Образовательный материал


государственная символика
Цели: закреплять знания учащихся о символах нашей родины; развивать речевые умения; продолжить патриотическое воспитание.
Оборудование: ребус «Родина»; кроссворд «Символика России»; аудиозапись гимна России; изображения флага и герба России.
1. Сообщение темы
– Прочитайте ребус
Р 1 а
(Родина.) Звучит запись песни «C чего начинается Родина…»
– Как называется наша родина?
– Какие государственные символы России вам известны?
Тема Государственная символика
Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми дорогими и родными на свете.
II. Знакомство с символикой
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас?  Как называется наша Родина?(Россия или Российская Федерация.)Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту.Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.                 Имеет флаг, и гимн, и гербРоссийская держава.И, как все символы, ониЖизнь нашу отражают.
– На земле много разных стран, много государств. И у каждого государства обязательно есть свой флаг, герб и гимн. Деловые люди, представляясь, вручают друг другу визитные карточки, на которых написаны их имя, фамилия, место работы и должность. А для страны такой визитной карточкой служат флаг, герб и гимн. Флаг, герб и гимн называются символами государства.
Вы, наверное, видели по телевизору, как награждают наших спортсменов за победы на олимпиадах или в чемпионатах. Что при этом происходит? (Спортсменам вручают медали.)
– Не только. Когда спортсменов награждают, звучит гимн их страны и над стадионом поднимается флаг их государства. Если российский спортсмен занял первое место, первым взвивается российский флаг. Выражая уважение к государственным символам страны, зрители, судьи и другие спортсмены тем самым выражают свое уважение к стране, за честь которой выступал спортсмен или спортивная команда.
Вы, как граждане России, обязательно должны знать ее главные символы и, конечно же, уважать их.
У каждого государства обязательно есть свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.
Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
– Прежде чем мы прослушаем мелодию гимна, ознакомимся с его текстом.
Прослушивание гимна
– Почему мысль об отечестве связана с мудростью предков?
– Найдите слова, которые звучат как клятва.
– Что значит «священная»?
– Что такое «держава»? (Государство в высоком понимании.)
Если посмотреть на карту России, можно увидеть, что страна наша огромна. Она протянулась с юга до самого крайнего севера, где и летом и зимой всегда лежит снег и лед. А на юге нашей страны снег – большая редкость. Наша страна очень красива.
Учитель демонстрирует картины с изображением лесов, полей, гор, различных городов нашей страны и предлагает учащимся прослушать (обязательно стоя) в записи гимн России.
– Какое чувство вы испытывали, прослушивая гимн?
– Кто автор этой торжественной мелодии? (Композитор А. Александров.)
– Кто автор слов? (С. Михалков.) Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? 
Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. 
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, на него напал лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый денькормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Eгорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.  Посмотрите, какие гербы имеют другие государства.
Наш герб
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый,
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный -
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.С. Маршак
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.   Потом стяги стали делать из ткани.  Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».   Наш российский флаг – трёхцветный.  Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.   День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.Учитель: На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?   
2.Работа с пословицами
Родина краше солнца,     дороже золота.Родина – мать,       умей за неё постоять.Нет в мире краше     Родины нашей.Для Родины своей    ни сил, ни жизни не жалей.
3. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а.
– В чем может проявляться ваше служение Родине как маленьких граждан? (Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу и т. д.)
– Верно. На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней.
И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.
Пройдет немного времени, и вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери.
Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется «планета Земля». Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая друг другу в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.
III. Закрепление изученного материала.
К р о с с в о р д «Символика России».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 По горизонтали:
3. Имя воина, изображенного на гербе России и города Москвы. 7. Как называют воина, который сражается на коне? 9. Столица нашей Родины. 10. Главный символ (эмблема) любого государства, города. 11. Какого цвета щит на гербе России?
По вертикали:
1. Золотой шар с крестом наверху. 2. Птица, изображенная на российском гербе. 4. Как иначе называется флаг? 5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? 6. Жезл – символ власти – это ... 8. Сколько голов у орла на гербе России? 10. Торжественная песня – символ государства.
О т в е т ы:
По горизонтали: 3. Георгий. 7. Всадник. 9. Москва. 10. Герб. 11. Красного.
По вертикали: 1. Держава. 2. Орел. 4. Знамя. 5. Синий. 6. Скипетр. 8. Две. 10. Гимн.
IV. Итог урока.
– О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
– Какие символы нашего государства вы видели на торжественном празднике, посвященном началу учебного года? (Ответы.)
Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом. Сила каждого государства – в патриотическом духе его народа.
Патриотизм – эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей.
– Какие чувства вы испытывали, когда звучал гимн нашей страны?
– В чем, на ваш взгляд, может проявляться служение Родине? (Служба в рядах вооруженных сил, готовность каждого человека в трудную минуту встать на защиту Родины, добросовестный труд на благо Родины, бережное отношение к природе, природным богатствам.)