя – коричневая. Дело в том, что оранжевым цветом выделена именно задача высказывания. Задача – это промежуточная цель, шаг на пути к цели. А главная цель, конечная, выделена коричневым цветом.
В части, касающейся научного стиля, коричневого цвета нет: внизу тоже оранжевый, только бледный. Бледным оранжевым выделено всего лишь уточнение к задаче высказывания. Попробуйте сформулировать сами цель высказывания в научном стиле: с какой целью сообщаются точные научные сведения, объясняются факты, доказываются научные утверждения? (Ở) С целью раскрытия тайн устройства мира, с целью развития науки, с целью совершенствования условий жизни человечества, с целью совершенствования самого человека. Для целей высказывания в научном стиле здесь места не хватило, да и это для нас сейчас не важно.
Мы сейчас будем учиться определять, к какому стилю речи относится тот или иной текст, а для этого достаточно того, что выделено оранжевым цветом (указываем на эту часть таблицы). Ещё для определения стилей речи будет полезно знание (▼) сферы употребления стилей речи. Давайте введём это в таблицу.
Начнём с художественного стиля. Где мы сталкиваемся с художественным стилем? (Ở) В (▼) художественных произведениях. А именно? (Ở) В (▼) рассказах, (▼) стихах, (▼) сказках, (▼) романах и т. д.
В какой сфере употребляется научный стиль? (Ở) Подсказываю (▼): в научных трудах, … (Ở ▼) лекциях, … (Ở ▼) учебниках, … (Ở ▼) рефератах, докладах, научных статьях.
А какова сфера употребления разговорного стиля? (Ở) Верно, повседневные разговоры в быту (▼) и (▼) (иногда) (▼) на работе (иногда – потому что не на любой работе и не в любой обстановке возможно непринуждённое общение); помимо использования разговорного стиля в повседневных разговорах, его также используют, когда пишут… Что пишут? (Ở ▼) записки, (▼) письма, (▼) СМС.
Ну что же, информации достаточно, чтобы попробовать различать тексты разных стилей речи? (Ở) Кстати, к какому стилю относится текст домашнего упражнения (упр. 17)? (Ở) Правильно, художественного. Найдём это упражнение в учебнике (стр. 12). Вы должны были доказать, опираясь на выделенные словосочетания, что текст относится к художественному стилю. Докажите. (Ở) Верно, в параграфе учебника, который вы вчера изучали, говорилось, что одним из признаков художественного стиля является красочность изображения событий, явлений природы и т. д., а выделенные словосочетания как раз и добавляют изображению красочности.

V. Закрепление материала (вторая часть). А теперь задание № 2 (▼: слайд 14, на слайде Задание № 2). Запишите в тетради посередине строки «№ 2». (ק) Читаем задание (▼): Прослушать текст и записать в тетради:
стиль речи, в котором текст написан;
тему текста (то, о чём говорится в тексте).
Это задание проверяет и ваше понимание стилей речи, и ваше умение слушать, и ваше умение формулировать мысль. Перед вами будет пример записи (▼): Текст № 1: науч.; звёзды. И примеры сокращения слов, называющих стили (▼): разг. – разговорный стиль; худож. – художественный стиль. Как сокращать слово научный, видно в записи выше.
Напишите в тетради «Текст № 1» и поставьте двоеточие. Начнём. Слушаем внимательно. Читаю один раз. Далее учитель читает текст, даёт время для обдумывания и записи, затем читает следующий текст. Должно быть не менее 3-х текстов (по количеству изучаемых стилей речи).
Текст № 1.
Неуютно стало в лесу. Роскошный ковёр из листьев пожух и почернел. Грибы исчезли. Стоят без листьев берёзы, осинки и могучие дубы. Лишь сосны и ели хранят свою зелёную хвою. Да на рябине красуются красные гроздья. Дожидаются мороза.
Реки ещё не встали, но уже блестит хрупкий ледок у берегов. А вот на застывших лужицах уже можно покататься.
Текст № 2.
У меня такая игра есть уже. Это игра «Светофор». Там нужно шарики собирать, чтобы в каждом ряду был одинаковый цвет.
Я ещё не умею, но папа меня скоро научит.
Текст № 3.
При перестановке множителей значение произведения не меняется. Это переместительное свойство умножения.
С помощью букв это свойство можно показать так: m • n = n • m (m умножить на n равно n умножить на m).
Закончили? Сдаём тетради. (Собираем тетради так, как учились.)
Теперь проверим (▼: слайд 15). Итак, у вас должно быть записано (▼): Текст № 1. Далее – стиль. Какой? (Ở) Художественный, конечно, ведь текст красочно изображает явление природы, значит, должно быть записано (▼) худож. У кого другой стиль? Только честно, пожалуйста, ведь мы сейчас учимся, и чем лучше я пойму вашу проблему, тем легче мне будет помочь вам разобраться. (Ở) Обсуждаем, если были ошибки при определении стиля. И последнее – какова тема текста? (Ở ▼) Поздняя осень, конечно. Или (▼) осень. Или (▼) лес осенью. Или (▼) лес поздней осенью. Самое точное определение темы – первое. Второе – осень – охватывает больший период, чем тот, о котором идёт речь. Последние два варианта, наоборот, сужают тему: во втором абзаце говорится о реке и нет нигде упоминания, что речка находится именно в лесу. Следовательно, последние два определения темы неточны. А вот как называет описываемое время сам автор этого текста (▼): предзимье. Согласитесь, такое определение темы было бы самым точным и самым красивым. Поднимите руки, у кого первый вариант? У кого второй? У кого третий или четвёртый? А у кого другие варианты? (Ở) Обсудить.
Смотрим второй текст (▼: слайд 16, на слайде текст № 2). На это раз должно быть так (▼): Текст № 2. Стиль речи? (Ở ▼) Разговорный. Правильный вариант темы? (Ở ▼): игра «Светофор». Менее удачный (▼) – игра, ещё менее (▼) – «Светофор». Почему, как вы думаете? (Ở) Конечно, игр много, а слово светофор может означать совсем другое. Игра «светофор» – и точно, и коротко.
А вот ещё вариант (▼): Об игре «Светофор» и о том, что автор текста ещё не умеет в неё играть… Но если настолько подробно определять тему, тогда, выходит, нужно и вторую половину последнего предложения переписывать (▼): и что этой игре его скоро научит папа. Ведь по важности эти две мысли одинаковы. Вывод из этого? (Ở) При определении темы нужно уметь выделять самое главное, быть лаконичным, т. е. (▼: слайд 17, на слайде слово лаконичный ▼) кратким, немногословным.
Предположим, что Саша вернулся от друга Вани и брат его спрашивает, о чём они говорили. Саша отвечает: «Об игре «Светофор»». Брат удовлетворён ответом и начинает заниматься другими делами: ему этой информации достаточно. А если Саша начнёт свой ответ так: «Об игре «Светофор» и о том, что Ваня не умеет в неё играть и что этой игре его скоро научит папа» и т. д. А брату это надо?! В крайнем случае, если всё-таки надо, он сам задаст уточняющий вопрос. В общем, (▼: слайд 18, на слайде текст № 3 и остальное) последний вариант нужно зачеркнуть (▼).
Последний текст (▼: слайд 19, на слайде текст № 3).У вас в тетради (▼): Текст № 3. Стиль речи? (Ở ▼) Научный. Наиболее точная формулировка темы? (Ở ▼): Переместительное свойство умножения. Менее точно (▼) – свойство умножения. Ещё менее (▼) – умножение. Как видите, краткость хороша в меру.
VI. Домашнее задание (▼: слайд 20, ק или фотографируют).
1) упр. № 18 (+ списать; все задания письменно);
3) подготовить выступление на тему «Стили речи».
Напомнить: если при упражнении запись в скобках с плюсом, это означает, что выполняем задание, данное в самом упражнении, плюс то, что записано в скобках.
Внимание! На перемене можно загрузить слайд на флешку.
VII. В оставшееся время.
Как можно задать вопрос, в том числе на уроке? (▼: слайд 21; на слайде только заголовок «Как можно задать вопрос») По-разному. Можно спросить так, что отвечающему, т. е. учителю, придётся всё проговаривать самому. А можно так, чтобы по вопросу было понятно, как думает сам спрашивающий ученик. Это хорошо по двум причинам: во-первых, позволяет учителю понять, в чём уже разобрался ученик, а в чём нет, и на основе этого продумать ответ, помочь разобраться; во-вторых, если ученик окажется прав в своём предположении, у него будет причина для маленькой радости (оказывается, сам понял, сам знаю). Я, как учитель, всегда стараюсь, прежде чем отвечать, спросить, как думает сам ученик.
Поэтому предлагаю потренироваться и придумать второй вариант формулировки вопроса к следующим случаям.
(▼: появляется «Объясните…».) (Ở) Если у кого-нибудь получилось, прекрасно. Если нет, открываем второй вариант. Со следующей парой проделываем то же самое и т. д.
Упражнения даются по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бабайцева В. В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. – М.: просвещение, 1979. – (Библиотека учителя русского языка.)
2. Баранов М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов. – Киев: Раднянська школа, 1987.
3. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. – М.; Л., 1935.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975.
8. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. – 2-е изд., переработанное / В. В. Иванов, З. А. Потиха. – М.: Просвещение, 1985.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд., / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994.
10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: уч. пособие для студ. пед. ин-тов, обучающихся по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – 2-е изд., испр. / М. И. Мещерякова. – М.: Рольф, 2001.
12. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1988.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц” / И. Л. Резниченко. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
14. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. – М.: Учпедгиз, 1960.
15. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – 5-е изд., испр. / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. –Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд., 1994.
17. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1980.
18. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1982.
19. Штоль А. А. Русский язык в таблицах: учеб.-справ. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / А. А. Штоль. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
20. Грамматика современного русского литературного языка / М.: Наука, 1970.
21. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова – М.: Академия, 2000.
22. Современный русский литературный язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. “Филология” / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под редакцией П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2000.
23. Современный русский язык / под редакцией Л. А. Новикова – С./П.; М.; Краснодар, 2003.
24. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
25. Словари и энциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru/26. Искусство стратегии и сталкинга: Валерий Чугреев   http://chugreev.ru   vchugreev.ru
27. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. Научно-популярное издание / Дерябо С.Д. , Ясвин В.А; 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. http://lib100.com/book/contact/grossmeyster_obsheniya/gross_obsheniya.pdf
28. Википедия